Формирование структурированного, эмоционально-позитивного образа будущего как элемент профилактики девиантного поведения. Программа "Ориентир" для учащихся 15–18 лет

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (969 кБ)


Актуальность и новизна. Формирование психологической устойчивости личности к неблагоприятным факторам среды – своего рода «ресурсной базы» для конструктивной социализации — на сегодняшний день одна из основных задач школы. Представленная программа реализует позитивный подход к профилактике девиантного поведения, когда в центре внимания оказывается не сама проблема и её негативные последствия, а защищающий от возникновения этой проблемы личностный потенциал учащегося. Работа направлена на создание условий для изменения ценностного отношения учащихся к своей жизни, формирования их личностной ответственности за своё поведение, поддержку/восстановление личностного и социального статуса учащегося, а также стимулирование продуктивных моделей поведения. Возрастные особенности учащихся (15-18 лет) обусловливают содержательную сторону разработанной программы развивающих занятий.

Проблема: несформированность, «размытость» представлений о будущем у уча­щихся, наличие страхов и тревоги по поводу будущего (по результатам анкетирова­ния, бесед, диагностики) провоцирует поведенческие девиации учащихся, переживающих кризис взросления.

Концепция: центральный процесс юношеского возраста - интеграция Я, становле­ние Я-концепции, неотъемлемой частью которой является образ «Я в будущем». Данный процесс включает в себя серию личностных выборов, идентификацию и са­моопределение. Адекватное разрешение этих задач даёт юноше возможность пол­ноценного включения в общество, в существующую систему взрослых ролей без пе­реживания утраты собственной ценности. Структурирование образа будущего и на­полнение его позитивным эмоциональным содержанием ведёт к преодолению кри­зиса идентичности, делает Я более цельным, активизирует стремление к реализации творческого потенциала.

Цель: создание условий для формирования субъектно-активной позиции учащихся по отношению к собственному профессиональному и личностному становлению.

Задачи:

  • структурирование представления о будущем;
  • развитие навыка целеполагания и планирования действий;
  • развитие навыка конструктивной критики;
  • формирование жизненных ориентиров («путеводная звезда»);
  • формирование субъектной позиции;
  • развитие уверенности в собственных силах (снижение уровня тревоги).

Краткое описание: Программа рассчитана на 24 часа. Первая часть программы (6 часов) направлена на осознание участниками своего личностного своеобразия; вторая часть (18 часов) параллельно реализует три направления: развитие навыка целеполагания, формирования/развития личностных качеств, необходимых для построения успешного будущего, формирование непосредственно определённых жизненных целей. Подробнее см. в Приложениях 1, 2.

Технология выстраивания образа будущего.

I этап. Актуализация представлений о себе. Учащиеся отвечают на вопрос: «Кто я?» Эта часть можно условно назвать «опыт» т.к. она включает работу со всем тем «багажом», который был накоплен – способностями, которые были развиты, приобретенными ЗУНами, сформированными личностными качествами. Общая цель этого этапа – создание условий для формирования у учащихся представления об их индивидуальном своеобразии как о ценности. Задачи:

  • осознание индивидуальных особенностей и моделей поведения
  • их эмоциональное отреагирование и конструктивная переработка..

II. Этап. Анализ актуальной ситуации развития. Учащиеся определяют перспективы дальнейшего развития, формируют свои стремления, желания – «Чего я (такой) хочу?» Общая цель данного этапа – создание условий для формирования образа желаемого будущего. Задачи:

  • создание желаемого образа Я
  • моделирование эмоционального содержания успешного будущего
  • интеграция данного образа в «Я – концепцию»

III этап. Непосредственная детальная работа с образом будущего – конкретными целями, а также способами и условиями их достижениями (ресурсами, окружением ит.п.). Учащиеся отвечают на вопросы: «Как я могу этого достичь?» - и, самое главное, - «Каким я стану?» Цель данного этапа – формирование представления о непрерывности взаимосвязей между совершаемыми действиями и личностными изменениями, между прошлым, настоящим и будущим индивидуума. Эта основная часть работы. Здесь параллельно реализуются три задачи:

  • развитие навыков целеполагания, планирования действий, а также конструктивной критики;
  • формирование жизненных ориентиров (образов значимых целей);
  • развитие личностных качеств, необходимых для построения успешного будущего – уверенности в собственных силах и ответственности за происходящее (т.е. субъектной позиции).

Используемые методы:

  • психодрама переживаний; способствует разрешению психотравматического опыта и разработке иных способов поведения [2] [4] [17] [18];
  • трансактный анализ; способствует осознанию социальных взаимодействий и выработке более конструктивных коммуникативных моделей [8] [10];
  • ролевой тренинг; способствует расширению коммуникативного опыта через проживание ситуаций и рефлексию [4] [10] [18];
  • арт-терапия; способствует раскрытию творческого потенциала, а также эмоциональному отреагированию и бессознательному научению [8];
  • использование метафор; способствует прорабатыванию в безопасной форме негативных переживаний [2];
  • активное воображение; активизирует механизмы бессознательного научения [9].

Потенциальные участники программы.

Учащиеся 15-18 лет. Ограничения и противопоказания: коэффициент интеллекта ниже 85, олигофрения, органическое поражение головного мозга, острые/хронические психозы и близкие к ним состояния.

Специалист реализующий программу: Педагог-психолог.

Требования к материльно-технической оснащённости: Помещение для тренинговых занятий, канцелярские принадлежности.

Тематический план

Название Цель Кол-во часов
1. Вводное занятие Установление контакта. Сплочение группы. Правила групповой работы. 2ч.
2. Образ внутреннего мира Создание условий для самопознания и самопринятия. 2ч.
3. «Мои границы» (позиция в социуме) Оформление «психологической территории» личности. 2ч.
4. Планы на будущее. Жизненные цели. Создание условий для формирования образа желаемого будущего. 2ч.
5. Создание «образа цели». Репрезентативные системы. Создание условий для формирования навыка постановки цели. 2ч.
6. Алгоритм постановки цели Развитие навыка целеполагания. 2ч.
7. Позиции восприятия: Мечтатель, Реалист и Критик (+ разделение функций) Разделение процессов определения цели, планирования действий и оценки и коррекции действий. <Презентация> 4ч.
8. Ресурсы Отработка навыков актуализации внутренних и внешних ресурсов. 4ч.
9. Карта «Образ будущего» (коллаж) Структурирование/закрепление структуры «образа будущего» 2ч.
10. Итоговое занятие (игра «Перспектива») Установление связи жизненных этапов и событий (осознание непрерывности Я). 2ч.

Программа «Ориентир» прошла экспериментальную проверку в течение трёх лет, в 2008г. получено экспертное заключение специалистов Пермского краевого института повышения квалификации работников образования. Является победителем Городского смотра-конкурса программ по профилактике СОП, СОЗ и правонарушений для контингента вечерних школ в 2008г., Муниципальног конкурса методических и дидактических средств обучения в 2009г. Программа в целом, а также отдельные её элементы могут быть успешно использованы в работе психолога, социального педагога и классных руководителей. Критерии эффективности программы представлены в Приложениях 3, 4.

Список литературы.

  1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993.
  2. Бэндлер Р. Пора что-то менять, СПб.: Питер, 2005.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. общаться с ребёнком. Как? – М. «Че Ро», 2003г.
  4. Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП. – СПб: Питер, 2001.
  5. Игры – обучение, тренинг, досуг…/под ред. В.В. Петрусинского// в 7 кн., кн. 6-7., М. 1995.
  6. Кон И.С. Психология ранней юности – М.: Просвещение, 1989.
  7. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
  8. Кривцова С.В. Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Тренинг для педагогов. - М.Генезис, 2004.
  9. Лёйнер Х. К. Комментированный конспект семинара первой ступени, символдрамы.// Символдрама. Сборник научных трудов. / под ред. Я.Л. Обухова и В.А. Поликарпова. Мн.: Европейский гуманитарный университет, 2001.
  10. Ли Д. Практика группового тренинга. – СМпб., Питер, 2002 г.
  11. Метод исследования уровня субъективного контроля//энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность, 1997.
  12. Поколение плюс: Программа подготовки волонтёров по профилактике социально обусловленных заболеваний/под ред. Л.И. Рябовой, Пермь: Пушка, 2003.
  13. Прихожан А.Н., Диагностика личностной тревожности и некоторые способы её преодоления// Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / под ред. Дубровиной И.В., М. 1987.
  14. Профилактика социально-обусловленных заболеваний. (По итогам городского конкурса межведомственных целевых программ по профилактике СОЗ), Пермь, 2001.
  15. Сартан Г.И. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  16. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) – СПб: Питер, 1999.
  17. Эриксон Э.Г. Детство и общество. – СПб, 2000.
  18. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии – СПб, Питер, 2000.