Задачи урока: ознакомление учащихся с разнообразием растений, с питательными и целебными свойствами ягод; научить распознавать наиболее распространенные ядовитые растения; воспитывать бережное отношение к растениям, продолжать формирование навыка чтения.
Оборудование: загадки, пословицы, набор картин, кроссворд, иллюстрации ягод, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель рассказывает притчу: «В самом центре красоты»
Два путешественника отправились в горы. Когда они преодолели уже полпути, новичок обвел взглядом подлесок и стал сокрушаться:
– И где же тот прекрасный пейзаж, о котором ты постоянно говорил?
Его опытный спутник усмехнулся:
– Ты находишься в самом его центре, в чем убедишься сам, когда мы достигнем вершины горы.
Учитель: В горы мы сегодня с вами не пойдем, но зато оправимся в прекрасное место. Посмотрите на экран, и скажите, где будет проходить наше путешествие?
Дети: В лесу.
Учитель: А что в лесу летом прекрасного?
Дети высказывают свое мнение.
II. Актуализация знаний
Сегодня наше путешествие в лес будет на ягодную полянку.
– Какие ягоды вы уже знаете?
– Я предлагаю в паре составить название ягод.
(проверка по слайдам 2-16)
А чтобы не заблудиться в лесу, давайте посмотрим наш маршрут.
- Ягода – это плод? овощ? фрукт?
- Ягоды нашего края
- Осторожно, ягода!
- Произведения художников.
- Польза ягоды.
- Литературная минутка.
- Помогите мишке!
III. Первичное восприятие теоретического материала.
– Но чтобы зря не бродить по лесу, надо знать сроки созревания ягод.
В этом вам поможет текст на лукошке. (составлен про сроки созревания ягод)
– Знаете ли вы эти ягоды? (малина, земляника, черника, брусника, рябина)
– А какие ягоды вы собирали? Где?
IV. Динамическая пауза
(слайды 17-18)
– А какие вы знаете лесные ягоды нашего края? Чем они полезны?
(выступление ученицы слайды 19-29)
– А какой праздник был в начале апреля?(День космонавтики)
V. Физминутка для глаз "Космическая"
(слайды 30-31)
Учитель вместе с детьми читает рассказ из хрестоматии на странице 67 «Какая целебная сила скрыта в ягодах» , и про ядовитые ягоды.
(выступление ученицы слайды 32-38)
Работа в раб. тетр. стр. 36.
– Ягоды встречаются и в произведениях художников. (работа по группам над составлением картинок из частей, слайды 39-44)
– Мы так и не ответили на главный вопрос: ягода это плод? Фрукт? Овощ?
– Может "вкусная" информация нам поможет? (слайды 45-55)
– Итак, что же такое ягода? (обобщение признаков исследуемых ягод )
VI. Литературная минутка
(слайды 56-61) сказка "Баба-яга и ягоды"
VII. Применение теоретического материала в условиях выполнения практических заданий.
Игра «Придумай рассказ-загадку о какой-то ягоде».
Дети разбиваются на группы, и каждая придумывает рассказ-загадку. Затем описывает форму, цвет, вкус ягоды, а остальные должны угадать, о какой ягоде идут речь.
Учитель: Являются ли ягоды плодами?
– А чем полезны ягоды? (вкусны, питательны, свежие ягоды хорошо утомляют жажду).
– Один из лесных обитателей просит помочь ему наполнить лукошко ягодами. (кроссворд слайды 62-63)
VIII. Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
– Что вам понравилось?
– О чём можете уже рассказать с уверенностью?
IX. Домашнее задание.
На выбор достаёте раскраску с ягодами и превращаете её в сочный, красивый плод с помощью карандашей. (Приложение)