Цели урока:
- познакомить детей с литературными произведениями, воспитывающими любовь к Родине;
- сформировать начальное понятие патриотизма (как любовь к Родине на основе примеров литературных произведений).
- формирование нравственного сознания;
- развитие нравственных переживаний и чувств;
- формирование нравственного поведения.
Задачи урока:
- научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в литературе;
- развивать умения чувствовать и понимать другого;
- воспитывать любовь к Родине с точки зрения любви к общечеловеческим ценностям;
- формировать любовь к книге, как к источнику знаний.
Тема урока:
О, Родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благославляя?
В. Жуковский.
Звучит “Песня о России”, на фоне которой дети заходят в класс и встают у своих мест.
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички.
У моей России голубые очи,
На меня Россия ты похожа очень.Припев:
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная
Нет земли красивей!
Учитель объявляет тему урока. Дети садятся на свои места.
Звучит стихотворение в исполнении учащегося:
З. Александрова “ Родина”.
Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.У реки берёзка – скромница,
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
Учитель задаёт детям вопрос: назовите имя нашей Родины.
Действительно, это великая наша держава, имя которой – “Россия”.
В. Степанов “Что мы Родиной зовём?”.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём.
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём!
“Флаг России”.
Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Учитель. Действительно, подбор цветов неслучаен. В нём отразились многовековые представления людей об окружающем мире. Они напоминают нам, кто мы, откуда и как давно пришли в этот мир, сколько людей и поколений жило на нашей земле до нас.
Цвета Российского флага рассказывают о нашей долгой и славной истории.
(Учитель показывает энциклопедию “История Российского Государства”).
Ученик читает стихотворение:
В. Семернин “Родиной зовётся…”
Есть такое чудо:
Край, навек любимый,
Над рекой под клёном
Отчий дом родимый…
Видя это чудо,
Сердце жарко бьётся,
В жизни это чудо –
Родиной
Зовётся!
Есть такое слово,
Нет его дороже:
В нём – поля и горы,
В нём – сады и рощи.
Вспомнив это слово,
Сердце сладко бьётся,
В жизни это слово
Родиной
Зовётся!
Учитель задаёт вопрос: что для нас означает – отчий дом, малая Родина?
Правильно, дети, – город Снежинск.
Этот город расположен на Урале.
Звучит стихотворение В.В.Степанова:
Уральские горы
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
Работа с книгами.
Учитель знакомит с книгами:
– Станислав Романовский “Родина”.
– Рифкат Гадельшин “Родился я на твоей Урал Земле”. (автор читает это произведение).
Учитель сообщает детям, что в городе Снежинске живут и работаю поэты, которые воспевают красоту родного города.
Урок продолжается чтением других произведений о Родине.
М. Матусовский “С чего начинается Родина?”
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.А может, она начинается
С весенней запевки скворца.
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали.
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.А может, она начинается
Со стука вагонных колёс.
И клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс.
М. Пляцковский “Родина”
Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя.Руки матери твоей,
Звон дождей и шум ветвей,
И в лесу смородина –
Это тоже Родина!
Работа с пословицами.
- Жить – Родине служить.
- Для Родины своей, ни сил, ни жизни не жалей.
- Родина любимая – мать родимая.
- Родина – мать, умей за неё постоять.
Игра: Думаем о Родине.
Учитель спрашивает, а дети отвечают,– в каких ситуациях человек любит свою Родину, а в каких – нет:
- человек вернулся из леса с букетом ландышей;
- человек сажает возле своего дома деревья;
- человек пишет плохие слова на стенах;
- человек подъехал близко к озеру на своей машине;
- человек выбрасывает мусор в канаву, возле дома, в форточку;
- человек после отдыха на озере, в лесу закопал мусор или забрал в мешке домой, чтобы выбросить в нужном месте;
- человек выражается нецензурно;
- человек уступает место пожилой женщине в общественном транспорте;
- человек любит свою маму и всегда слушается её;
Здесь учитель задаёт вопрос – Почему мы говорим, если человек любит маму – значит, любит Родину? (предполагаемый ответ – любовь к Родине начинается с любви к своей матери).
Чтение сказки “Семь дочерей”.
Вопросы и задания к сказке.
- чем седьмая дочка отличалась от своих сестёр?
- как вы думаете: что труднее – говорить красиво или поступать красиво?
Учитель. Поступать красиво – это, значит, находить смысл жизни.
“Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям” – М. Горький.
Чтение рассказа детьми В. Осеевой “Просто старушка”.
Вопросы и задания к тексту:
- правильно ли поступил мальчик?
- как бы поступили вы в подобной ситуации?
- можно ли сказать, что, правильно поступая в детстве, ты так же правильно будешь поступать и во взрослой жизни?
Учитель подтверждает мысль текста, что правильные поступки говорят о высокой нравственности человека, который любит свою Родину.
Работа с книгами, посвящёнными Родине (работа с выставкой).
Учитель заканчивает открытый урок словами из поэтического произведения В.Жуковского:
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О, родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благославляя?