Презентация "Первоначальные химические понятия"

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Объяснительная записка.

В 2006 году мною была опубликована программа пропедевтического курса химии для 7 класса. Для эффективного изучения теоретических первоначальных понятий химии детьми более раннего возраста предлагаю использовать на уроках презентацию, составленную по авторским разработкам, по опорным схемам-конспектам, разработанным на кафедре общей и аналитической химии МПГУ, материалам учебника “Химия-8” Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана; рабочей тетради для 8 класса “Первоначальные химические понятия” И.Н. Городничевой, рабочей тетради для 8 класса “Химические элементы и химические законы” И.А. Леенсона, рабочей тетради для 7 класса О.С. Габриеляна, Г.А. Шипаревой. Также данный материал можно использовать при изучении темы “Первоначальные химические понятия” в 8 классе и отдельные слайды презентации помогают актуализировать знания по отдельным темам на более высоких ступенях обучения химии.

Описание презентации с приемами использования отдельных ее слайдов на уроках. (Презентация)

Слайд 1. Титульный лист.

Слайд 2. Физическое тело и вещество.

Физические тела состоят из веществ. Ученикам предлагается выписать в два столбика физические тела и вещества из данного списка.

Слайд 3. Физическое тело и вещество.

После самостоятельной работы предлагается самопроверка получившихся результатов.

Слайд 4. Разделение смесей.

Представлены способы разделения смесей.

Слайд 5. Атомы и молекулы.

Физические тела состоят из веществ; вещества состоят из молекул, в состав которых входят атомы или из атомов, не связанных в молекулы.

Ученики под схемой выписывают из учебника определение понятий “молекула” и “атом”.

Слайд 6. Схема разложения воды электрическим током – опыт, подтверждающий наличие молекул и атомов.

Слайд 7. Атомно-молекулярное учение М.В.Ломоносова.

Ученикам предлагается расшифровать опорный конспект:

  1. Молекулы состоят из атомов.
  2. Вещества бываю молекулярного (т.е. состоят из молекул) и немолекулярного строения (состоят из атомов, несоединенных в молекулы).
  3. Молекулы находятся в непрерывном движении. Между молекулами действуют силы взаимного притяжения и отталкивания.
  4. Атомы одного вида от атомов другого вида отличаются массой и свойствами.
  5. Между молекулами существуют промежутки, которые зависят от температуры и агрегатного состояния вещества.
  6. С веществами могут происходить физические и химические явления. При физических явлениях молекулы не изменяются, меняется расстояние между ними. При химических явлениях молекулы распадаются до атомов и атомы образуют новые комбинации молекул.

Слайд 8. Химические и физические явления.

Под схемой учащиеся записывают определение явлений и примеры.

Слайд 9. Простые и сложные вещества.

В два столбика ученики записывают определения понятий “простое вещество” и “сложное вещество”, самостоятельно зарисовывают молекулы простых и сложных веществ из данного списка, распределяя их в соответствующие столбцы, затем проводиться самопроверка.

Слайд 10. Химический элемен.

Записывается определение. Знакомим с таблицей химических элементов Д.И.Менделеева.

Слайд 11. Алхимические символы химических элементов.

Знакомство и обсуждение записи химических элементов до XIX века.

Слайд 12. Обозначение химических элементов Берцелиусом.

Обсуждение современной системы обозначения химических элементов. Зарисовывается таблица с примерами, далее можно таблицу продолжить (без латинских названий) наиболее часто встречаемыми химическими элементами, пользуясь таблицей №2 учебника (стр. 24).

Слайд 13–14. Химические анаграммы.

Ученики устно отгадывают зашифрованные химические элементы.

Слайд 15. Химический диктант.

На слайде по вариантам записаны названия химических элементов. Учащимся предлагается записать знак химического элемента и чтение этого знака в формулах.

После написания диктанта возможна самопроверка или взаимопроверка работы.

Слайд 16–17. Химические элементы в организме человека.

Работа с таблицей макро-, микро- и ультра микроэлементов. Учащиеся выполняют задание на карточках (Приложение 1), выписывают знаки химических элементов.

Слайд 18. Атомная единица массы

Знакомство с новой единицей массы атома, образно показано чему равна 1 а.е.м. Ученики делают рисунки, записывают определение.

Слайд 19. Относительная атомная масса.

Знакомство с новой величиной, показано как выводится относительная атомная масса, обсуждение почему эта величина безразмерная. Образно показана относительная атомная масса гелия. Обсуждаем и записываем определение, ученики выполняют рисунок и правильно записывают массу атома гелия, выраженную в а.е.м. и относительную атомную массу гелия.

Слайд 20. Относительная атомная масса.

Учим находить относительную атомную массу химических элементов в периодической системе Д.И.Менделеева на примере водорода, кислорода, меди, записывать округленные значения величины. Далее ребята записывают относительные атомные массы различных химических элементов и массы атомов, выраженных в а.е.м. этих же элементов.

Слайд 21. Относительная атомная масса.

Обобщение знаний об относительной атомной массе оформляем в виде схемы.

Слайд 22. Химическая формула.

Рассматривая три формы записи состава вещества: алхимическое изображение вещества, описание состава и химическую формулу с помощью знаков и индексов приводим учеников к выводу, что именно современная химическая формула, являясь емкой, отражает состав вещества. Записываем пример калийной селитры: описание и химическую формулу, формулируем и записываем определение понятия “химическая формула”.

Слайд 23. Относительная молекулярная масса.

Схема-обобщение знаний об относительной молекулярной массе вещества.

Слайд 24. Массовая доля элемента в веществе.

Схема-обобщение знаний о массовой доле элемента в веществе

Слайд 25. Схема-обобщение “Химическая формула вещества”.

Схема является ответом на вопрос учителя: “Какую информацию о веществе несет его химическая формула?” Относительные атомные массы элементов, входящих в состав данного вещества выписываются из периодической системы Д.И. Менделеева для дальнейшего подсчета относительной молекулярной массы вещества и определения массовых долей элементов, а так же с целью многократного повторения и выработки навыка правильной записи этой величины.

Слайд 26. Пример характеристики химической формулы углекислого газа.

Слайд 27–30. Алгоритм определения валентности по химической формуле вещества.

Представлены поэтапные действия для определения валентностей элементов в бинарных соединениях по молекулярной формуле вещества. Выводим с учениками обобщенную формулу для подсчета валентности элемента.

Слайд 31–35. Алгоритм составления химической формулы бинарного соединения по известным валентностям.

Рассматриваем и записываем поэтапно действия для составления молекулярной формулы вещества по валентностям. Выводим формулу для подсчетов индексов элементов.

Слайд 36–37. Закон сохранения массы веществ М.В. Ломоносова.

Обсуждаем закон, ученики зарисовывают опорный сигнал, дают формулировку закона. Показываем фрагмент из кинофильма “Михайло Ломоносов” (1955 год), демонстрирующий публичный опыт М.В. Ломоносова.

Слайд 38–39. Уравнения химических реакций.

Записываем уравнение химической реакции разложения воды электрическим током. Вспоминаем формулировку закона сохранения массы веществ, подсчитываем массы исходных веществ и продуктов реакции и приходим к выводу, о необходимости расстановки коэффициентов, уравнивающих число атомов элементов до и после реакции. Ученики расставляют коэффициенты, записывают со слайда №38 расчет массы веществ с учетом коэффициентов, подтверждая соблюдение закона сохранения массы веществ. Формулируем определение уравнения химической реакции.

Слайд 40–41. Типы химических реакций.

Изучая типы химических реакций, зарисовываем схемы реакций разложения, соединения, замещения. Записываем уравнения реакций, соответствующие схемам, расставляем коэффициенты.

Слайд 42. Количество вещества.

Знакомство с новой физической величиной, иллюстрируем порцию вещества, записываем определение количества вещества, вводим обозначение n (“ню”).

Слайд 43. Моль вещества.

Вводим понятия “моль вещества”, “число Авогадро”.

Слайд 44. Количество вещества.

Схема-обобщение знаний о количестве вещества.

Слайд 45. Число Авогадро.

Схема-обобщение знаний о постоянной Авогадро.

Слайд 46. Молярная масса.

Знакомство с новой физической величиной. Работаем с таблицей (Приложение 2), определяем зависимость между массой и количеством вещества для разных порций веществ. Знакомим с новой физической величиной, вводим обозначение, формулу для вычисления молярной массы, единицы измерения. Подводим учеников к выводу о численном равенстве относительной молекулярной массы и молярной массы данного вещества.

Слайд 47. Молярная масса разных веществ.

Рисунок закрепляет понимание о том, что у разных по составу веществ различны и молярные массы, хотя в них содержится одинаковое число частиц.

Слайд 48. Молярная масса.

Схема-обобщение знаний о молярной массе вещества.

Слайд 49. Закон Авогадро.

Записываем формулировку закона, рассматриваем и обсуждаем рисунок, изображающий 1 моль разных газов.

Слайд 50. Молярный объем.

Формируем понятие “молярный объем газов”, рассматривая рисунок подводим к выводу, что для веществ в твердых и жидких агрегатных состояниях молярный объем различен, а в газообразном состоянии эта величина постоянна. Вводим размерность и формулу для вычисления.

Слайд 51. Молярный объем.

Схема-обобщение знаний о молярном объеме газов.

Слайд 52. Связь количественных величин.

Демонстрируем и обсуждаем сводную формулу взаимосвязи между физическими величинами: массой, объемом и числом структурных частиц, осуществляемой через количество вещества. Делаем вывод, что формула позволяет рассчитать любую из переменных величин, если известна лишь одна из них.

Слайд 53. Список литературы.