Урок русского языка во 2-м классе "Произношение и написание парных звонких и глухих согласных в конце слова"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Тип урока:комбинированный

Формы работы с учащимися: коллективная, групповая.

Методы и приемы обучения: частично-поисковый с использованием информационно-коммуникативных,  коррекционно-развивающих, здоровьесберегающих  технологий, уровневой дифференциации.

Средства обучения:

  • учебно-наглядные пособия: магнитная азбука, презентация;
  • вербальные средства: учебники;
  • специальное оборудование: экран;
  • технические средства обучения: компьютер, проектор.

Цели:

  • уточнить и конкретизировать знания учащихся о парных и непарных звонких и глухих согласных, учить анализировать звуковой состав слова, довести до четкого понимания, что парный согласный звук на конце слова может заменяться другим согласным, поэтому его нужно проверять;
  • развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение, устную речь учащихся, умение анализировать, высказывать свое мнение;
  • воспитывать уважение к товарищам,  прививать интерес к учебе через игру.

ХОД УРОКА

1. Организация класса

– Покажите глазками, какое у вас настроение.
– Покажите, как правильно сидеть за партой. Молодцы!

2. Чистописание

– А начнем наш урок с разминки пальчиков.
– Покажите, как играют на пианино; как капает дождик; как здороваются пальчики:

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.

– А  это  что за семейство?

ЛМН, ЧЩ

– Назовите  звуки, которые они обозначают.
– Что общего они имеют? Почему? На какие две группы я их разделила?
– Что знаете о звуках каждой группы?
– Сели правильно, пишем красиво.
– Обведите самое красивое буквосочетание.
– Добавьте гласные буквы, чтобы получились слова. Запишите их, разделив для переноса.
– Укажите ударение и безударные гласные.

3. Сообщение темы и цели урока

Ребята, к нам на солнечную полянку прибежали буквы. Какие звуки они обозначают?
– Что можете сказать о них?
– Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке?
Сегодня на уроке мы научимся находить и проверять слова с парными согласными на конце слова. Нам предстоит выполнить много интересных заданий.

В нашем русском языке
Ходят «хитрые подружки»
Предстоит сегодня нам
Все расставить по местам.

4. Актуализация знаний учащихся

Эти «хитрые подружки»  решили с нами поиграть и разбежались по полянке.
– Давайте расставим их  парами, как на ленте букв.
– Поставьте в ряд звонкие согласные.
– Почему мы называем их звонкими согласными? Как произносятся согласные звонкие?
– Какие остались?
– Почему мы называем их глухими согласными? Как произносятся согласные глухие?

Как узнать писать какую –
Эту букву иль другую?
С толку сбить хотят ребят
Но у нас не детский сад?
Мы решим проблему эту?
И расскажем всему свету?

– Расскажите, почему мы их называем парные согласные звуки.

5. Письмо по памяти

Ребята, на полянку прибежал зверек. Угадайте, кто он?
– Послушайте загадку.

Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (Заяц)

Слайд 2

– Он принес вам подарок. Прочитайте предложение. 

Слайд 3

Заяц  принес  морковь?

– Как изменится предложение, если поставить «.»?

Заяц  принес  морковь. (Запись на доске)

– Назовите опасные места. Письмо по памяти. Проверка.

Грамматический разбор с комментированием у доски.

– Какое слово подходит к теме нашего урока? Почему?

Звуко-буквенный анализ слова  морковь.

Вывод: Что заметили? Как мы слышим парный согласный звук на конце слова? (Нечетко)

6. Работа по теме урока

– Заяц принес нам трудное задание.

Слайд 4

1) Выборочное письмо с комментированием у доски

Сугроб, флаги, глаз, рукава, утюг.

– Что общего имеют эти слова?
– Назовите слова,  требующие проверки. Почему?

Слайд 5

– Выпишите  их в столбик, подчеркните опасное место. Что общего? (Их по одному)
– Какие слова остались? Что общего? (Их много)

Слайд 6

– К каким словам они являютсяпроверочными?
Почему? Согласный произносится четко.
Почему согласный произносится четко? После согласного стоит гласный.
На помощь парным согласным приходят гласные.
– Давайте сформулируем правило. Я начну, а вы продолжите.
– Парный согласный на конце слова слышится …
– Поэтому слово с парной согласной на конце надо …
– Для этого надо изменить слово так, чтобы …
– Давайте подберем проверочные слова к словам, требующим проверки (в тетради).
– Заяц доволен. Солнышко улыбнулось!

7. Физминутка

 Слайд 7

Вместе с солнышком встаем
Вместе с птицами поем:
С добрым утром! С ясным днем!
Вот как дружно мы живем.

8. Работа по теме урока

Слайд 8

2) Работа с комментированием у доски

– На поляне собрались друзья зайца.
– Кто они? Угадайте.
– Подберите к слову «одежду» из букв. (м* и д в э т*), (й*ош).
Кто «оденет» первое слово? Почему  так думаешь?
Запишем слова на доске, выделяя опасные места. Что общего в словах?  Героями каких мультфильмов  они являются?

3) Дифференцированное задание  

Слайд 9

– Друзья приготовили зайцу подарки. А что это за подарки, догадайтесь сами.

1 ряд открывает красную коробочку
2 ряд – синюю коробочку
3 ряд – желтую коробочку

– Кто готов открыть подарки? Подберите проверочное слово.
– Как думаете, понравятся зайчику подарки?

4) Развитие речи

Слайд 10

– Из соседнего леса зайцу пришло письмо от бобра.
– Заяц прочитал его и ничего не понял. Почему?
– Ребята, помогите зайчику разобраться.

«У нас есть прут. Мы сделали  плод и спустили его в прут.»

Как думаете, о чем идет речь в письме? Давайте разбираться.

Слайд 11

– Что это такое? Назовите. Как произносятся слова? (Одинаково)
– А по смыслу они похожи?
– Что такое пру*? (Водоем или  одеревеневшая часть растения)
– Какую картинку выбираем? Почему? (Подходит по смыслу)
– Как правильно записать слово? Почему?

Слайд 12

– Что это такое? Назовите. Как произносятся слова? (Одинаково)
– А по смыслу они похожи?
– Что такое пло*? (Это  то, что образуется на месте цветка или водный транспорт из связанных между собой брёвен)
– Какую картинку выбираем? Почему?
– Как правильно записать слово? Почему?

Вывод: Очень важно понимать смысл слова, чтобы правильно его написать.

5) Самостоятельная работа

Слайд 13

– Запишите текст письма в свою тетрадь. Выделите парные согласные требующие проверки.

6) Проверка написания по образцу на экране

Слайд 14

– Зайчик благодарит вас. Теперь ему всё понятно и он может написать бобру ответ.
– Давайте напомним зайчику правила, чтобы он не допустил ошибок.

Вывод:
– Какой звук опасен  на конце  слова? ...
– Поэтому слова с парным согласным на конце нужно …
– Для этого надо изменить слово так, чтобы …
– И ещё очень важно понимать смысл слова, чтобы написать его без ошибок.

9. Итог урока

– А теперь подведем итог.

Слайд 15

– Продолжите фразу:

  • Я узнал…
  • Я смог…
  • Я понял…

– Покажите глазками, какое у вас настроение. Молодцы ребята!

Оценивание работы учащихся на уроке.