Интегрированный урок "география + развитие речи" в 6-м классе "Географы для Победы"

Разделы: География


Цели:

  1. Сформировать представление о деятельности географов по время ВОВ.
  2. Развивать умение работать с дополнительным материалом, читать географические карты, словари.
  3. Формировать умение отбирать главное и существенное из текста, сопоставлять получаемую информацию,  выявлять закономерности.
  4. Воспитывать интерес к истории своей страны, любознательность.
  5. Развитие речи учащихся.

Оборудование: ИД + презентация урока.

Учитель:

В этом году наша страна будет отмечать 65-летие со дня победы над фашистской Германией. И мы помним тех, кто своим подвигом и самоотверженным трудом в тылу добыл дорогую победу.

О Великой Отечественной войне, о вкладе в дело разгрома врага различных родов войск, отраслей хозяйства, учёных и специалистов написано много.

Но мало кто знает, насколько велика была роль географов в годы войны и на фронте, и в тылу.

В трудное для Родины время они внесли свой вклад в дело победы. Для победы самоотверженно работали метеорологи, гидрологи, топографы.

Вспомним термины.

  • Метеорология – наука об атмосфере и происходящих в ней процессах.
  • Метеоролог – ученый, который занимается изучением атмосферы и происходящих в ней процессах.
  • Гидрология – наука, изучающая все виды природных вод, явления и процессы, в них протекающие. Воды гидросферы - это океаны, моря, реки, озера, водохранилища, болота, почвенные и подземные воды.
  • Гидролог – ученый, который занимается изучением всех видов природных вод и процессами в них протекающих.
  • Топография – наука, которая занимается измерением земной поверхности для изображения её на планах и картах.
  • Топограф – ученый, который занимается измерением земной поверхности для изображения её на планах и картах.

Ученики читают текст.

Метеорологи для победы.

Метеорологи на фронте и в специальных частях составляли прогноз погоды. Это помогало успешно проводить боевые действия.

Зная прогноз погоды, иногда было выгодно перенести начало активных действий на фронте на 1-2 дня с тем, чтобы использовать плохую погоду для сосредоточения сил, а при первом же прояснении неба начать бой при поддержке с воздуха.

Используя данные метеорологов чтобы определять, какое оружие лучше применить с учетом погодных условий.

Учитывать облачность. Например, низкая облачность, затрудняет работу системы точного наведения ракет.

Направление и сила ветра. Например, при сильном ветре затруднены и даже невозможны полеты авиации из-за высокой вероятности отказов двигателей.

Вопросы:

  • Какие элементы погоды учитываются для проведения боевых действий?
  • Для каких видов войск особенно важно знать прогноз погоды?

Гидрологи для Победы.

В годы войны гидрологи помогали преодолевать водные рубежи, болота.

Зная, где на реке брод, наши войска имели возможность переправиться на другой берег.

Целый ряд операций строился с учётом неверного представления противника о непроходимости болот для тяжелой техники.

Но наши солдаты на болотах настилали гать, переправляли технику и внезапно атаковали вражеские войска.

Вопросы по тексту. Что такое?

- Брод – это мелкое место поперек реки или озера, удобное для перехода.
- Гать – это настил из брёвен или хвороста для проезда, прохода через болото или топкое место.

Дорога Жизни.

Благодаря гидрологам Ленинградского флота была проложена Дорога жизни через Ладожское озеро.

Гидрологи сообщали, где на озере наибольшая толщина льда и составляли маршрут движения по озеру.

По одной колее могли пройти не более 60 машин. Фашисты постоянно бомбили дорогу. Лед трескался под тяжестью машин.

Гидрологам приходилось прокладывать маршруты снова и снова.

Задание. Проложите дорогу по льду озера.

Необходимо учесть, что:

- На берегу пушки фашистов;
- Дорога должна имеет наименьшее расстояние по озеру.

Сравнить два рисунка. Сделать вывод.

  • Дорога жизни проходила от одной железнодорожной станции до другой.
  • Не подходила близко к берегу, занятому врагом.
  • Была самой короткой из возможных маршрутов.

Топографы – глаза армии. Прочитайте текст и объясните это выражение.

Топографы составляли планы различных населенных пунктов для наступления войск. Чтобы бойцы не могли заблудиться в незнакомом городе.

Для этого использовали и довоенные фотографии и открытки, и съемки с самолётов – разведчиков. Топографы работали на передовой: они подползали на расстояние двухсот метров и чертили передний край противника.

Топографы делали даже огромные макеты городов. В таком мини-Кенигсберге, например, офицеры учились ориентироваться вслепую.

Готовили по этому макету командиров – как будто они находятся в городе.

Ни одна военная операция не проходила без карт. Карта – это необходимый источник информации о местности.

Топография важна и жизненно необходима для танковых войск, авиации, флота и особенно артиллерии.

Существует понятие “стрельба с закрытых огневых позиций” т.е. стрельба за горизонт по целям, находящимся вне видимости.

Вопросы:

  • Что такое макет?
  • Для чего делали макеты?
  • Что использовали топографы при составлении карт?
  • Объясните, что значит “стрельба с закрытых огневых позиций”?
  • Как можно объяснить выражение “Топографы – глаза армии”?

Задание. По иллюстрации составьте план местности, используя условные знаки.

 

 

Итог урока:

  • Сегодня мы узнали, что кроме бойцов ещё и люди других профессий трудились ради победы.
  • О ком из географов мы сегодня говорили на уроке?
  • Чем занимались географы во время войны?