Цели: учить писать заглавную и строчную буквы Д, д; развивать речь, образное мышление, фонематический слух; обогащать словарный запас детей.
Оборудование: прописи, плакат «Сиди правильно», плакат «Пиши правильно», магнитофон.
Ход урока
1. Организационный момент.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
2. Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы познакомимся с буквой, о которой придуманы такие стихи (читает ученик):
Видны за окнами дома
И дети на дорожках.
А вот и буква Д сама
На самоварных ножках…
С.Маршак.
- Определите тему нашего сегодняшнего урока.
3. Изучение нового материала.
Работа с образцом заглавной буквы Д.
- Рассмотрите образец заглавной буквы Д. Опишите направление руки при её написании.
(Заглавную букву Д начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведём линию вниз рабочей строки, ведём дальше вниз. Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево и делаем небольшую петлю, ведём линию вправо, доводим до нижней линии рабочей строки, поднимаемся вправо вверх и пишем округлую линию; проходим над началом первого элемента, закругляем влево и доводим до середины широкой вспомогательной строки.)
Учитель напоминает правила посадки и положения тетради.
- Самостоятельно обведите и допишите буквы на 1-3-й строчках.
4. Заучивание считалки:
Я пойду куплю дуду,
Я на улицу пойду.
Громче, дудочка, дуди!
Мы играем, ты води!
5. Самостоятельная работа.
- Прочитайте и запишите имена. Прочитайте имена, которые начинаются с мягкого согласного [ д,]. Запишите. Придумайте имена, начинающиеся с твёрдого звука [ д].
- Что означают другие слова?
- Посмотрите на написанные буквы и слова. На пустой строчке напишите те буквы и слова, которые у вас не получились или которые вы хотели бы написать ещё лучше.
Физкультминутка
Дождь
Приплыли тучи дождевые:
- Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
- Пей, рожь, пей!
И рожь, склонясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт.
А тёплый дождь неугомонный
Льёт, льёт, льёт!
6. Работа с образцом строчной буквы д.
- Рассмотрите образец строчной буквы д. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся?
- Опишите направление движения руки при написании строчной буквы д. (Буква д состоит из двух элементов. Начинаем писать букву д так же, как букву а. Второй элемент буквы д – палочка с петлёй внизу. Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, ведём вниз, доводим до середины широкой вспомогательной строки и делаем петлю, закругляя линию влево вверх. Петля пересекается на нижней линии рабочей строки.)
- Запись букв и слов по образцу.
- Анализ сходства и различия букв д и у.
- Работа со скороговоркой.
- Прочитайте скороговорку. Научитесь произносить её быстро.
- Прочитайте первое слово. Сколько одинаковых букв в слове? А звуков?
- Какой звук слышим на конце слова?
- Запишите скороговорку по памяти.
7. Работа по резервной странице прописи.
- Прочитайте слова. Сформулируйте задание. (Задание выполняется по вариантам.)
8. Подбор слов к моделям.
- Списывание с печатного текста.
- Составление пар слов; предложений.
9. Итог урока.
- Закончите предложения, добавив слова со звуком [д].
Из трубы идёт … (дым).
Дворник метёт … (двор).
Осенью часто идёт … (дождь).
- Расскажите, что делали, что было самым трудным?