Цели:
- Дать учащимся первоначальное представление о традиции празднования Нового года в Китае. Познакомить с легендой о возникновении китайского календаря.
- Привлечь внимание учащихся к лучшим образцам русской и зарубежной художественной литературы для детей.
- Развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности.
- Расширять кругозор учащихся.
- Воспитывать интерес к чтению, способствовать более внимательному и вдумчивому чтению.
- Воспитывать интерес к истории и традициям других стран.
- Воспитывать любовь к родному языку.
Звучит музыка. На сцену выходят ведущие: Кот и Кролик.
Кролик. Здравствуйте, дорогие друзья!
Кот. С Новым годом!
Кролик (удивленно). Что ты такое говоришь?
Кот. А что? Поздравляю всех с праздником.
Кролик. Но ведь Новый год мы уже давно праздновали.
Кот. Ну и что? А разве тебе не хочется еще раз окунуться в эту волшебную атмосферу веселья, таинственности, подарков?
Кролик. Пожалуй, ты прав.
Кот. Ну тогда:
Все вместе. С Новым годом!
Кот. Новый год - любимый праздник во многих странах, но особенно интересно и красочно его празднуют в Китае. Китайский Новый год называют Праздник весны, или Чуньцзе. Это один из древнейших праздников. Много веков назад китайцы праздновали его как чудо воскрешения природы после зимних морозов и ненастья. Отмечают его, как и тысячи лет назад, по лунному календарю. Как правило, он выпадает на конец января или начало февраля.
Кролик. Годам китайского календаря по двенадцатилетнему циклу присваиваются имена животных: Мышь, Бык, Тигр, Дракон, Змея, Лошадь, Овца и т.д.
Наступивший новый 2011 год по китайскому календарю начинается 3 февраля, символы года: Кролик (заяц) или Кот.
Кот. О возникновении восточного гороскопа рассказывает красивая легенда, которая создавалась с третьего тысячелетия до нашей эры.
Кролик. "Однажды Будда пригласил к себе всех животных, которые захотят прийти. Пришли далеко не все звери: время стояло холодное, а чтобы попасть к Будде, нужно было переплыть широкую реку. Каждому из пришедших в порядке живой очереди Будда подарил по одному году правления.
Кот. Первой пришла Крыса - ей достался первый год двенадцатилетнего цикла. Буйвол оказался в очереди вторым, чуть-чуть от него отстал Тигр, которому достался третий год.
Кролик. Болельщики, увлеченные соревнованием между Буйволом и Тигром, как следует не рассмотрели, кто пришел четвертым - Кот, Заяц или Кролик. Поэтому у одних восточных народов хозяином четвертого года является Кот, а у других Кролик.
Кот. Пятым был Дракон, шестой оказалась Змея, седьмой - Лошадь.
Кролик. Тут по реке прошла полоска тумана, и опять не ясно, кто был восьмым - Коза, Овца или, может быть Баран.
Кот. Девятой в очереди была Обезьяна, которая не хотела рисковать и внимательно наблюдала за пловцами. Убедившись в безопасности, она вошла в воду.
Кролик. Десятым прибежал Петух (а может быть и Курица). Он задержался, потому что долго и обстоятельно рассказывал своей многочисленной семье, как она должна жить в его отсутствие.
Кот. Одиннадцатой прибежала Собака. С утра у нее была масса хозяйственных дел, и едва управившись с ними, она разгоряченная бросилась в воду. Говорят, потом долго кашляла.
Кролик. Последним появился Кабан (или Свинья). Он не очень спешил: он не честолюбив. Ему Будда подарил последний год, самый спокойный и отличающийся изобилием.
На сцену выходит ведущий (учитель).
Ведущий. Итак, наша литературная игра посвящена году Кота и Кролика.
(Слайды 2 - 3)
Представление команд. Представление членов жюри.
Ведущий. Итак, мы начинаем.
1. Веселая разминка.
(Слайды 4 - 13)
2. Литературная викторина.
(Слайды 14 - 78)
1. В каком произведении кот обладал способностью постепенно исчезать в воздухе, оставляя после себя только свою неподражаемую улыбку? Как звали этого кота?
(Л.Кэрролл "Алиса в стране Чудес".Чеширский кот)
2. "Ах, :, милая, как жаль, что тебя со мной нет. Правда, мышек в воздухе нет, но зато мошек хоть отбавляй! Интересно, едят ли кошки мошек?" - так говорила Алиса, героиня книги Л.Кэрролла "Алиса в стране чудес". Как же звали кошку Алисы? (Дина)
3. Белый кролик с красными глазами, пробежавший мимо Алисы, не удивил девочку. Но что-то все-таки заставило ее броситься за ним вслед. Что же вызвало любопытство Алисы? ("Кролик вдруг вынул часы из жилетного кармана и, взглянув на них, помчался дальше. Алиса вскочила на ноги. Ее тут осенило: ведь никогда раньше она не видела кролика с часами, да еще с жилетным карманом в придачу!")
4. Мышь Соня, Болванщик и : Кто же был третьим в этой компании, которая способна была устроить безумное чаепитие? (Л.Кэрролл "Алиса в стране Чудес"). (Мартовский Заяц)
5. В число бременских музыкантов, как известно, входили осел, собака, кот и петух. Каждый из них должен был петь и играть на своем инструменте: Осел - на гитаре, Собака - на барабане, Петух - на балалайке. А что должен был делать Кот? (Братья Гримм "Бременские музыканты") (Кот должен был петь и играть на скрипке)
6. Прочитайте отрывок:
"Тут он наклонился, сунул голову в нору и крикнул:
- Эй! Кто-нибудь дома?
Вместо ответа послышалась какая-то возня, а потом снова стало тихо.
- Я спросил: "Эй! Кто-нибудь дома?" - повторил (он) громко-громко.
- Нет! - ответил чей-то голос. - и незачем так орать, - прибавил он, - я и в первый раз прекрасно тебя понял.
- Простите! - сказал (он). - А что, совсем-совсем никого дома нет?
- Совсем-совсем никого! - отвечал голос".
Из какого произведения этот отрывок? Кто автор этого произведения? Назовите героев этого разговора. Чем этот поход в гости закончился для одного из них?
(Алан Александр Милн "Винни-Пух и все-все-все". Герои: Вини-Пух и Кролик. Поход в гости закончился для Вини-Пуха тем, что он так наелся, что застрял в норе Кролика)
7. Как заяц помог Ивану-царевичу погубить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую? (Русская народная сказка "Царевна-лягушка") (Заяц, которого пожалел Иван-Царевич, догнал другого зайца, внутри которого была утка)
8. Почему Мартынка, герой русской народной сказки "Волшебное кольцо", купил вместо хлеба кота? Как этот кот помог Мартынке в дальнейшем? (Мартынка выкупил кота у мальчишки, когда тот собирался его топить. Позднее кот Васька вместе с псом Журкой (которого тоже спас Мартынка) помог хозяину вернуть волшебное кольцо)
9. В каком произведении кошка постоянно повторяла фразу: "Пр-равильно говоришь. Пр-равильно"? Как звали эту кошку? (П.П.Бажов "Серебряное копытце". Кошка Муренка)
10. Перед вами отрывок из известного стихотворения А.Л.Барто "Дело было в январе". Как же удалось зайчатам обмануть волка и не попасть к нему в лапы?
Дело было в январе,
Стояла елка на горе,
А возле этой елки
Бродили злые волки.
Вот как-то раз,
Ночной порой,
Когда в лесу так тихо,
Встречают волка под горой
Зайчата и зайчиха.
(Зайчата прыгнули на елку и притворились елочными игрушками)
11. Прочитайте отрывок из сказочной повести Эно Рауд "Муфта, Полботинка и Моховая Борода":
"- Странный город, - сказал Моховая Борода:
- Странный город и странные люди, - кивнул Полботинка:
Перед накситраллями открылась и в самом деле поразительная картина. Кошки, кошки, кошки. Черные, серые, полосатые, рыжие. Кошки и кошки. Все кошки и кошки. Молоко из цистерн по шлангам текло прямо в тысячи блюдец, а рыбу просто сваливали. Старушка, лопотавшая среди этого тарарама, только успевала указывать грузчикам места".
Как Муфта, Полботинка и Моховая Борода смогли избавить город от нашествия кошек?
(Они привязали к машине игрушечную мышку Полботинка и поехали за город. Кошки убежали из города и постепенно отстали от машины)
12. Как Коту в сапогах из сказки Ш. Перро удалось расправиться с людоедом? (Он хитростью заставил людоеда превратиться в мышь и проглотил ее)
13. Кто автор этих бессмертных строк:
- А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят.
(Сергей Владимирович Михалков)
14. Каким физическим недостатком обладал кот из сказочной повести "Золотой ключик"? Как звали кота? Кто автор этого произведения? (Кот Базилио притворялся слепым. Автор произведения - А.Н.Толстой)
15. Как Том Сойер и его одноклассники с помощью кошки отомстили учителю, мистеру Доббинсу за жестокое обращение с ними? (Марк Твен "Приключения Тома Сойера"). (Сын живописца тайно позолотил мистеру Доббинсу лысину, когда тот задремал в своем кресле. А во время экзамена из чердачного люка, что был над головой учителя, появилась кошка и стащила с него парик)
16. Прочтите отрывок:
": после попугая стояла кровать с белыми кисейными занавесками, сквозь которые он мог различить старушку, лежащую с закрытыми глазами: В другом углу стояла такая же точно кровать, где спала другая старушка, а подле нее сидела серая кошка и умывалась передними лапами. Проходя мимо нее, Алеша не мог утерпеть, чтоб не попросить у нее лапки:"
Из какого произведения взят этот отрывок? Кто автор этого произведения? Что случилось дальше?
(А.Погорельский "Черная курица, или Подземные жители". Кошка разбудила попугая, попугай старушек, старушки рыцарей, и Чернушке пришлось сражаться с рыцарями)
17. В "Сказке о попе и о работнике его Балде" А.С.Пушкина Балда хитростью заставляет чертей заплатить оброк попу. В одном из испытаний Балде помогает заяц:
"Ты, бесенок, еще молоденек,
Со мною тягаться слабенек;
Это было б лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата".
- Как зайцу удалось прийти первым?
(Заяц, которого выпустил Балда, побежал сразу в лес, а у Балды в мешке был спрятан еще один заяц, которого он и показал прибежавшему бесенку)
18.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит:
Можете ли вы продолжить эти строки? Из какого произведения этот отрывок? Кто автор этого произведения?
(А.С.Пушкин. Вступление к поэме "Руслан и Людмила")
19. Почему Ваня Малявин, герой рассказа К.Г.Паустовского "Заячьи лапы", очень хотел вылечить обгоревшего зайца? (Потому что этот заяц спас деда Вани во время лесного пожара)
20. В каком произведении рассказывается о спасении зайцев от весеннего половодья? Кто автор этого произведения? (А.Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы")
21. Вспомните сказку Р.Киплинга "Кошка, гулявшая сама по себе".
Какой договор заключила Кошка с Женщиной, чтобы оказаться жительницей пещеры?
(Если Женщина похвалит кошку хотя бы один раз, та сможет войти в пещеру.
Если дважды - Кошка сможет находиться у огня.
Если похвалит трижды, то Кошка будет получать молоко три раза в день).
22. Прочтите отрывок:
"Это был кот, потерявший всякую совесть, кот - бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.
Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей".
Из какого произведения этот отрывок? Кто его автор? Что герои рассказа сделали с котом-ворюгой, когда его наконец-то поймали?
(К.Г.Паустовский "Кот-ворюга". Герои рассказа накормили кота, и он стал жить у них)
23. Откуда в языке появилось это выражение: "А Васька слушает да ест"? Что оно обозначает? (И.А.Крылов. Басня "Кот и повар")
24. Однажды Братец Лис поймал Братца Кролика и уже готовился с ним расправиться. Братец Кролик молил его лишь об одном: "Делай со мной что хочешь, Братец Лис, только не бросай меня в терновый куст!" Действительно ли Братец Кролик так боялся тернового куста?
(Наоборот, Братец Кролик только и мечтал о том, чтобы Братец Лис бросил его в терновый куст. "Терновый куст - мой дом родной!" - кричал он, когда освободился от Лиса).
25. Каким было первое место работы Маленького Мука из одноименной сказки В.Гауфа? (Маленький Мук стал слугой госпожи Агавци. Он должен был расчесывать и мазать шерсть ее кошек драгоценными притираниями; кормить кошек, а на ночь укладывать на шелковые подушки и покрывать бархатными одеялами).
26. Как кот Матроскин ловил мышей и что он с ними потом делал? ("Мне мышей даже видеть не хочется. Я их просто так ловлю, для развлечения. Или на удочку, или пылесосом из норок вытаскиваю и в поле уношу". Э. Успенский "Дядя Федор, пес и кот").
28. Как звали кошку домомучительницы в мультфильме по книге А.Линдгрен "Малыш и Карлсон"? (Матильда)
3. "Мульти-пульти"
(Слайды 79 - 82)
Дайте характеристику мультипликационному герою.
- Гарфилд.
- Кот Леопольд
- Заяц из мультфильма "Ну, погоди!"
4. Угадай фразеологизм.
(Слайды 83 - 98)
Примечание. Между частями данной викторины учащиеся показывают также инсценировки из различных произведений, где есть коты или кролики.
На сцену снова выходят Кот и Кролик. Поют новогоднюю песню.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Игру завершает фильм "Наши любимцы", созданный на основе фотографий домашних питомцев.
Литература.
- Агеева И.Д. Литературные забавы на уроках и праздниках: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Братец Лис и Братец Кролик: Сказки и невероятные истории из жизни птиц и зверей. Москва - Санкт_Петербург: "Кимос", фирма "Рита", "БИБЛИОПОЛИС", 1993.
- Гауф. В. Сказки. М.: Худ. лит., 1988.
- Золотой ключик. М.: Правда, 1991.
- Киплинг Р. Маугли, Линдгрен А. Малыш и Карлсон, Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все. М.: Правда, 1985.
- Киплинг Р. Маугли; Сказки. Кишинев: Hyperion, 1992.
- Крылов И.А. Басни. М.: Дет. лит., 1989.
- Кэрролл Л. Приключения Алисы в Стране Чудес. Алиса в зазеркалье. М.: Пресса, 1992.
- Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. М.: Просвещение, 2009.
- Михалков С.В. Товарищи-дети. Мн.: ПКФ "АУРИКА", 1996.
- Некрасов Н.А. Стихи для детей. М.: Детская литература, 1973.
- Ноев ковчег: Легенды, сказки, стихи и рассказы о животных народов и писателей мира. М.: Просвещение, 1993.
- Паустовский К.Г. Заячьи лапы: рассказы и сказки. М.: Дет. лит., 1987.
- Пушкин А.С. Сказки. Руслан и Людмила. М.: Республика, 1993.
- Рауд Э. Муфта, Полботинка и Моховая Борода. Москва, 1993.
- Твен М. Приключения Тома Сойера; Приключения Гекльберри Финна: Повести. М.: "Астрель": АСТ, 2003.