Выявление одаренных детей, становление и образование талантов для развития науки, культуры, производства всегда было в центре внимания государства, общества и рассматривалось как вклад в важный кадровый ресурс России.
Описываемую модель школьной системы можно рассматривать в качестве инновационной среды, способствующей формированию педагогического контингента новой формации, ученической среды, мотивированной на обучение, самосовершенствование и созданию прочных связей между учениками, учителями, родителями и общественностью.
Цель – выявление и сопровождение талантливых детей в условиях нормативных и ресурсных ограничений.
Задачи Программы:
– создать систему образовательных услуг для раннего выявления и развития талантливых детей,
– сформировать образовательную развивающую среду для талантливых детей, обеспечивающую доступность качественного образования и успешную социализацию,
– разработать систему оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся,
– сформировать механизм участия потребителей и общественных институтов в оценке качества образования,
– создать условия для повышения квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными детьми, обеспечить их материальное стимулирование;
– обеспечить меры материального стимулирования достижений одаренных детей и деятельности педагогов муниципальных образовательных учреждений, осуществляющих с ними работу, за счет средств местного бюджета.
Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.
Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа” обращает внимание на то, что ключевой характеристикой современного российского образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование компетентностей у детей, в том числе творческих. Именно такой подход к образованию способствует формированию у обучающихся инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.
В статье приводится модель эффективной школьной системы по выявлению и сопровождению талантливых детей в условиях нормативных и ресурсных ограничений. Важность этой задачи требует комплексного подхода к ее решению, создание целостной системы работы с талантливыми детьми. Модель такой системы направлена на воспитание интеллектуальной личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, интегрированной в систему национальной и мировой культур, способной активно участвовать в духовном и социальном развитии общества, осуществлять осознанный выбор профессии. Финансово-хозяйственный механизм системы позволяет образовательному учреждению успешно функционировать в рамках модернизации российского образования и быть экономически эффективным. Разнообразие организационных форм проекта позволяет учащимся и педагогам максимально использовать возможности для творческого развития.
Таким образом, созданная нами модель школьной системы выявления и поддержки талантливой молодежи является стратегическим образом конечного результата деятельности управления со стороны административно-управленческого аппарата, членов педагогического коллектива образовательного учреждения, отдельных учителей и социальных партнеров.