Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: Л.Г. Петерсон. Математика. 2 класс.
Используемая методическая литература: Л.Г. Петерсон. математика, 2 класс. Методические рекомендации для учителей.
Цели:
- содействовать сформированию представления о пересечении геометрических фигур (прямых, отрезков и лучей), повторить понятие «параллельные прямые»;
- учить выполнять грамотно геометрические построения с помощью линейки;
- закреплять умение решать задачи и уравнения с трехзначными числами;
- развивать математические способности, мыслительные операции;
- способствовать развитию логического мышления, речи;
- содействовать воспитанию у школьников отношения делового сотрудничества(доброжелательность друг к другу, умение слушать товарищей) и сознательной дисциплины.
Задачи:
- повторить знания о геометрическом материале (отрезок, луч, прямая);
- закрепить навыки устного счёта, сложения и вычитания двузначных и трёхзначных чисел;
- тренировать способности решения задач и уравнений.
Оборудование: схемы и эталоны для самопроверки, цветные магнитики, мультимидейный проектор, ноутбук.
ХОД УРОКА
I. Самоопределение к учебной деятельности
Начинаем наш урок.
Пусть он будет всем вам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте!
Я хочу, чтобы каждый из вас
По окончании урока мог сказать:
«Сегодня я много работал, творил,
Знание новое для себя открыл.
Эти знания умею применять,
Задания мне легко выполнять».
1. Психологический настрой «Цепочка дружбы»
– Давайте встанем в круг! Настроимся на работу!
– Протрите ладони, почувствуйте тепло!
– А теперь поделимся теплом друг с другом:
потяните ладони соседям!
– У нас получилась «цепочка» дружбы! Улыбнёмся,
пожелаем друг другу удачи!
2. Мониторинг эмоционального состояния
– Садитесь, пожалуйста. Откройте свои тетради.
Напишите число, классная работа. Нарисуйте на
полях тетради ваше настроение.
– Приготовьтесь к устному счёту.
Запомните все!
Что без точного счета,
Не сдвинется с места
Любая работа.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
1. «Цепочки» примеров
Соревнуются три команды. Необходимо решить примеры быстро и без ошибок.
2. «Давайте подумаем»
– Рассмотрите внимательно каждый ряд
предметов.
– Проанализируйте. Какое изображение должно
быть следующим в каждом ряду? Почему? Докажите.
– Перечислите геометрические фигуры в
последовательности C. Почему они так называются?
– Как их назвать одним словом, объединив по
общему признаку? (Многоугольники.)
– Рассмотрите чертеж. Что можете сказать?
(Отрезок AB и прямая AB.)
– Найдите у них общее и отличие. (Геометрические
фигуры, незамкнутые линии обозначены одними
буквами. Отличие: отрезок ограничен,
имеет начало и конец; прямая не ограничена,
бесконечна.)
– Отметьте на отрезке и на прямой точки C и D.
– Сколько получилось отрезков? Почему?
(AB, AC, AD, CD, CB, DB) (CD)
– Можно ли утверждать, что отрезок и прямая
пересекаются?
Дети: …..
3. Устный счёт
– Вычислите устно выражения и узнайте тему нашего урока.
|
|
70 | 20 | 35 | 20 | 67 | 20 | 4 | 20 | 61 | 13 | 20 |
У.: А теперь запишем соответствующие
буквы в таблицу. Что получилось?
Д.: Пересечение.
У.: Что сегодня будем изучать? (Предположения
детей)
4. Работа в парах (задание на листочках)
У.: Какие геометрические фигуры
нарисованы на ваших листочках?
Д.: Прямая, луч.
У.: Вы можете утверждать, пересекаются
эти фигуры или нет? Если да, то в какой точке это
происходит?
III. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности
У.: Где возникло затруднение? Почему
оно возникло?
Д.: Не знаем.
У.: Чему будем учиться на уроке?
Д.: Находить точку пересечения
геометрических фигур.
IV. «Открытие» нового знания
Учебник М-2, ч.1. №1,с.76.
1. Построение проекта выхода из затруднения (построение алгоритма)
У.: Давайте вспомним, что такое отрезок,
прямая, луч? (Ответы детей)
У.: Какие прямые называются
параллельными?
Д.: Если прямые не пересекаются.
У.: Какие из этих прямых параллельны ?
Д.: Прямые k, l параллельны.
У.: Как узнать, какие из них
пересекаются? У кого есть предположения? Что вы
предлагаете делать? Как нужно поступить, чтобы
найти пересечение прямых линий?
Д.: Прямые бесконечные, поэтому их можно
продолжать в двух направлениях.
2. Составление алгоритма действий:
– Чтобы найти точки пересечения прямых, лучей и отрезков, нужно:
- Продолжить прямые в двух направлениях, а лучи – в одном направлении;
- Отметить точку на месте пересечения линий.
3. Вывод:
– Чтобы узнать пересекаются прямые или нет,
нужно их продолжить в двух направлениях.
У.: А теперь скажите, какие прямые
пересекаются?
Д.: Прямые с и d, с
и b, с и а, d и b,
d и а пересекаются.
У.: Ребята, а в жизни где можно встретить
пересечение прямых? (Дороги)
V. Первичное закрепление во внешней речи (с проговариванием)
Учебник М-2, ч.1. №2.(Один ученик работает у доски,
остальные в тетрадях). (Слайд 13.)
– Запишите № 2.
– Начертите две параллельные прямые m и n.
– Отметьте на прямой m точку А
и через эту точку проведите прямую d.
– Пересекает ли прямая d прямую n
?
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Учебник М-2, ч.1. № 3, с. 76 (слайд 14.)
Самопроверка (по эталону).
– У кого всё правильно? Молодцы!
– У кого были ошибки, поставьте на полях знак
вопроса.
Физкультминутка (слайды 15-19)
Упражнения для глаз
– Закроем глазки. Поиграем глазками в часики.
На слова тик-так водим глазами влево и вправо (по 3
раза), затем вниз и вверх (3 раза). Откройте глаза.
– Посмотрим себе на кончик носика, затем на
жирную точку на доске. (3 раза повторить).
Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.
Смотрим влево, смотрим вправо.
Спинка ровная у нас,
А осанка – высший класс!
VII. Включение в систему знаний и повторение
Учебник М-2, ч.1. Задача 8 (слайды 20, 21)
– Что известно в задаче? (Ответы)
– Какая схема подходит к нашей задаче? Оденьте
схему.
– Что нужно найти? (Разность)
– Как найти разность? (От большего числа
отнимаем меньшее число)
Решение уравнений. № 11(1, 2) по рядам (слайд 22)
– Найдите целое в первом уравнении.
Подчеркните части.
– Что неизвестно? (Целое)
– Как найдём целое? (Части прибавляем)
– Найдите целое во втором уравнении. Подчеркните
части.
– Что неизвестно? (Часть)
– Как находим часть? (От целого отнимаем
известную часть)
Проверка по эталону
– У кого всё правильно? Молодцы!
– У кого были ошибки, поставьте на полях знак
вопроса.
VIII. Рефлексия учебной деятельности
У.: Какую цель поставили мы перед
уроком?
Д.: Научиться находить пересечение
фигур.
У.: Удалось ли решить задачи
поставленные перед собой?
Д.: Да.
У.: Были ли у вас затруднения? Где оно
возникло? (Ответы детей.)
Оцените свою работу:
– Если вы всё сделали без ошибок и не
затруднялись, прикрепите на доску зелёный
магнит.
– Если вам было немного трудновато, но вы
научились решать эти задания, то прикрепите
синий магнит.
– Если вы ещё не всё поняли и нужна вам помощь,
прикрепите красный магнит.
– Отметьте, с каким настроением вы заканчиваете
сегодня урок.
– Нарисуйте на полях тетради, лицо, которое
отражает ваше настроение к концу урока.
– Молодцы! Вы очень хорошо работали на уроке!
IX. Домашнее задание: № 10, с. 77, № 12 (по желанию)