Тип урока: обобщение знаний.
Цель урока: узнать, каким должен быть человек в Антарктиде.
Задачи урока:
- Обобщить знания учащихся об особенностях природы материка.
- Совершить виртуальное путешествие по сайту: http://wikimapia.org.ru на полярные станции Мирный, Молодежная, Восток с использованием Интернет-ресурсов.
- Составить представление обучающихся о том, каким должен быть человек в Антарктиде.
- Сделать вывод. Смогли бы мы стать полярниками?
Ход урока
Антарктида – уникальный по природе материк.
Зачем человек едет в Антарктиду?
Учащиеся предлагают свои варианты ответов:____________________________________
Антарктида – это единственный материк, где человек не живет постоянно. Почему? Учащиеся предлагают свои варианты ответов:____________________________________
Правильно, нелегко находится в суровых полярных условиях. Сегодня мы с вами узнаем, какие трудности предстоит преодолеть человеку в Антарктиде. Давайте сформулируем тему нашего урока. Учащиеся называют свои варианты. Учитель делает вывод.
Итак, тема нашего урока: “Человек в Антарктиде”. Слайд 1.
Человек в Антарктиде…
Мы отправляемся на зимовку! Что мы знаем об Антарктиде?
Цель нашего урока: узнать, каким должен быть человек в Антарктиде. Слайд 2.
I. В начале урока краткий опрос по домашнему заданию:
1. ГП Антарктиды: Слайд 3.
– положение материка относительно экватора;
– положение материка относительно нулевого меридиана;
– какие океаны омывают материк.
2. Назовите имена первооткрывателей Антарктиды: Слайд 4.
Учащиеся называют имена М.П.Лазарева, Ф.Ф.Беллинсгаузена, Р.Амундсена, Р.Скотта.
3. Почему Антарктиду называют страной мирных исследований? Слайд 5.
Учащиеся говорят о договоре об Антарктиде.
II. Основная часть урока. Слайд 6.
Мы с Вами отправляемся в виртуальное путешествие по сайту: http://wikimapia.org.ru Основные пункты нашего маршрута полярные станции: Мирный, Восток, Молодежная.
Названия станция записаны на доске. Учитель выходит на сайт и находит данные географические объекты. Используя масштабную линейку, показывает местоположение данных пунктов (страна – мир) и предлагает учащимся выполнить практическую работу с использованием данных сайта.
Задания:
1. Определите географические координаты данных пунктов.
2. Проанализируйте данные сайта в режиме просмотра вида со спутника и Google
Panaramio, используя масштаб.
3. Найдите полярные станции на физической карте атласа и отметьте их на
контурной карте.
Какими были первые люди в Антарктиде? Слайд 7.
1899 год. Побережье Антарктиды. Небольшая английская экспедиция в составе 10 зимовщиков осталась на зимовку. В течение года они наблюдали за погодой, изучали природу материка. Как вы думаете, какие трудности им необходимо было преодолевать?
Учащиеся предлагают свои варианты ответов: холод, мороз, цинга, нет постоянной связи и т.д.
Учитель делает вывод:
Сейчас полярнику почти не страшен холод, совершенно не грозит цинга – жесточайшая опасность, подстерегавшая первых исследователей, есть постоянная связь. Полярные экспедиции разных стран мира остаются на зимовку на научных станциях, расположенных на морском побережье.
В чем заключаются условия жизни человека в Антарктиде? Слайд 8.
Учащиеся объясняют, почему Антарктиду называют:
– страной мороза и жесткого солнца; Слайд 9.
– страной пурги;
– страной южного полюса; Слайд 10.
– “Материком за облаками”; Слайд 11.
– страной льда; Слайд 12.
– страной пресной воды; Слайд 13.
– страной айсбергов; Слайд 14.
Учитель делает вывод: условия жизни человека в Антарктиде крайне неблагоприятные.
Почему полярников в Антарктиде называют зимовщиками? Слайд 15.
Учащиеся предлагают свои варианты ответов:__________________________________
Какие действующие на человека факторы можно считать неблагоприятными?
1) низкие температуры; Слайд 16.
2) низкое атмосферное давление;
3) жесткое солнце и т.д.
Средства защиты человека в Антарктиде: Слайд 17.
– специальная одежда;
– специальная обувь;
– теплоизоляция жилища;
– солнцезащитные очки и т.д.
В чем особенности психологического состояния полярников? Слайд 18.
Учащиеся объясняют, как они понимают каждую из особенностей психологического состояния полярников.
- Изолированность.
- Экстремальность.
- Суровые природно-климатические условия.
- Психологическая устойчивость и совместимость.
Каким должен быть современный полярник? Слайд 19.
Важно, не просто перечислить данные качества, но и объяснить, что значит, например, быть выносливым, быть наблюдательным и т.д.
- Выносливым.
- Наблюдательным.
- Смелым.
- Отзывчивым.
- Добрым.
- Преданным.
- Настойчивым.
- Мужественным.
Какими качествами характера должен обладать современный полярник? Слайд 20.
Как и в предыдущем вопросе, необходимо предложить ребятам объяснить, как они понимают, что значит, например, цельность натуры, “плечо друга” и т.д.
- Цельность натуры.
- Нравственность.
- Целеустремленность.
- “Плечо друга”.
Секрет профессии полярного исследователя. Слайд 21.
Далее можно предложить ученикам сделать главное открытие: в чем заключается секрет профессии полярного исследователя? Выслушать их мнение и, подводя итог, привести как пример слова Руаля Амундсена, который написал в своей книге “Южный полюс”:
“Поражение непременно ожидает того, кто не принял заблаговременно нужных мер: это называют невезением.
Побеждает тот, у которого все в порядке: кое-кто называет это везением”.
III. Итоги урока.
Скажите ребята, а мы смогли бы с вами стать полярными исследователями?
Выслушав разные мнения, учитель подводит итог и желает, чтобы девизом каждого в жизни стали следующие слова:
Бороться и искать, найти и не сдаваться! Слайд 22.
В конце урока можно провести небольшую самостоятельную работу с целью проверки уровня обученности и качества знаний по пройденной теме.
Самостоятельная работа по теме: “Антарктида”.
1-й вариант.
- Почему Антарктиду называют страной мороза и жесткого солнца?
- Докажите, что Антарктида – самый высокий материк на Земле?
- Объясните значение выражения “Антарктида – страна айсбергов”.
- Какие полезные ископаемые есть на материке? Объясните почему.
- Назовите представителей животного мира Антарктиды.
Что такое? Кто такой?
Беллинсгаузен.
Восток.
Эребус.
Шельф.
2-й вариант.
- Почему Антарктиду называют страной пурги?
- Объясните, почему шестой континент называют “бочкой с пресной водой”.
- Дайте характеристику ледового щита Антарктиды.
- Почему Антарктиду называют полюсом холода?
- Назовите представителей растительного мира Антарктиды.
Что такое? Кто такой?
Лазарев.
Антарктика.
Мирный.
IV. Домашнее задание:
В качестве домашнего задания можно предложить выполнить творческую работу: составить кроссворд по теме: “Антарктида”.
Список литературы.
1. Крылова О.В. Уроки географии: 7 кл.: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2005.