Вводный урок "Слово о русском языке". 10-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 10


Цели: развивать языковой вкус, совершенствовать функциональную грамотность и формировать коммуникативные умения и навыки.

Ход урока

I. Вводная часть

Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении
такого-то слова, такого-то оборота,
но в чувстве соразмерности и сообразности.
А.С. Пушкин

Родному языку мы учимся всю жизнь. Учимся, когда читаем, слушаем, говорим, пишем… Наша повседневная жизнь неразрывно связана с общением, а значит – с языком, с речевой деятельностью.

В 5-9 классах о языке было изучено, казалось бы, все. Зачем же изучать русский язык в старших классах? Но только теперь, когда вы усвоили “обязательный минимум” (минимум!) содержания образовательных программ по русскому языку, возникает возможность обобщить, систематизировать изученное. Вы сможете увидеть, что в языке все взаимосвязано, все взаимодействует, почувствовать гармонию, красоту системы языка.

Русский язык в старших классах - это особый этап школьного курса русского языка.

Наши занятия - это прежде всего практический курс, направленный на совершенствование речи как письменной, так и устной.

Наша задача - научиться наблюдать, анализировать, исследовать, запоминать тексты мастеров слова разных стилей, создавать свои. В связи с этим мы будем проводить уроки- исследования, уроки – семинары, уроки – практикумы, работать над сочинениями, изложениями, докладами, рефератами, устными сообщениями. Все это нам поможет совершенствовать знания, умения и навыки в области родного языка.

Успешность занятий языком определяют не только знания, но и чувство языка, языковой вкус, любовь к слову. Обратите внимание на слова Пушкина, написанные на доске. Именно “чувство соразмерности и сообразности” помогает нам как при восприятии текста, так и при создании высказывания.

II. Практическая работа

1. Продолжите начало текста несколькими предложениями.

а) Что такое язык… для чего дано слово?

б) Чтобы усвоить язык, надо…

2. Выразительно прочитайте текст и сравните свои мысли с мыслями из книги

Ф.М. Достоевского “Дневник писателя”

“…Что такое язык… для чего дано слово? Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли… Отсюда ясно, что, чем богаче тот материал, те формы для мысли, которые я усваиваю себе для их выражения, тем буду я счастливее в жизни, отчетнее и для себя и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее; тем скорее скажу тебе то, что хочу сказать, тем глубже я скажу это и тем глубже сам пойму то, что хотел сказать, тем буду крепче и спокойнее духом – и, уж конечно, тем буду умнее…

Понятно, что, чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим на нем нашу мысль.

Великий Пушкин, по собственному своему признанию, тоже принужден был перевоспитать себя и обучался и языку, и духу народному, между прочим, у няни своей Арины Родионовны. Выражение “ обучиться языку” особенно идет к нам, русским…

Чтобы усвоить русский язык, надо уже в школе непременно, заучивать наизусть памятники нашего слова, с наших древних времен – из летописей, из былин и даже с церковнославянского языка,- и именно наизусть, невзирая даже на ретроградство заучивания наизусть.

Какой совет дает Достоевский тем, кто хочет хорошо усвоить русский язык?

Объясните значение выделенного слова.

Как вы понимаете слова Ф.М. Достоевского: “… Язык – народ, в нашем языке это синонимы, и какая в этом богатая, глубокая мысль!”?

  • сделайте синтаксический разбор данного предложения.
  • запишите высказывание Достоевского, используя различные способы цитирования.

III. Язык и его свойства.

-Как вы считаете, когда появился язык? (с появлением человека как мыслящего существа и с формированием общества)

-Каковы функции языка?

а) средство общения (коммуникативная);

б) средство сознания, т.е.участвует в формировании мышления (познавательная, или когнитивная);

в) средство накопления, хранения и передачи опыта и знаний общества (аккумулятивная);

г) средство выражения чувства и эмоций (эмоциональная );

д) средство воздействия (волюнтативная)

- Какая из функций, по-вашему, самая древняя и какая наиважнейшая? Мотивируйте свой ответ.

Запишите стихотворение А.Ахматовой, подчеркните грамматические основы предложений.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле – печаль
И долговечней – царственное слово.

- какое слово в тексте является ключевым?

- какие контекстуальные синонимы и антонимы употребляются в тексте? Как они помогают определить тему, главную мысль текста?

- выучите наизусть стихотворение, подготовьтесь к выразительному чтению.

IV. Лингвистический анализ слова “язык”

1. Фонетический:

  • звуковая оболочка;
  • слоги (первый открытый, второй закрытый);
  • буквы, звуки.

2. Лексический:

  • чтение словарной статьи словаря Ожегова;
  • замените синонимами слово “язык” в выражениях и словосочетаниях:
  1. Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
  2. Суконный язык.
  3. Язык этого документа слишком витиеват.
  4. Лектор начал говорить научным языком, а затем перешел на разговорный.
  5. Канцелярский язык
  6. Безграмотный язык.
  7. Убогий язык.
  8. Он удачно пародировал язык местных поэтов.
  9. Язык Гоголя своеобразен.

Вывод: Слово “язык” образует два синонимических ряда. В значении “средство общения” оно синонимично слову “речь”, а в значении “способ, манера словесного выражения”- слову “стиль”.

Назовите фразеологические единицы, имеющие значение:

  • не говорить лишнего, молчать (держать язык за зубами, прикусить язык);
  • достигать договоренности (находить общий язык);
  • становиться болтливым (язык без костей, чесать языком, распускать язык);
  • бояться что-то сказать (язык не поворачивается, отнялся, проглотить).

3. Словообразовательный:

- Значимость слова определяется его способностью участвовать в образовании новых слов. Проанализируйте словообразовательное гнездо со словом “язык” из “Школьного словообразовательного словаря русского языка” А.Н.Тихонова. Выпишите отдельно слова, образованные префиксальным способом, суффиксальным, префиксально-суффиксальным. Найдите синонимы и антонимы.

  • Языч-ок
  • Языч-ишк-о
  • Языч-ищ-е
  • Язык-аст (ый)
  • Язык-ов-ой
  • Язык-ов-ый
  • Безъ-язык-ий
  • Безъ-языч-н-ый
  • Межъ-язык-ов-ый
  • Надъ-языч-н-ый
  • Подъ-языч-н-ый

- Как вы думаете, слово “язык” насколько активно в образовании новых слов? (это слово очень активное, от него образовано 84 слова).

4. Стилистический:

- Перед вами высказывания о языке известного лингвиста М.В.Панова. Прочитайте выразительно.

а) Язык – универсальная знаковая система. Он универсален по отношению ко всем остальным знаковым системам. Любой знак любой системы может быть “пересказан” средствами языка. Любая знаковая система может быть изложена, перетолкована, объяснена с помощью языка.

б) Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук (фонема), морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. И каждая из них занимает свое место в системе, каждая выполняет свою работу.

в) Главное различие единиц – в их функции, языковом назначении. Звук – это единица восприятия, Морфема – единица значения, мельчайшее вместилище понятия. Слово – назывная единица, главное средство наименования. Словосочетание – мельчайшая единица, в которой обнаруживаются грамматические закономерности. Предложение – единица для выражения мысли. Текст – такая единица языка, крупнее которой нет.

г) Язык необыкновенно прост. Ребенок овладевает им в три – четыре года.

Язык необыкновенно сложен, неисчислимо богат, предельно выразителен, многообразно связан с жизнью каждого человека и всего общества. И вряд ли кто может сказать : “Уф, я позавчера полностью овладел языком!” Язык – неисчерпаем.

К какому стилю могут быть отнесены высказывания ученого?

На какую тему (широкую, узкую) подобраны высказывания? Укажите ключевые слова в каждом из суждений. Как они “работают” на основную мысль текста.

Оформите три цитаты по – разному: как прямую речь, как косвенную речь и как конструкцию с вводным словосочетанием.

V. Творческая работа.

Приведите аргументы (не менее2-х) к тезису:

Язык, которым активно и повседневно пользуется общество как средством общения, живет и развивается.

VI. Итог. В последние десятилетия в связи с развитием и распространением информатики, компьютеризации появляются новые сочетания типа информационный язык, язык программирования, язык высокого уровня, слово “язык” приобрело новое значение “система знаков (звуков, сигналов), передающих определенную информацию”.

На следующем уроке мы будем говорить о языке как о системе.

VII. Домашнее задание. Подготовьте доклад, рассказ, сообщение, объяснение старшего младшему, учителя ученикам на тему: “Что я знаю о русском языке”.