Цели:
- развитие мышц кисти руки, способности управлять движением кисти;
- развитие координации и точности движений пальцев рук;
- развитие темпо-ритмической стороны речи;
- развитие звуко-слоговой структуры речи.
Ход занятия
I. Организационный момент
Здравствуйте ребята! Сегодня к нам в гости из жаркой Африки прилетела обезьянка Лола. Она передает вам привет от Мамонтенка. А я предлагаю вам вместе с Лолой совершить путешествие на Веселую полянку. Посмотрите на меня. Выполняйте упражнения вместе со мной.
II. Основная часть занятия
- Первыми к нам на полянку выбегают ёжики!
Упражнение 1 “Ёжики здороваются”
Ёжик-ёжик, четверо ножек,
Бежит по дорожке, царапает ножки.
Повстречал ежонка еж: “Здравствуй, братец!
Как живешь?”
Инструкция: Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.
- Ребята, послушайте внимательно, кто это там жужжит?..
Упражнение 2 “Жук”
Я веселый Майский жук. Знаю все сады вокруг,
Над лужайками кружу, а зовут меня Жу-жу…
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Инструкция: Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (“усы”), пошевелить “усами”.
- Вот кто-то тихонько крадется через нашу полянку…Это кошка с котенком!
Упражнение 3 “Коготочки”
У кошкиной дочки на лапках коготочки.
Ты их прятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши!
Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.
Инструкция: Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Поменять руку.
- К нам на полянку важно шагает гусь!
Упражнение 4 “Гусь”
Гусь гнездо свое чинил и считалку сочинил,
И гогочет, и гогочет: заучить считалку хочет:
Гуси, гуси! Га-га-га!
Есть хотите? Да-да-да!
Вы летите, торопитесь, свои крылья берегите!
Инструкция: Поставить руку локтем на стол. Все пальцы прямые. четыре пальца (кроме большого) выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу (“голова гуся”). Большой палец опустить немного вниз. Получается “гусь” с открытым “клювом”. Поменять руку.
- Ребята, посмотрите – ползет черепаха!
Упражнение 5 “Черепашка”
Ножка, ножка, поскорей
Двигай домик мой быстрей!
Инструкция: Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя “полушарие”. Втянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь “домик” черепашки. Аналогичным способом передвигать “домик” черепашки средним, безымянным пальцами и мизинцем. Меняем руку.
- А вот на дереве сидит белка!
Упражнение 6 “Белка”
Сидит белка на тележке, продает она орешки:
Лисичке-сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому…
Инструкция: Сгибать-разгибать кулачок, затем поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.
- Ой! Кто-то кусается! Да это же комары!
Упражнение 7 “Комарик”
Не кусай, комарик злой!
Я уже бегу домой! З-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з
Инструкция: Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед (это - “хоботок”, которым “комарик” пытается “укусить” ребенка). Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (“лапки”).
- Ребята, наша Лола боится комаров, но ей очень понравилась наша полянка. А теперь ей пора отправляться домой.
Использован материал книги “Пальчиковая гимнастика” Л.П.Савиной (Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика, М., 2000).
Для распечатки книжки-малышки “Веселая полянка” предлагаю использовать Приложение 1, Приложение 2.