Цели урока:
- предметные: познакомить детей с алгоритмом написания строчной буквы «в»; учить писать слоги, слова, предложение с буквой «в»; закреплять письмо изученных букв.
- метапредметные: развивать устную и письменную речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух, творческие и коммуникативные способности, навыки классификации, умение формулировать тему и цель урока, подводить итог урока, выражать отношение к результату своей работы.
- личностные: создать условия для формирования внутренней позиции обучающихся, характеризующейся интересом к происходящему на уроке и положительной мотивацией учебной деятельности.
Оборудование: записи на доске, нарисованное вишнёвое дерево, вырезанные из бумаги вишенки для работы в паре, карточки со слогами, картинки с изображением воробья и вороны, ребус «ворона», условное обозначение: «Работа в паре», печатная буква «В».
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Вот и прозвенел звонок, начинаем мы урок.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Послушайте и отгадайте загадки.
- Я весь день ловлю жуков,
Уплетаю червяков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я Бывалый …
Ученики: воробей.
Учитель вывешивает картинку с изображением воробья.
Учитель: Какой звук слышится в начале слова воробей? Дайте характеристику этому звуку.
Ученики: Согласный, твёрдый, звонкий, парный.
Учитель:
- Сижу на дереве,
Кругла, как шар,
Красна, как кровь,
Сладка, как мёд.
Ученики: вишня.
Учитель: Какой звук слышится в начале слова вишня? Дайте характеристику этому звуку.
Ученики: Согласный, мягкий, звонкий, парный.
Учитель: Какой буквой на письме обозначаются звуки [в], [в']?
Ученики: Буквой «в».
Учитель: В Букваре мы познакомились с печатной буквой «в».
Учитель вывешивает печатную букву В.
Учитель: Как вы думаете, а на уроке письма, с какой буквой мы познакомимся?
Ученики: Со строчной буквой «в».
III. Формулирование темы. Постановка цели урока.
Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.
Ученики: Строчная буква «в».
Учитель открывает часть доски с изображением строчной буквы в.
Учитель: Какова цель урока?
Ученики: Научиться писать строчную букву «в», слова с этой буквой.
IV. Открытие новых знаний.
Учитель: Посмотрите внимательно на букву. Из каких элементов она состоит?
Ученики: Петельки, овала.
Учитель: Если бы вы были учителем, как бы вы объяснили алгоритм написания строчной буквы «в»?
К доске выходит ученица и пробует объяснить алгоритм написания строчной буквы» «в».
Учитель: Послушайте алгоритм написания строчной буквы «в». Ставим ручку на середину рабочей строки, идём наискось вверх, пишем петельку, прямую наклонную, овал.
Последовательность выполнения работы учениками:
- Письмо строчной буквы «в» воздухе.
- Повторение правил, которые нужно вспомнить при письме (спинку держим прямо, ручку держим правильно, листок тетради лежит наискось).
- Письмо строчной буквы «в» в тонких тетрадях (сначала с учителем).
Работа в парах.
Учитель показывает условное обозначение: значок «вишенки».
Учитель: Что это за условное обозначение?
Ученики: Работа в паре.
Учитель: Давайте покажем гостям, как вы научились писать строчную букву «в».
- Письмо строчной буквы «в» на вишенках. (Ученики по очереди пишут фломастером).
Учитель во время проведения физкультминутки учеником «одевает» вишнёвое дерево.
V. Физкультминутка «Пожалуйста».
Учитель: Вы должны выполнять все движения, о которых я вас попрошу, но только в том случае, если услышите слово «пожалуйста».
VI. Работа над новым материалом.
1. На доске буквы: а у в о ы и э
Учитель: На какие группы можно разделить эти буквы?
Ученики: Гласные и согласные.
Учитель: Давайте разделим буквы на две группы.
Учитель показывает на доске схему:
– Согласная буква «в» дружит с гласными буквами. В результате этой дружбы образуются слоги. Давайте их прочитаем.
2. Чтение слогов.
ва ву во вы ви вэ |
Учитель: В каком слоге согласный звук произносится мягко?
Ученики: Слог «ви», потому что гласная буква «и» смягчает согласную.
Учитель: Посмотрите внимательно на слоги. Как соединяется строчная буква «в» с гласными буквами: а у о ы и э?
Ученики: При помощи верхнего соединения – петельки.
3. Письмо слогов.
Учитель: Давайте запишем слоги в тетради. Откройте тетради по закладкам.
У каждого ученика в тетради лежит закладка «Солнышко». Учитель заранее вкладывает закладки в тетради.
Учитель: Когда мы пишем слоги и слова, произносим что?
Ученики: Звуки.
Написание первого слога показывает учитель, второго – ученик, остальные слоги ученики записывают в тетради самостоятельно.
Учитель: Для чего мы учились писать строчную букву «в»?
Ученики: Чтобы научиться писать слова с этой буквой.
VII. Физкультминутка.
Учитель: Если в слове услышите твёрдый звук [в], вы должны присесть. Если в слове услышите мягкий звук [в'], вы должны подпрыгнуть на месте. (Слова: вареник, ведро, велосипед, ворона, рама, вертолёт, воробей).
4. Отгадывание ребуса.
Учитель: Отгадайте, какое слово зашифровано в этом ребусе?
Ученики: Ворона.
Учитель: Сколько звуков в слове ворона?
Ученики: 6.
Учитель: Давайте проверим.
Ученики вместе с учителем произносят звуки, загибая пальчики.
5. Письмо слов и предложений.
Учитель: Я буду записывать слово ворона на доске, а вы называть соединения.
Учитель пишет слово, проговаривая звуки, ученики называют соединения букв.
– Запишите слово в тетради самостоятельно.
Один ученик работает у доски.
Учитель: Разделите слово на слоги, подчеркните слоги дугой. Поставьте в слове ударение.
Учитель: Какие слова спрятались в слове ворона?
Ученики: Вор, ворон, он, на, она.
Учитель: Давайте запишем эти слова (можно проговорить устно).
Учитель: В каких сказках встречается ворона?
Ученики: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Учитель: Как вы думаете, Ворона добрый сказочный персонаж или злой? Почему вы так думаете? Давайте придумаем предложения со словом ворона.
Ученики придумывают предложения со словом ворона.
Учитель: Я тоже придумала предложение.
На доске предложение: Иван ловил ворону.
Учитель: Прочитайте предложение глазками, вслух. Из чего состоит предложение?
Ученики: Предложение состоит из слов.
Учитель: Сколько слов в предложении?
Ученики: В предложении три слова.
Учитель: Назовите первое слово, второе, третье. Давайте запишем предложение в тетради.
– Какие правила нужно знать, чтобы записать предложение в тетради?
Ученики: Первое слово пишем с большой буквы. В конце предложения ставим точку. Когда пишем слова, произносим звуки.
VIII. Закрепление пройденного.
Учитель: Давайте найдём знакомые слова в таблице и выпишем их на листочек правильно и красиво.
Учитель вывешивает таблицу.
Н | А | Л | И | М | О | Н |
П | П | А | П | А | Р | А |
И | О | Р | А | М | А | Л |
Л | Л | А | Р | А | К | И |
А | Н | Н | А | М | Ы | Л |
Два ученика по очереди выходят к доске и показывают, как они выполняют эту работу. Далее все ученики работают самостоятельно.
Учитель: Сегодня к нам на урок пришли гости. Я думаю, что им будет приятно, если вы подарите им свои работы, выполненные на листочках.
IX. Итог и рефлексия урока
Учитель: Чему учились сегодня на уроке? Какое из заданий вызвало затруднение? Что больше всего понравилось на уроке? Поднимите солнышко те ученики, которые довольны своей работой и у кого хорошее настроение.
Учитель: Спасибо всем за урок.