Использование ИКТ на уроках русского языка (с приложениями)

Разделы: Русский язык


Переход к современному информационному обществу ставит перед школой новые масштабные и сложные задачи. Учащиеся должны:

  • самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике для решения различных проблем, что поможет им в дальнейшем найти своё место в жизни;
  • грамотно работать с информацией;
  • самостоятельно мыслить, искать пути решения возникающих проблем, используя современные технологии;
  • быть коммуникабельными, уметь работать сообща, а также находить выход из любых конфликтных ситуаций;
  • работать над развитием интеллекта, повышением своего культурного уровня.

Всё перечисленное остро необходимо в жизни детям, обучающимся в школе-интернате V вида. Вследствие разнообразных речевых патологий дети затрудняются употреблять многие обиходные слова на фоне сравнительно развёрнутой речи. В их активном словаре преобладают существительные и глаголы, крайне мало слов, которые характеризуют качество, признаки, состояние предмета, действий, наблюдается большое количество ошибок при использовании предлогов и практически полное отсутствие сложных предлогов – из-под, из-за. Им свойственна недостаточная сформированность грамматических форм языка – часто допускаются ошибки в согласовании и управлении, в падежных окончаниях.

Способами словообразования дети почти не пользуются. В активной речи они употребляют в основном простые предложения, испытывают большие трудности в составлении распространённых и сложных предложений с сочинением и подчинением. Как правило, соединяют вместе несколько предложений, не связанных между собой, или, наоборот, разделяют текст на предложения, на части, которые не являются чем-то завершённым ни в смысловом, ни в грамматическом отношении. Присутствует недостаточная гибкость мышления, а также непонимание смысловых оттенков. В результате этого на письме возникает много ошибок специфического характера, как следствие недоразвития речи.

С учётом этих обстоятельств большое значение имеют, помимо традиционных технологий обучения, личностно ориентированные технологии, которые призваны обеспечить необходимые условия для развития творческой личности, индивидуальных способностей учащихся. К ним прежде всего относятся дифференцированный подход, обучение в сотрудничестве и, безусловно, применение информационных технологий.

Компьютерные программы и интерактивные пособия совмещают в себе наглядность и позволяют тренировать движения пальцев рук, то есть развивать мелкую моторику. Достаточно известное изречение одного из китайских мудрецов (к сожалению, история не сохранила его имени): «Ум на кончиках пальцев» - как нельзя лучше подтверждает это.

Необходимо отметить, что особое место в «ансамбле» школьных предметов занимает русский язык. Именно этот предмет способствует формированию учебно-познавательной, коммуникативной, общекультурной, информационной, социальной ориентации учащегося. В связи с этим необходимо строить процесс обучения таким образом, чтобы учащийся мог проверить себя сам, чтобы он мог самостоятельно находить (в том числе путём проб и ошибок) верный ответ на поставленный вопрос. Необходимо обучать его проговаривать выполнение задания, надо вступать с ним в диалог. Современные компьютерные технологии позволяют разнообразить урок, снять напряжение, внести элемент творчества. Это просто и смена действий. На протяжении вот уже более 6 лет занимаюсь созданием компьютерных тестовых заданий. Это такие разделы русского языка, как «Лексика», «Словообразование», «Морфология», «Синтаксис».

При подготовке тестов использую серию книг: Т.Ю. Угроватовой «Подсказки на каждый день» (М.:Владос), «Тесты по русскому языку» (М.:Владос), книга «На берегах Лингвинии» (под ред. Л.Д. Чесноковой. М.: Просвещение: Учебная литература, 1996), А.Г. Зикеева «Практическая грамматика на уроках русского языка» и другие. Из указанной литературы отобраны и переработаны подходящие материалы таким образом, чтобы создаваемые компьютерные тесты одновременно развивали и моторику, и умственные способности детей.

Для детей, обучающихся в школе V вида, сложным, на мой взгляд, является изучение такого непростого раздела русского языка, как «Лексика». Почему? Главная проблема в усвоении учащимися лексического материала связана с бедностью словарного запаса учащихся, с возникающими трудностями структурирования и правильного использования того потенциала, которым они обладают. Это выражается в неумении разнообразить речь подбором синонимов, придавать словам контрастность мысли через употребление антонимов, использовать слова в переносном значении и делать обобщения, то есть понимать значение однородных предметов.

Проанализируем приведённые ниже тестовые задания с точки зрения помощи в усвоении материала детьми с речевыми нарушениями.

Данные тесты представляют собой часть подборки заданий для учеников 5 класса. Их задача - помочь учащимся правильно толковать лексическое значение слова, а также классифицировать лексические единицы, изучаемые в разделе «Лексика». Это антонимы, синонимы, омонимы.

При выполнении теста №1 учащиеся подбирают нужные определения, устанавливают соответствие слов и выражений. Тест №2 развивает лексический потенциал учащихся – учит находить прямое и переносное значение слов. Тест №3 обучает правильно подбирать синонимы, а тест №4 – исключать выражения, выпадающие из общего смыслового ряда. Тест №5 обучает различать синонимы, антонимы и омонимы (стихи автора статьи). Заключительный тест №6 – «Игра наоборот» посвящён работе с антонимами.

Хочется кратко остановиться на разделе «Морфология». В этой связи необходимо заметить, что в учебниках общеобразовательных школ приоритет отдаётся аналитическим упражнениям по сравнению с синтетическими. И это в целом правомерно, так как у нормально развивающихся детей к 5 классу практически сформированы и автоматизированы речевые умения и навыки, чего нельзя сказать о детях, обучающихся в школе V вида.

Для пополнения пласта лексики в речи учащихся мною разработаны тестовые задания синтетического плана – образование новых слов с помощью аффиксов в соответствии со словообразовательными моделями. Данное задание базируется на теме «Имя прилагательное», поскольку, как было сказано выше, речь учащихся чрезвычайно ограниченна в употреблении именно этой части речи. В данном тесте необходимо не только образовать новое слово (прилагательное), но и указать его разряд. Изображения, приведённые в тесте, обеспечивают наглядность, а стихи, как мне представляется, способствуют лучшему усвоению материала (стихи автора).

Главное – при выполнении тестовых заданий участвуют и глаза, и мозг, и руки учащихся, а игровые элементы имеют немаловажное значение в развитии у них интереса к выполняемой работе, следовательно, в поддержании необходимого уровня интенсивности процесса обучения.

Работа с компьютерными игровыми тестами формирует умение ориентироваться в этом непростом «океане» слов, воспитывает у учащихся внимание к слову и к речи, развивает умение отбирать слова и произносить их со смыслом, а также навыки работы со словарём.

Подобные тестовые задания помогают без особых усилий проводить творческие диктанты по различным направлениям: это умение вставлять в предложение нужные по смыслу слова (творческие диктанты), заменять синонимы антонимами и наоборот, заменять повторяющиеся синонимы.

Другим не менее важным и трудным разделом является раздел «Синтаксис». Это умение строить словосочетания и предложения, это умение пользоваться словом. Здесь разработаны тестовые задания под названием «Ромашка», когда на каждом лепестке написаны определённые слова, из которых нужно составить предложение. Ведь проблема развития речи является главенствующей в обучении детей с речевой патологией. Успешность обучения детей, их дальнейшее развитие в значительной мере зависят от уровня овладения ими связной монологической устной и письменной речью.

Подобные задания по составлению предложений, как простых, так и сложных, формируют умения и навыки связного изложения мыслей. А умение излагать свои мысли, правильно строить предложения помогает ребятам писать сочинения и изложения, лучше адаптироваться в нашем сложном мире, быть коммуникабельными, уметь работать с компьютером, что в сегодняшней действительности является базовым требованием.

Вся эта система заданий способствует развитию мышления, формированию логических способностей, что так необходимо для школьников данной речевой категории. Представляется, что такие игровые компьютерные тесты могли бы найти применение не только в специализированных (коррекционных) школах, но и в классах общеобразовательных школ.

Приложение 1. Открытый урок на тему «Разряды прилагательных. Закрепление»

Приложение 2. Открытый урок на тему «Лексика. Закрепление»