Программа "Оригами" для внеурочной деятельности в первых классах

Разделы: Математика, Внеклассная работа


В 2009 году был утверждён и введён в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Стандарт направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. [1]

В основе Стандарта лежит системно-деятельный подход, который предполагает:

учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования включают в себя:

  • использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
  • умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать со схемами. [2]

Таким образом, предлагаемая программа «Оригами» была мною разработана и утверждена на педагогическом совете в нашей школе, как программа для внеурочной деятельности, в связи с внедрением ФГОС для первых классов. Эта программа была уже мною апробирована в первом полугодии 2011 года.

Пояснительная записка

Направленность данной дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая.

Актуальность и педагогическая направленность: занятия оригами являются одной из форм пропедевтики изучения геометрии, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, действовать в соответствии с простейшими алгоритмами, работать со схемами, распознавать простейшие геометрические фигуры, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Цель дополнительной образовательной программы «Оригами»: ознакомить учащихся 1 класса с элементарными геометрическими знаниями, заложить основы для понимания различных конструкций предметов, научить работать со схемами.

Задачи дополнительной образовательной программы «Оригами»:

Обучающие:

  • познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
  • сформировать умение следовать устным инструкциям и простейшим алгоритмам;
  • научить делать различные игрушки в технике оригами и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;
  • научить работать со схемами;
  • начать вырабатывать навыки использования чертёжных и измерительных инструментов.

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику рук, внимание, память, конструктивное, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;
  • развивать глазомер;
  • дать возможность самим совершенствовать имеющиеся схемы и придумывать новые.

Воспитательные:

  • прививать настойчивость в достижении цели;
  • создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;
  • учить самоанализу.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ:

В отличие от уже существующих программ, рассчитанных на обучение детей дошкольного возраста, на полный курс обучения детей в начальной школе, программ годичного обучения оригами в школе для любого возраста и двухгодичного курса изучения оригами на кружках, разработанная мною программа рассчитана на обучение детей в первом классе с нагрузкой 1 час в неделю.

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами, беседы о природе и природных явлениях.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 6–8 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 0,5 учебного года.

Формы и режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю. Форма проведения занятий комбинированная (теоретический материал, практическая и игровая деятельность).

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

В результате обучения по данной программе учащиеся должны знать:

  • базовые формы оригами, последовательность их изготовления;
  • основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.);
  • различные приёмы работы с бумагой.

В результате обучения по данной программе учащиеся должны уметь:

  • следовать устным инструкциям;
  • работать с простейшими схемами (в качестве схем также использовать готовые образцы);
  • определять виды геометрических фигур;
  • создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  • конструировать по образцу, по замыслу, проявлять творчество.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

проведение выставок работ учащихся:

– в классе;
– в школьном музее.

Учебно-тематический план

Название темы Всего часов Теория Практика
1 Что такое оригами? Виды бумаги. 1 0,5 0,5
2 Базовые формы оригами. 1 0,5 0,5
3 Изготовление цветов и их деталей. 1 0,5 0,5
4 Изготовление грибов к Празднику осени в школьной столовой. 1 0,5 0,5
5 Изготовление «Ходячего гномика». 1 0,5 0,5
6 Изготовление «Голубя». 1 0,5 0,5
7 Изготовление «Лебедя». 1 0,5 0,5
8 Изготовление «Селезня» 1 0,5 0,5
9 Моделирование ёлочных игрушек. 5 1,5 3,5
10 Оформление выставочных работ. 1 0 1
  Итого: 14 5,5 8,5

Содержание программы

  1. Что такое оригами? Виды бумаги. Беседа о возникновении, распространении и значении искусства оригами. Как сделать бумагу фактурной.
  2. Базовые формы оригами. Знакомство с условными обозначениями. Основные элементы техники: косынка, книжка, конверт, домик, трельяж, самолётик, ромб, стрела, рогатка, капюшон, лесенка, рулончик. Складывание изделий на основе простых базовых форм.
  3. Изготовление цветов и их деталей. Беседа по теме: «День Учителя». Знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей, изготовление моделей.
  4. Изготовление грибов к Празднику осени в школьной столовой. Беседа по теме: «Дары осени». Знакомство с инструкционными картами, демонстрация образцов, изготовление изделий.
  5. Изготовление «Ходячего гномика». Знакомство с инструкционными картами, демонстрация образцов, изготовление изделий.
  6. Изготовление «Голубя». Беседа по теме: «Городские птицы». Знакомство с инструкционными картами, демонстрация образцов, изготовление изделий.
  7. Изготовление «Лебедя». Беседа по теме: «Птицы в городе и на воле». Знакомство с инструкционными картами, демонстрация образцов, изготовление изделий.
  8. Изготовление «Селезня». Беседа по теме: «Водоплавающие птицы». Знакомство с инструкционными картами, демонстрация образцов, изготовление изделий.
  9. Моделирование ёлочных игрушек. Знакомство с инструкционными картами, демонстрация образцов, изготовление изделий, создание собственных моделей.
  10. Оформление выставочных работ. Оформление выставок в классе «Моя ёлочная игрушка», украшение школьной столовой к Новому году и в школьном музее «Искусство оригами».

Методическое обеспечение программы.

  1. Специальная, методическая литература (см. список литературы).
  2. Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами.
  3. Ксерокопии схем создания изделий оригами.
  4. Образцы изделий.

Список использованной литературы.

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 года.
  2. Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт начального общего образования.
  3. Коротеев И.А. Оригами для малышей. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1996.
  4. Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. – М.: «Айрис-Пресс», 2010.
  5. Оригами для детей и начинающих, как сделать поделки из бумаги, схемы сборки, модульные оригами.
  6. Схемы оригами. http://www.origama.ru/
  7. Путь оригами. http://www.origami-do.ru/index.htm