Культура Западной Европы XI–XIII веков

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • рассмотреть своеобразие архитектурных стилей господствовавших в Западной Европе в XI–XIII веках;
  • продолжить формирование навыков работы с иллюстративным материалом, уметь сравнивать и выделять особенное, давать характеристику архитектурных стилей;
  • продолжить воспитывать чувство прекрасного, уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

  • учебник – Ведюшкин В.А. История средних веков. 6 класс. -М.: Просвещение, 2002. -335 с.
  • пособие – Арасланова О.В., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории средних веков. 6 класс. -М.: ВАКО, 2008. -384 с.
  • презентация PowerPoint “Архитектурные стили Западной Европы XI-XIII веков”;
  • ПК
  • мультимедийный проектор;
  • иллюстрации, карточки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала. Фронтальный опрос.

  1. Что мы с вами изучали на прошлом уроке?
  2. Что такое университет?
  3. Чему учили в средневековых университетах?
  4. Как управлялись средневековые университеты?
  5. Какие черты средневековых университетов сохраняются в наши дни?
  6. Каких философов периода расцвета Средневековья вы запомнили?
  7. Какие философские течения существовали в этот период?

III. Переход к изучению нового материала.

Итак, на прошлом уроке мы начали изучать тему “Культура Западной Европы в XI–XIII веках”. Познакомились со средневековыми философами и их учениями, узнали как проходило обучение в средневековых университетах. И сегодня мы продолжим изучение культуры Западной Европы, познакомимся с двумя архитектурными стилями существовавшими в этот период. Научимся их различать.

План (презентация)

  1. Зарождение романского стиля в архитектуре.
  2. Характерные черты романского стиля.
  3. Появление готического стиля архитектуры.
  4. Характерные черты готического стиля.

Но работа наша будет не совсем обычной. В ходе нашей беседы вы будете вести таблицу, основа ее дана на доске, в которой будете записывать основное по ходу нашего урока, для того, чтобы потом сделать вывод о том, какой из данных стилей вам больше понравился.

(Ученики рисуют таблицу в рабочих тетрадях)

Архитектурные стили Западной Европы XI-XIII веков

Романский стиль Готический стиль
Период
XI-XIII XII-XVI
Места расположения
Области, примыкающие к Средиземноморью Зародилось во Франции
Характеристика
Укрепленное жилище – замок. Церкви – крепости. Кладка из небольших грубо обработанных камней; фасады украшены плоскими рельефами, “фальшивыми глухими аркадами”. Своды нуждаются в сплошных стенах. План храма – базилика. Стрельчатые арки окон, дверных проемов и т.д. Церкви не похожи на крепости. Огромные окна из цветного стекла. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы. План – латинский крест. Фасад венчают две башни.
Церковь Сан-Миньято во Флоренции, соборы в Кельне, Вормсе,Майнце (Германия). Вестминтеркое аббатство, собор Святого Павла (Лондон), Санта – Мария дель Фьере (Флоренция), Нотр дам де Пари (Франция), Руанский, Реймский соборы.

5. Зарождение романского стиля.

Рассказ учителя

XI-XIII века стали временем блистательного расцвета средневекового искусства. Возводили замки и дворцы, мосты и ратуши. И все же ведущая роль принадлежала именно церковной архитектуре. В XI-XIII веках религиозные чувства человека Средневековья переживали расцвет. Невиданное развитие получили паломничества. Прежние церкви городов и аббатств, стоящие на наиболее оживленных путях паломников, уже не могли вместить возросшее число молящихся.

Стиль, господствовавший в Европе в XI-XIII веках, называют романским (от латинского слова “Рома” - Рим), поскольку архитекторы этого времени применяли некоторые древнеримские строительные приемы. Это был первый стиль средневекового искусства, распространившийся по всей Европе.

- Теперь давайте заполним первую строку таблицы. Какие же хронологические рамки появления романского стиля?

6. Характерные черты романского стиля

Рассказ учителя

В отличие от Византии, где базилика со временем уступила место крестово-купольному храму, на Западе базилика сохранялась, а формы ее усложнялись и совершенствовались.

Сначала центральный неф перекрывали деревянным потолком. Со временем зодчие научились перекрывать нефы каменными сводами. Однако давление тяжелых каменных сводов было таким сильным, что выдерживать его могли только очень толстые стены и мощные столбы, разделяющие нефы. Чтобы стены не утратили надежность, окна в них делали маленькими, узкими, похожими на бойницы. Поэтому внутри романских храмов царил полумрак, а внешне они напоминали крепости. Это впечатление усиливали мощные башни, которые могли возвышаться и на пересечении главного нефа и трансепта, и по углам западного фасада, и у восточной стены, что придавало внешнему облику храма, величавость, строгость, иногда даже суровость.

Еще одной отличительной чертой романских соборов было обилие полукруглых арок. Этот мотив повторялся и в окнах, и в дверях, внутри здания и при оформлении его фасадов.

- Давайте заполним следующую строку нашей таблицы о романском стиле. Глядя на картинку храма выполненного в этом стиле, выделите черты о которых я говорила? (работа с презентацией).

7. Появление готического стиля архитектуры.

Рассказ учителя

В XII веке в северной Франции зародился новый стиль средневекового искусства. Именно во Франции в XIII веке он достиг зрелости, а затем распространился почти по всей Европе, от Португалии до Польши и Литвы, и господствовал вплоть до конца Средневековья, т.е. XVI века. Современники именовали его “французской манерой”, а потомки стали называть готикой (от названия древнегерманского племени готов).

- Заполняем теперь колонку номер два. Каковы же хронологические рамки появления готического стиля?

8. Характерные черты готического стиля.

Рассказ учителя

Во многом готический собор сохранял традиции романского. В его убранстве есть и башня у западного фасада, и порталы, богато украшенные скульптурой, и нефы, ведущие к алтарю, и поперечный трансепт. Это естественно: готика не изменила назначения собора, который по-прежнему остался местом молитв и богослужений. Почти все элементы его остались, но изменились.

Вместо мощных столбов – пучки тонких изящных колонн. Их линии, закруглялись и продолжаясь на своде, причудливо переплетались и “заставляли” тяжелый каменный свод словно теряться в вышине. Многочисленные арки, прежде полукруглые вытянулись вверх и в высшей своей точке как будто “сломались” - такие арки называют стрельчатыми. Вместо маленьких окошек, пробитых в толще стен, появились огромные окна, рядом с которыми почти не видно стены. Внутренне пространство собора наполнено светом.

В таком храме человек чувствовал себя иначе. Хотя он казался маленьким рядом с огромным собором или внутри его, но храм не подавлял верующего. Напротив, стрельчатые арки, башни и башенки с остроконечными шпилями, сотни, а иногда и тысячи статуй на фасадах и внутри здания – все это влекло взор и мысли человека вверх, к Богу.

Готический собор был настоящим чудом средневекового искусства, в котором гармонично сочетались архитектура и живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство предметов священного культа, роскошные одежды священнослужителей и торжественное звучание органа.

- Теперь, глядя на иллюстрацию и прослушав мой рассказ, запишем в последнюю строку черты готического стиля. (Работа с презентацией).

Итак, что нового мы сегодня узнали на уроке? На основе этого давайте попробуем сделать вывод.

Вывод: таким образом, основными архитектурными стилями в Западной Европе XI-XIII веков были романский и готический. Несмотря на то, что у них была единая основа, они в корне отличались друг от друга.

IV. Закрепление изученного материала. Работа с иллюстрациями и карточками.

Теперь давайте попробуем отгадать к какому стилю относятся те или иные храмы и соборы. (Работа с презентацией на определение основных черт архитектурных стилей)

А теперь давайте попробуем отгадать элементы того или иного стиля. (Работа с карточками на определение черт архитектурных стилей)

V. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание: § 23, таблица в тетради.