Статья "Художественное точение изделий из древесины"

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели: Изучив данный учебный элемент, вы сможете:

- организовать рабочее место;

- узнать способы и приемы точения внутренних поверхностей на станке ТСД-120;

- научиться подбирать материал для работы;

- научиться подбирать необходимый инструмент;

- научиться выполнять приемы точения внутренних поверхностей;

- научиться выполнять работу безопасно.

Инструменты и приспособления

Таблица №1

Материалы и оборудование

Таблица № 2

№ п/п Наименование

Количество

Примечание
1. Станок СТД-120М 1 В комплекте
2. Инструкция по охране труда 1 В наличии
3. Операционная карта 1 С неполными данными
4. Заготовка 1 Ученик выбирает самостоятельно размеры (приблизительно), породу древесины, вид изделия
5. Спецодежда 1 В наличии
6. Щетка - сметка 1 В наличии

Теоретическая часть

Токарная обработка древесины является также одним из видов художественной обработки материалов; так называемое художественное точение, которое издавна применялось для изготовления мебели, посуды, игрушек, различных элементов декорирования, как предметов домашнего обихода, так и различных строительных конструкций.

Для художественного точения пригодна древесина многих пород. Наиболее используемые породы это: дуб и ясень, яблоня и груша, клен и береза, бук, сосна, ольха и липа. Каждая порода обладает определенными качествами, присущими только ей. Каждый мастер, планируя свою работу, учитывает и использует эти качества (подробнее можно узнать об этом в книгах Г.Я. Федотова – “Волшебный мир дерева” и А.В. Березнева – “Резьба по дереву”, а также по материалам интернет-сайтов).

Детали, имеющие фасонную поверхность, изображают на чертежах обычно одним главным видом. Для этого проводят горизонтальную (или вертикальную) осевую штрихпунктирную линию, затем вычерчивают профиль детали сплошной основной линией симметрично относительно осевой линии, вычерчивают радиусы, образующие конусов и другие элементы. Проставляют размеры цилиндров и конусов – диаметр и длину. Для сферических поверхностей проставляют радиус или диаметр с надписью слова “сфера”. На чертежах сложнопрофильных деталей проставляют диаметры, расстояния по оси, радиусы скругления профилей, размеры фасок и т.д.

Все размеры вдоль оси вращения наносят относительно базы, например торца А. (см. рис. №1)

Рис. 1

Для художественных токарных работ применяют как обычные, так и специальные токарные резцы. Это различного типа стамески, крючки, гребенки, профильные резцы, а также сверла различных конструкций.

Рис. 2

На рис. 2а представлены различные профили резцов и виды поверхностей; на рис.2б справа – сверху вниз: полукруглые стамески; косые стамески; скребки (прямые). Здесь же слева – возможные варианты профилей резцов.

Рис.3

На рис.3 показан способ обработки профильным резцом, где: 1-заготовка; 2-плокая стамеска, 3-профильный резец.

Очень популярным издавна, да и сегодня является точение изделий в виде ваз, тарелок, чашек, стаканчиков, солонок, шкатулок и др.

Заготовка для данного типа детали закрепляется шурупами на планшайбе (см табл. №1) токарного станка. Вначале обрабатывают наружную (полукруглой стамеской) поверхность, придавая ей нужную форму. Затем внутреннюю поверхность – от центра к краю (предварительно можно просверлить отверстие по оси детали – при малом диаметре заготовки).

Контроль размеров при точении выполняют линейкой, штангенциркулем и нутромером (см. табл. №1) при полностью остановленной заготовке.

Чистовую обработку проводят вначале внутри детали - крючком и плоской стамеской, затем снаружи – плоской и полукруглой стамеской.

Затем окончательную обработку напильниками и наждачной бумагой (на специальных оправках - см табл. №1).

Можно отполировать и затемнить готовое изделие до желто-коричневого цвета куском боле твердой древесины. При необходимости поверхность изделия украшают резьбой различного вида, красят морилкой, лакируют и т.д.

Инструкция по охране труда (приложение 3).

Операционная карта (приложение 4).

Практическая часть

1. Организация рабочего места:

  • перед началом работы осмотреть станок и приспособления;
  • подготовить необходимые режущие инструменты;
  • подготовить необходимые контрольно-измерительные инструменты;
  • подготовить заготовку согласно указаниям операционной карты;
  • надеть спецодежду
  • внимательно изучить инструкцию по охране труда;
  • доложить учителю о готовности;
  • приступить к работе.

2. Изготовление детали:

  • Вам предлагается операционная карта с неполными данными;
  • Заполните пробелы;
  • Изучите чертеж предлагаемой детали;
  • Изучите образцы и рисунки (фотографии) готовых изделий;
  • Вы можете разработать собственную конструкцию детали, составив ее чертеж;
  • Внесите изменения в операционную карту, если считаете их необходимыми;
  • Подберите заготовку с учетом всех требований, в том числе требований безопасности (приложение – ppt);
  • Приступите к работе по изготовлению предлагаемой, либо собственно разработанной детали;
  • Все операции выполняйте в соответствии с требованиями операционной карты и инструкции по охране труда;
  • По окончании работы приведите в порядок рабочее место: уберите опилки со станка; разложите инструменты установленном порядке; снимите спецодежду, приведите себя в порядок.

На рис.4 дан чертеж предлагаемого изделия: стаканчик – солонка.

Рис. 4

При выполнении работ по усвоению приемов художественного точения, по данному учебному элементу учитель анализирует действия учащихся, делая себе заметки о правильности выполнения приемов работы, а также на не полное усвоение отдельными учащимися приемов владения инструментом, чтения и выполнения чертежа; индивидуально учитывает интеллект и возможности каждого учащегося, чтобы потом, анализируя и оценивая работу на первых этапах обучения, оказать помощь каждому ребенку, кому-то меньше, кому-то больше, ведь главная задача состоит в полном усвоении учебного задания по этому элементу. Так как это уже второй год обучения работе на станке, то для оказания помощи привлекаются и учащиеся, которые уже успешно усвоили этот УЭ или посещали занятия профильного кружка и хорошо знакомы с приемами работы по данному элементу.

Контрольные вопросы и задания (приложение 5).

Ученики сдают оба контрольных задания и готовую деталь. За работу над данным учебным элементом каждый учащийся получает четыре отметки: две по контрольным заданиям и две за готовую деталь – за качество изготовления и соответствие требованиям операционной карты. Если отметка ниже 3 баллов – работа выполняется вновь на занятиях кружка.

При выполнении работы по данной теме возникла проблема: как обработать торцы готовой детали профильной формы? В руках держать при обработке не всегда возможно.

Решение:

  • по окончании работы опилки собираются в два небольших полотняных мешочка и тогда деталь вместе с мешочками (заполненными опилками) может быть закреплена в верстачный зажим либо в струбцину; при этом деталь находится между мешочками с опилками.
  • Также учениками было предложено использовать для закрепления заготовки упаковочный пенопласт от различной бытовой техники.

Литература

  1. Каунов А.М. Современные технологии и методы обучения. Волгоград. “Перемена”. 2008.
  2. Каунов А.М. Информационный компакт-диск “Современные образовательные технологии и методы обучения”.
  3. Учебник “Технология” под. ред. В.Д. Симоненко. 7 класс. Москва “Вентана-Граф”. 2007.
  4. Березнев А.В., Березнева Т.С. Резьба по дереву. Минск. “Парадокс”. 2000.
  5. Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева. Москва. “Просвещение”. 1987.
  6. http://www.sv-dom.ru/derevo31.htm
  7. http://www.woodmagic.ru/solnechnii/ocobennosti/
  8. http://art-racy.msk/ru/page.php?24.0