Педагогическая мастерская "Золотое кольцо России"

Разделы: Начальная школа


Основные идеи технологии педагогических мастерских как никогда актуальны сегодня, на этапе перехода начальной школы к личностно-ориентированной, развивающей модели обучения.

Педагогическая мастерская – событие в жизни мастера и учеников, где в организованном пространстве и времени люди “мастерят” – конструируют, строят свои знания. Целью этой педагогической технологии является введение мастером своих учеников в процесс познания, в поиск знания, а не прямая передача информации от владеющего к незнающему.

Одно важное отличие новой технологии от проблемного обучения – мастер не ставит сам проблему. Труднейшая его задача подобрать такой индуктор, который “наведёт” в умах учеников мотивационный запрос. С помощью индуктора, которым может быть слово, предмет, рисунок, музыка, действие, графический знак, текст, загадка, он включает подсознание, сферу эмоций человека. Заинтересованность появляется, когда приходит чувство, тогда и рождается мозаика вопросов. Таким образом, проблема ставится учениками, как их собственная необходимость, а мастер помогает им выйти из хаоса к гармонии, участвуя в процессе познания в роли организатора совместного поиска.

В мастерской выслушивают каждого, идёт обсуждение вопросов в паре, затем в группе, афиширование и отстаивание своего варианта решения, детальное изучение решений других групп, т.е. происходит хорошо организованная социализация, что позволяет создать комфортные условия для всех.

Необходимую информацию мастер подаёт малыми дозами, когда в ней возникает потребность, оставляя пространство для мысли, для появления новых ученических вопросов, готовя почву для разрыва. Разрыв – это момент, когда участник мастерской внутренне осознаёт новизну, неожиданность и уровень того знания, которое он построил здесь сам, которое он сравнивает с тем, что имел. Итак, проследим основные моменты мастерской.

  1. “Индукция” (наведение) – создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия – всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
  2. “Самоконструкция” – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
  3. “Социоконструкция” – построение этих элементов группой.
  4. “Социализация” – всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, “подано” всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
  5. “Афиширование” – вывешивание “произведений”, работ учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними. Все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух.
  6. “Разрыв” – внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
  7. “Рефлексия” – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого мастера, для усовершенствования им конструкций мастерской, для дальнейшей работы.

План мастерской детализирован, необходимо предусмотреть множество заданий, “подсказок” – информации, которая будет предложена ученикам в тот момент, когда в ней возникает необходимость.

Естественным образом увеличивается объём информации, с которой учитель работает предварительно, чтобы в ходе мастерской самому остаться в тени.

В работе мастерской важен не только результат творческого поиска, а важен не меньше, а иногда и больше сам процесс. Именно он приобщает ребёнка и взрослого к законам открытия нового, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности. Закон мастерской: “Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта. И корректируй себя сам”.

Цели занятия:

  • Познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми ее достопримечательностями;
  • Развивать речь, мышление, память, воображение, умение слушать;
  • Воспитывать интерес к историческому прошлому России, гордость за Родину.

Оборудование:

  • Компьютер для показа слайдов;
  • Путеводные листы у каждой группы;
  • Карточки с информацией у каждого учащегося;
  • Карточки с названием городов у каждой группы;
  • Материал для цветового теста;
  • Фломастеры.

Ход занятия

Учащиеся расположены по группам. В каждой группе выбран руководитель.

Индуктор I. На экране кольцо. Слайд 1.

Учитель: Посмотрите на этот предмет. На ваших индивидуальных листах напишите, какие мысли, вопросы у вас возникли.

Индуктор II. На экране кольцо городов без надписи темы. Слайд 2.

Учитель: дополните ваши записи новыми мыслями, вопросами.

Самоконструкция: Каждый ученик работает индивидуально.

Социоконструкция:

Учитель: Обсудите в парах свои наработки.

Посоветуйтесь в группе.

Миниафиширование: Выступление руководителей групп.

Учитель: Тема нашего занятия “Золотое кольцо России”. Слайд 3. А на прозвучавшие вопросы попробуем ответить вместе.

Мы сегодня проедем по городам Золотого кольца России и познакомимся с их достопримечательностями.

В путешествие отправляемся из Москвы. В прошлом году мы знакомились с этим прекрасным городом – столицей нашей страны.

До первого города всего 60 километров на северо-восток.

Город Сергиев Посад. Слайд 4.

Возьмите конверт №1.

Прочитайте информацию о городе, постарайтесь запомнить. Запишите вопросы, которые возникли.

Самоконструкция: Индивидуальная работа. У каждой группы карточки с информацией по количеству участников.

I группа. Город Сергиев Посад назван так в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Монастырь – это место, где живут и работают монахи или монахини, люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу.

II группа. Слайд 5. Этот монастырь называется Троице-Сергиева Лавра. Лавра означает главный, самый важный монастырь. Троице-Сергиева Лавра признан главным монастырем России.

III группа. В 14 веке два брата решили стать отшельниками. В глухом лесу, неподалеку от города Радонеж они построили себе хижину и стали там жить. Один из братьев не выдержал уединения и вернулся домой. А второй – Сергий, прозванный Радонежским, остался.

IV группа. Слайд 6. Прошло много лет и у Сергия появились соседи-монахи. Но не только монахи, вся Россия прослышала о старце, мечтая жить рядом с таким святым человеком. Так на свет появился Сергиев Посад.

V группа. Слайд 7. Сейчас на месте хижины Сергия располагается Троице Сергиева Лавра. Здесь находится уникальная библиотека рукописных книг, иконы великого Андрея Рублева. На весь мир знаменита его икона “Троица”.

Социоконструкция:

Учитель: Обсудите в парах информацию, поделитесь вопросами. Посоветуйтесь в группе.

Миниафиширование: Выступление руководителей групп.

Учитель: прикрепите на ваши путеводные листы название первого города. Напишите название одной из его достопримечательностей.

Следующий город Переславль-Залесский. Слайд 8.

Возьмите конверт №2.

Прочитайте информацию о городе, постарайтесь запомнить. Запишите вопросы, которые у вас возникли.

Самоконструкция: Каждый работает самостоятельно.

I группа. Слайд 9. Одна из главных ценностей Переславля Залесского – уникальное Плещеево озеро. Глубокое, с прохладной чистой водой, оно притягивает своим спокойствием и изумительной красотой. На его берегу лежит Синий камень – громадный валун, которому поклонялись наши предки-язычники. Камню приносили жертвы, с ним связано много легенд.

II группа. На берегу этого “русского моря”, так называют Плещеево озеро, в 1152 году князь Юрий Долгорукий приказал основать город – крепость Переславль, путь к которому лежал через густые леса, отчего к его названию прибавилось прозвище “Залесский”.

III группа. Слайд 10. Стены храма – богатыря – Спасо – Преображенского собора стойко перенесли монголо-татарское нашествие, когда за три года враги захватывали Переславль шесть раз!

IV группа. Слайды 11,12,13,14. Город Переславль-Залесский богат архитектурными памятниками, музеями. Особенно интересно посетить небольшие частные коллекции “Музей чайника”, “Музей утюга”. А еще существует Переславский Железнодорожный музей, где можно посидеть в старинном вагончике и полазить по паровозу.

V группа. Слайд 15. В конце 17 века на берегу Плещеева озера царь Петр I приказал заложить корабельные верфи. 1 августа 1692 года первые корабли были торжественно спущены на воду. До наших дней уцелел лишь один такой корабль – бот “Фортуна”, который хранится в музее на Плещеевом озере.

Социоконструкция:

Учитель: Обсудите в парах информацию, поделитесь вопросами. Посоветуйтесь в группе.

Миниафиширование: Выступление представителей групп.

Учитель: Прикрепите на ваши путеводные листы название города. Напишите название достопримечательности, которую запомнили.

Следующий город Ростов Великий. Слайд 16.

Возьмите конверт № 3.

Прочитайте информацию.

Самоконструкция: Индивидуальная работа.

I группа. Город Ростов – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль.

II группа. В те далекие неспокойные времена в каждом городе строился Кремль – это крепостная стена для защиты города от врагов с многочисленными сторожевыми башнями, на которых стояли воины, смотрели вдаль и в случае опасности предупреждали жителей города. Вокруг стены насыпали высокий земляной вал и выкапывали глубокий ров, который заполнялся водой.

III группа. В Ростове тоже был построен Кремль. За его белыми стенами видны купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Ростовские колокола известны во всем мире.

IV группа. В 17 веке было отлито 13 колоколов. Самый большой колокол “Сысой” весит 2 тысячи пудов. Это примерно 32 тонны. Слушание звона ростовских колоколов.

V группа. Слайд 18. В Ростове можно полюбоваться ростовской финифтью. Тонкая медная пластинка покрывается с обеих сторон слоем эмали (специальная краска). Затем на эмаль наносили рисунки, узоры. Расписной эмалью украшали столовую посуду, оружие. Фабрика “Ростовская финифть” и сейчас выпускает броши, серьги, шкатулки и другие сувениры.

Социоконструкция:

Учитель: Обсудите в парах информацию, поделитесь вопросами. Посоветуйтесь в группе.

Миниафиширование: Заслушивание представителей групп.

Учитель: Приклейте на путеводные листы название города. Напишите название достопримечательности, которую запомнили.

Следующий город Ярославль. Слайд 19.

Возьмите конверт № 4.

Прочитайте информацию о городе, запишите вопросы, которые возникли.

Самоконструкция: Индивидуальная работа.

I группа. Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. Стоит он на реке Волга. Был основан Ярославом Мудрым, имя которого и носит.

II группа. В 17 веке по Волге стали плавать сотни купеческих судов, а по ее берегам раскинулись многолюдные ярмарки. По своему богатству Ярославль в то время уступал лишь Москве. Старый город на Волге – Ярославль – издавна считался “запасной столицей”.

III группа. Слайд 20. По преданию, чтобы подчинить себе эти земли, князю Ярославу Мудрому пришлось сразиться с их хранителем – медведем. Князь Ярослав победил дикого зверя, а медведь с секирой в лапах стал гербом основанного им города.

IV группа. Слайд 21. Спасо – Преображенский монастырь Ярославского кремля известен в отечественной истории. Здесь было создано духовное училище, в библиотеке которого хранилось более тысячи рукописных книг.

V группа. Слайд 22. Федор Григорьевич Волков, один из самых богатых людей Ярославля, основал в городе…театр! Произошло это в 1750 году. Это был первый публичный театр России.

Социоконструкция:

Учитель: Обсудите в парах информацию, поделитесь вопросами. Посоветуйтесь в группе.

Миниафиширование: Выступление представителей групп.

Учитель: Прикрепите на ваши путеводные листы название города. Напишите название достопримечательности, которую запомнили.

Отправляемся дальше, следующий город Кострома. Слайд 23.

Возьмите конверт № 5.

Прочитайте информацию, постарайтесь запомнить, запишите вопросы, которые возникли.

Самоконструкция: Индивидуальная работа.

I группа. Город Кострома расположен на берегах Волги, при впадении в нее реки Костромы, отсюда и название города. Слайд 24.

II группа. Кострома – город порт на реке Волга. Если посмотреть на план города, то можно заметить, что улицы расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет.

III группа. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, ее спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным.

IV группа. Улицы Костромы расположены в виде веера. В той части, где улицы сходятся, расположены торговые ряды. Торгуют в них уже несколько веков.

V группа. Слайд 25. Каждому товару отводилось свое место. Ряды, в зависимости от товара, назывались: Большие и Малые мучные, Масляные, Пряничные, Рыбные, Табачные.

Социоконструкция:

Учитель: Обсудите в парах информацию, поделитесь вопросами. Посоветуйтесь в группе.

Миниафиширование: Выступление представителей групп.

Учитель: Прикрепите на ваши путеводные листы название города. Напишите название достопримечательности, которую запомнили.

Следующий город Суздаль. Слайд 26.

Возьмите конверт № 6.

Прочитайте информацию о городе, постарайтесь запомнить.

Самоконструкция: Индивидуальная работа.

I группа. Издали кажется будто Суздаль – город куполов. Здесь, по обеим берегам речки Каменки, расположилось более двухсот древних храмов и зданий. Не зря Суздаль называют городом – музеем под открытым небом. Второго такого в России нет.

II группа. Кремль – это первоначальное ядро, вокруг которого разросся Суздаль. Кремль окружен хорошо сохранившимися земляными валами 11 – 12 веков.

III группа. На гербе Суздаля – белый сокол. В старину, чтобы подчеркнуть силу и удаль молодца, называли его ясным соколом.

IV группа. Слайд 27.Удивительно чувствуешь себя на улицах Суздаля – как будто перенесся в далекое прошлое. В Суздале 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. Сохранились одни из красивейших двухшатровые святые ворота монастыря.

V группа. Слайд 28.В 20 веке в Суздале был открыт Музей деревянного зодчества и крестьянского быта. Музей создан как село, с домами, церквами и разнообразными хозяйственными постройками, которые свезены сюда из разных мест Владимирской области.

Социоконструкция:

Учитель: Обсудите в парах информацию, поделитесь вопросами. Посоветуйтесь в группе.

Миниафиширование: Выступление представителей групп.

Учитель: Прикрепите на ваши путеводные листы название города. Напишите название достопримечательности.

Следующий город Владимир. Слайд 29.

Возьмите конверт № 7.

Прочитайте информацию о городе, постарайтесь запомнить, запишите вопросы, которые у вас возникли.

Самоконструкция: Индивидуальная работа.

I группа. Город Владимир основан Владимиром Мономахом. Отсюда и название города. Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы (приток Оки).

II группа. Слайд 30. Замечательный памятник старины – Золотые ворота. При строительстве городов в старину обязательно возводились ворота, через которые можно было попасть в город.

III группа. Ворота во Владимире обиты золоченой медью. За это их прозвали Золотыми. Сейчас высота арки Золотых ворот составляет 14 метров. Раньше она была на полтора метра выше – на столько за века древние ворота ушли в землю.

IV группа. В старинных городах строили собор посреди главной площади. В нем хранили казну города, принимали послов, была библиотека, работали переписчики книг. Храм, со своими крепкими стенами был последним убежищем для защитников города.

V группа. Слайд 31. Величественный Успенский собор долгое время был главным на Руси. В его росписи участвовал замечательный иконописец Андрей Рублев.

Социоконструкция:

Учитель: Обсудите в парах информацию, поделитесь с товарищем вопросами. Посоветуйтесь в группе.

Миниафиширование: выступление руководителей групп.

Учитель: Прикрепите на путеводный лист название города. Напишите название достопримечательности, которую запомнили.

Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось. А теперь у вас есть несколько минут, чтобы доработать свой проект, дополнить его.

Афиширование: Обнародование всеми микрогруппами своих проектов. Выступление руководителей. Свой проект по теме представляет учитель.

Представление проекта: Слайд 32. На экране появляется карта, где видны названия городов Золотого кольца России, о которых не говорили на уроке. Учитель рассказывает: Около 30 лет назад ряд древних городов России к северо-востоку от Москвы были объединены в туристический маршрут, получивший название “Золотое кольцо России”. Каждый город с многовековой историей, каждый связан с именами великих русских князей или святых. Нет утвержденного списка городов Золотого кольца. В него входят Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Кострома, Ярославль, Суздаль, Владимир, Александров, Углич, Рыбинск, Плес, Иваново, Палех, Гусь-Хрустальный и другие.

В список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены:

  • Архитектурный ансамбль Троице – Сергиева Лавра;
  • Кремль в Суздале;
  • Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире.

Древние города имеют свою историю, свое прошлое. Равнодушие и небрежность приводят к уничтожению уникальных построек. При строительстве Угличской ГЭС, взорван и ушел под воду древний Покровский монастырь.

Усилиями реставраторов удалось спасти от гибели десятки старинных памятников: Золотые ворота во Владимире, Дмитриевский собор и другие.

Вновь создавался Музей деревянного зодчества в Суздале.

Разрыв: Сравните наши проекты. Обсудите в группах. Заслушивание представителей.

Учитель: Да, мы познакомились только с частью городов Золотого кольца. К следующему уроку приготовьте сообщение о городе, который входит в Золотое кольцо России, но мы о нем не говорили.

Рефлексия:

Учитель: Что вам больше всего запомнилось?

Что вас удивило?

Для чего нам нужно это знать?

У каждой группы конверт с кружками трех цветов.

Учитель: Создайте в группе кольцо, состоящее из кружков того цвета, который соответствует вашему внутреннему состоянию и настроению. Обсуждение выбранных цветов.

Учитель: Я думаю, что с таким же прекрасным настроением вы будете готовиться к следующему уроку. Занятие подошло к концу. Спасибо за работу.

Презентация

Рисунки