Урок природоведения "Как человек стал разумным?". 5-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель: сформировать представление о времени появления человека и об основных этапах эволюции человека, раскрыть особенности “видов” (предков) человека; развивать умения работать с научными текстами; воспитывать чувство ответственного отношения к себе и окружающим.

Задачи:

  1. Сформировать представление о времени появления человека и об основных этапах эволюции человека, раскрыть особенности “видов” человека.
  2. Познакомить с особенностями видов (предков) человека.
  3. Закрепить представления о человеке как части живой природы.
  4. Развивать умение анализировать научные тексты (посредством работы с учебником и научными тестами).
  5. Воспитывать чувство ответственного отношения к себе и окружающим.

Планируемые учебные результаты: представление о причинах эволюции человека, основных этапах эволюции, развитие умение работать с научными текстами.

Цель педагогического саморазвития: развивать умение применять межпредметные связи (география и биология), совершенствовать умения по использованию ИКТ.

Тип урока: урок формирования новых знаний, урок – практическая работа.

Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, практический.

Средства обучения и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация “Как человек стал разумным..?” (сделана самостоятельно с использованием ресурсов Интернет), научные тексты об этапах эволюции человека (можно использовать текст учебника А.А. Плешаков, Н.И. Сонин “Природоведение”).

План урока.

  1. Организационный момент. Мотивация: постановка целей и задач урока, план урока (Слайд 1–2).
  2. Объяснение нового материала.
    1. Актуализация знаний: сделать выводы на основе атавизмов и рудиментов человека (Слайд 3–4). Ответить на вопросы (Слайд 5–7).
    2. Практическая работа по заполнению таблицы на основе анализа научного текста (или текста учебника А.А. Плешаков, Н.И. Сонин “Природоведение”) (Слайды 8–10, 12, 14, 16, 18).
    3. Творческое задание: описание (устно) жизни человека умелого, прямоходящего, неандертальца и кроманьонца (Слайды 11, 13, 15,17).
    4. Развивающие задания: беседа на тему “Действительно ли человек разумен?”, назвать имена ученых и их вклад в развитие человеческого общества (Слайд 19, 20).
  3. Закрепление: ответить на вопросы (Слайд 21–22). Задание: расположите в правильной последовательности предков человека (Слайд 23).
  4. Постановка Домашнего задания: нарисовать сцену жизни древнего человека (Слайд 24).
  5. Рефлексия: игра “Камешек в ботинке” (что было сложно, непонятно на уроке, мешало, помогало; что было понятно и приятно) (Слайд 25).

Ход урока

Этап Познавательная задача Деятельность учителя Деятельность ученика
I. Мотивация учебной деятельности.

Постановка целей и задач урока.

Организует с учащимися беседу о задачах урока и его результатах (Слайд 1-2).

Знать: древние предки человека; виды людей и их признаки.

Уметь: объяснять причины эволюции; называть виды людей; работать с научными текстами.

Настраиваются на работу. С помощью презентации и объяснения учителя формулируют задачи урока и его результаты. Записывают название темы в тетрадь.
II.1 Актуализация знаний. Рассмотрев Слайд 3 презентации, на основе атавизмов и рудиментов человека сделать выводы о животном происхождении человека.

 

Задает вопросы на повторение (5–7):

  1. Время появления человека.
  2. Древний предок человека.
  3. Что заставило человекообразных обезьян перейти от древесного образа жизни к наземному?
По Слайду называют атавизмы и рудименты человека: волосатость, клыки, хвост. Находят эти же признаки у животных. Делают вывод: человек произошел от животных. Записывают вывод в тетрадь (Слайд 4).

Отвечают на вопросы:

  1. 2 млн. лет назад.
  2. Дриопитек.
  3. Смена климата: от влажного климата лесов к сухому саванны.
II.2 На основе анализа текста выявить признаки предков человека: анализ текста, выявление основной мысли, формулирование выводов, фиксация вывода в табличной форме. Формулирует задачи практической работы: прочитав текст, карандашом подчеркнуть основные признаки человека, записать их в столбик таблицы (Слайд 8).

Работа проходит фронтально под контролем педагога.

На основе Слайдов презентации (Слайды 9, 10, 12, 14, 16, 18) организует беседу о внешних признаках предков человека, их умениях.

Сообщает интересный факт о гипотезе происхождения аборигенов Австралии от неандертальцев.

Чертят таблицу в тетради.

Читают текст. Карандашом подчеркивают признаки. Называют признаки. Записывают в таблицу.

Беседуют о признаках и умениях предков человека.

II.3 Развитие устной речи, умения анализировать картинки, составлять по ней рассказ. Во время практической работы организует творческую работу по составлению рассказа об образе жизни человека умелого, прямоходящего, неандертальца и кроманьонца на основе картинки (Слайды: 11, 13,15,17). Возможна парная и индивидуальная работа. Работая в парах, составляют устный рассказ (или работают индивидуально).
II.4 Воспитание чувства ответственного отношения к природе, к себе и окружающим. Организует беседу на тему “Действительно ли человек разумен?”. На Слайде презентации (Слайд 19) демонстрирует последствия неразумной, безответственной деятельности человека. Предлагает задание: назвать имена ученых и вклад в развитие человеческого общества (Слайд 20).

Ставит учащихся перед противоречием: великие открытия и изобретения и экологические катастрофы.

Обсуждают возникшую проблему.

Называют ученых.

Высказывают свое мнение.

III. Повторение и закрепление, коррекция сформированных знаний и умений. Проводит опрос по вопросам (Слайды 21–22).

По Слайду 23 выполняют задание: расположите в правильной последовательности предков человека.

Совместно с учащимися по задачам подводит итоги урока, формулирует выводы.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание.

Совместно с учителем формулируют выводы.

IV. Закрепление изученного материала через постановку домашнего задания. Формулирует домашнее задание: нарисовать сцену жизни древнего человека (Слайд 24). Записывают домашнее задание.
V. Рефлексия результатов учебной деятельности. Организует игру “Камешек в ботинке” (что было сложно, непонятно на уроке, мешало, помогало; что было понятно и приятно) (Слайд 25). Участвуют в игре, высказывают свое мнение.