Мастер-класс по теме "Формирование здоровьесберегающего пространства и применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Здоровье – это богатство, которое мы получаем один ра з в жизни, а тратим - всю жизнь, поэтому педагоги, родители должны сформировать у детей глубокое научное понимание сущности здорового образа жизни, его житейской ценности. Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее и мы за это будущее в ответе. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся является важнейшей и приоритетной задачей нашей школы.

Сегодня мы хотим познакомить вас с нашим опытом работы по формированию здоровьесберегающего пространства и применением здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

Все, чем хотим с вами поделиться, мы условно разделили на 4 блока:

1 блок – “Теоретический”. Презентация.

2 блок – “Практический”: Комплекс упражнений, направленный на создание благоприятной, комфортной психоэмоциональной среды в учебно-воспитательном процессе младшего школьника.

3 блок – Интеграция программы “Планета здоровья” в учебном процессе.

А начнем нашу работу с приветствия. Для этого встанем в круг. Я произношу: “Здравствуйте! Меня зовут ….” и показываю любой жест. Следующий – повторяет “Здравствуйте! Меня зовут…(свое имя) и показывает свой жест и т. д.

(Примечание: если играющих в кругу мало, то каждый повторяет имя предыдущего, его жест; называет свое имя и показывает свой жест).

Вот и познакомились! А теперь предлагаем вашему вниманию:

1. Теоретический блок. (см. Приложение 1), Презентация.
2. Практический блок. Мастер-класс.

Переходим ко второму блоку работы. Предлагаем вам познакомиться с комплексом упражнений направленных на создание благоприятной, комфортной психоэмоциональной среды в учебно-воспитательном процессе младшего школьника.

“Скорая помощь”

Цели:

  • Снятие эмоционального напряжения; улучшение работоспособности;
  • Развитие межполушарных связей; развитие мышления, внимания.

Инструкция:

Верхняя буква каждой строки проговаривается вслух. Нижняя буква обозначает движения руками: Л – левая рука поднимается в левую сторону; П – правая рука поднимается в правую сторону; В – обе руки поднимаются вверх.

Упражнение выполняется в следующем порядке: от первой буквы к последней, а затем от последней буквы к первой. Можно изготовить плакат или индивидуальные карточки с буквами.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Я
Л П П В Л В Л П В Л Л П Л Л П В П Л П В Л В В П Л

Экспресс – приемы по снятию эмоционального напряжения

“Мудра Жизни”

Мудры – особые положения пальцев рук на фоне медитации, которое замыкает и направляет биологическую энергию человека.

Сложите большой и безымянный пальцы кольцом, остальные выпрямите. Закройте глаза. Замрите. Эта мудра улучшает психофизическое состояние организма, снимает стрессы, повышает самооценку.

Мудра “Лестница небесного храма”

Снимает депрессию, улучшает настроение, снимает состояние безысходности и тоски. Сложите пальцы в виде лестницы: большой на большой, указательный на указательный, средний на средний, безымянный на безымянный, мизинцы выпрямите и несколько минут медитируйте. Скажите себе, что вы самый уравновешенный человек. Улыбнитесь!

Мудра “Зуб Дракона”

Выполняя эту мудру, человек приобретает силу, мощь, духовность. Мудра оказывает целительное действие при стрессовых состояниях, эмоциональной неустойчивости, помутнении сознания, нарушении координации движений. Большие пальцы рук согните и прижмите ладонями у основания указательных пальцев. Мизинец, безымянный и средний пальцы прижмите ладонями. Указательные пальцы обеих рук выпрямите и направьте вверх.

Мудра Знания

Одна из самых важных мудр. Снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, помогает при меланхолии и депрессии. Улучшает мышление и память, активизирует потенциальные возможности. Указательные пальцы обеих рук соедините с подушечками больших пальцев. Остальные пальцы держите выпрямленными.

Упражнение “Посещение зоопарка”

Ученики встают друг за другом. Учитель становится за последним и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. Ученик должен понять действия учителя и повторить их на стоящем перед ним ребенке. Передается “по цепочке”.

  1. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).
  2. Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).
  3. Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев “сбегать” вниз по спине).
  4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).
  5. Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).
  6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).
  7. Слышатся дикие прыжки кенгуру (“топать” кончинами пальцев по спине).
  8. Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
  9. А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).
  10. Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).
  11. А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).
  12. Сейчас посетители идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера, затем убрать руки и поменяться местами).

“Владей собой среди толпы смятенной…”
(экспресс-приемы для снятия отрицательного напряжения, через … напряжение)

  1. Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления.
  2. Негативные чувства “живут на загривке”, поэтому важно расслабить плечи. Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей. Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.
  3. Сложите руки “в замок” перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти (во время потягивания организм выбрасывает эндорфин – “гормон счастья”).
  4. Улыбнитесь! Зафиксируйте улыбку на лице на 10-15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте благодать, которая расходится по всему телу от улыбки. Сохраните это состояние.

Упражнение “Рисунок по кругу”

У каждого ребенка имеется лист бумаги и карандаш. Дается 30 секунд на обдумывание темы рисунка. По команде учителя (хлопок, колокольчик) дети начинают рисовать. Как только они услышат повторный сигнал, рисунок передается соседу справа или слева. И так повторяется до тех пор, пока рисунок не вернется к хозяину (интервал между сигналами 5-10 секунд). В конце задается вопрос, получился ли задуманный изначально рисунок. Ведется обсуждение.

Экспресс-прием снятия эмоционального напряжения: дыхание по йоге.

Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре – на задержку дыхания, четыре – на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь. (см. Приложение 2)

А теперь мы вам предлагаем методику определения индекса здоровья и индекса благополучия учащихся. Эту работу мы проводим по окончании каждого триместра по следующим формулам: (см. Приложение 3)

Третий блок: Интеграция программы “Планета Здоровья” в учебном процессе.

Предлагаем вам ряд практических задач, применяемых при проведении интегрированных уроков.

Цель практических задач: научить предметными средствами отвечать на те вопросы, которые предлагает сама жизнь. Это позволит применять полученные знания и умения в формировании здорового образа жизни.

Решим задачу. Читаем вступление. Первое задание выполняем коллективно (выполнили, обсудили). У вас осталось три задания. Выбрать два и решить (на решение 5 минут). Дети, которых заинтересовали задачи, решают их все (если осталось время; если времени нет – даем на дом). На выполнение задания отводится 7-10 минут. Проводится проверка с комментированием. Оценивание – по индивидуальной шкале.

Математика – Окружающий мир.

Тема: “ Сложение и вычитание столбиком. Человек. Органы слуха”

ШУМ

Остановись и прислушайся: по улице с шумом проносятся машины, хлопают двери, часто тебя оглушают магнитофоны и телевизоры… Нас повсюду преследует шум – мешающая, раздражающая совокупность звуков, сливающихся в однообразное звучание. Постоянный шум приводит к тому, что мы больше устаем, хуже спим, начинаем плохо слышать.

Уровень шума измеряется в децибелах (дБ) (см. таблицу 3 “Источники шума”)

Таблица 3

Источник шума Уровень шума, дБ
Шёпот 20
Звук настенных часов 30
Приглушённый разговор 41
Рабочий шум на уроке 46
Тихая улица 50
Шум в салоне автомобиля 54
Громкий разговор 63
Школьная перемена 65
Шумная улица 72
Звук в наушниках 98
Громкая музыка 110
Сирена 130
Выстрел из оружия 170

То, что мы привыкли считать тишиной, - это естественный уровень шума, составляющий около 20-30 дБ. Шум не более 80-90 дБ безвреден для человека.

1. Какой уровень рабочего шума на уроке? Какой на перемене? Как измениться уровень рабочего шума на уроке, если ты ведёшь разговор со своим соседом?

Уровень шума 90 - 120 дБ уже вызывает у человека болевые ощущения, а, достигнув 180 дБ, становиться для него непереносимым. Уровень шума складывается из уровня шума, окружающего человека, и уровня шума, который создаёт сам человек.

2. Какие источники шума вредят твоему слуху? Какой уровень шума воздействует на тебя, когда ты громко разговариваешь на улице? Громко разговариваешь на перемене?

Комментарий.

Чтобы определить уровень шума на уроке или перемене (задание 1), можешь воспользоваться данными из таблицы 3. Обрати внимание на единицу измерения уровня шума – децибелы (дБ).

Когда во время урока ты ведёшь разговор со своим соседом, уровень шума в классе увеличивается. Выполняя задание 1, выясни по таблице, какой уровень шума создаёт приглушённый разговор. Это значение и есть изменение уровня шума на уроке, из-за твоего разговора с соседом.

В задании 2 для выявления источников шума, вредных для слуха, определи уровень шума, вызывающий болевые ощущения. Теперь выбери из таблицы 3 “вредные” источники шума.

Уровень шума во время громкого разговора на улице складывается из уровня шума, создаваемого громким разговором, и уровня шума улицы. Так же ты сможешь определить уровень шума во время громкого разговора на перемене. Не забудь определить, вредит или нет этот шум твоему слуху.

После решения задачи – физкультминутка на укрепление опорно-двигательного аппарата.

Упражнение “Глаза в глаза”.

Дети садятся на противоположные стороны парты напротив друг друга и смотрят друг другу в глаза. При этом они катят друг другу карандаш: -руками по столу; -меняются под столом карандашами, не отрывая взгляда друг от друга; - поднимают карандаш на стол с помощью рук, катя его по ноге и глядя друг другу в глаза. (Упражнение повторяется несколько раз).

Упражнение “Совместный полет”.

Дети встают спиной друг к другу. Они вдвоем вертят карандаш вокруг себя: карандаш передается правой рукой за спину в левую руку партнера, партнер берет и, передает в левую руку партнера и т.д.

Точно также они выполняют задание с противоположной стороны и вращают карандаш вместе во всех направлениях.

Упражнение “Круговорот”.

Дети встают спиной друг к другу. Один из участников передает карандаш между ног, второй возвращает ее через голову обратно. Дети меняются ролями.

Упражнение “Перевертыши”.

Дети встают в круг. По команде начинается передача карандаша или несколько карандашей из одной руки в другую:

  • Под высоко поднятыми левым и правым коленями;
  • Вокруг туловища; держа ноги на ширине плеч, передавать карандаш между ног спереди назад (левой и правой рукой попеременно);
  • Передавать карандаш правой рукой через правое плечо в левую руку, потом провести карандаш через широко расставленные ноги.

(Упражнение повторяется несколько раз, постоянно увеличивая темп).

Уважаемые коллеги! В приложении 4 вы найдете задачи с комментариями к интегрированным урокам Математика-Окружающий мир 3, 4 классы по темам:

3 класс. “Письменное сложение и вычитание. Органы слуха”.
4 класс. “Сложение и вычитание величин. Человек”.
4 класс. “Решение задач. Насекомые”.
4 класс. “Деление с остатком. Растения”.

В приложении вам предлагаются комплексы упражнений.

На примере урока развития речи в 3 классе рассмотрим отдельные приемы по формированию здоровьесберегающей среды – создание благоприятного эмоционального фона.

Чтение текста вслух (первичное восприятие).

При повторном чтении мы предлагаем детям взять синий и красный карандаши. Читая текст, подчеркните синим цветом слова, которые вызывают у вас тревогу, беспокойство, напряжение (отрицательные эмоции). Красным цветом – слова, которые вызывают у вас улыбку, радость, спокойствие (положительные эмоции).

Работают самостоятельно (2-3 минуты).

Вопрос:

  • “Каких слов получилось больше?”
  • “Назовите эти слова”.
  • “Почему именно эти слова вызывают положительные эмоции?”

Идут следующие этапы работы: лексическая подготовка.

Физкультминутка “Круги”:

Поставьте большие пальцы рук на цвет солнца.

Указательные пальцы – на цвет улицы.
Средние пальцы – на цвет игры “в салочки”.
Безымянные пальцы – на цвет хорошего настроения.
Мизинцы – на цвет отдыха.

Повторяем физкультминутку, увеличивая темп, в другом порядке.

Орфографическая подготовка Самостоятельное выполнение работы.

Проверка – чтение работ вслух.

Подведение итогов.

Учеба

Шел урок русского языка. Дети писали трудный диктант. Но вот прозвенел звонок. Началась большая перемена. Учительница вывела детей на улицу. Весеннее солнышко ласково улыбалось школьникам. Ребята затеяли игру в салочки. Дети разбежались по школьному двору. Они убегали от водящего. Веселая игра создала у всех хорошее настроение. Ученики вернулись в школу отдохнувшими. Они были готовы к уроку математики.

Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.

Орфографическая подготовка. Лексическая подготовка.

Прочитай трудные слова по слогам. Обрати внимание на них, когда будешь писать изложение.

Перемена, затеяли, салочки, отдохнувшими, математика.

Перескажи текст по плану. Напиши изложение “Учеба”.

При проведении упражнений, корректирующих осанкуснимаем напряжение во время работы.:

1. “Оглянись”.

Ноги слегка расставить. руки за голову. Повернуться направо, хлопнуть по левой пятке правой рукой, сказать “хлоп!” Повторить то же , но в левую сторону. Повторить всё упражнение 4 раза.

2. “Равновесие”.

Учитель предлагает детям проверить свою осанку. Упражнение можно выполнять стоя или сидя. Ребенок садится прямо, расправляет плечи, кладет себе на голову учебник. Стараясь

Заключение.

В конце каждого учебного дня мы применяем метод “Пяти пальцев”:

Метод “Пяти пальцев”
(подведение итогов)

М (мизинец) - Мыслительный процесс: какие знания, опыт я сегодня получил?
Ц (безымянный палец) - Близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?
С (средний палец) - Состояние духа: каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа?
У (указательный палец) - Услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем услужил, порадовал или “поспособствовал”?
Б (большой) - Бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие?

Выполнение упражнения.

Благодарим всех за совместную работу!