Внеклассное мероприятие для учащихся 2-го класса на тему "Выборы в Государственную думу – основа демократического общества"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Форма проведения мероприятия:ролевая игра.

Цели мероприятия:

  • Разъяснить роль Государственной Думы в политической системе России, понятия «партия, демократия, государственная власть,депутат, избиратель»; познакомить с механизмом голосования
  • Показать, что одна из главных обязанностей гражданина демократического государства – это отстаивание прав, а участие в выборах – это способ защиты своих прав.
  • Воспитать гражданские качества учеников, любовь к России, к родному краю – городу Белая Калитва.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово учителя

Не бывает такой игры, в которой совсем нет правил. Это будет уже не игра, а бессмысленная толкотня, каждую минуту переходящая в драку. Конечно, жизнь не игра, но в ней тоже, как в игре, обязательно должны быть правила. Иначе люди просто не смогут жить вместе. Начнут спорить, ссориться и обижаться друг на друга. Как же договориться о правилах жизни? Как установить такие правила, чтобы обид и ссор между людьми было как можно меньше? После долгих, очень долгих проб, ошибок и безуспешных попыток самыми разными способами установить для себя хорошие правила жизни люди, наконец-то, придумали способ, который называется демократия.

Демократия это такой способ, при котором в установлении правил жизни участвуют все. Граждане России сами сделали для себя государственную власть. Придумали, какой она должна быть и всё устроили так, как решили. Теперь в Российской Федерации государственная власть разделена на три части или, как ещё говорят, на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Граждане нашей страны разделили государственную власть для того, чтобы вся власть не оказалась у какой-нибудь одной компании подружившихся между собой людей. Если бы такое случилось, наша страна из демократической превратилась бы в диктаторскую. В России в принятии, исполнении и контроле соблюдения законов участвуют все три ветви власти. Для того чтобы жить в мире и согласии, нужно только одно: чтобы граждане не нарушали права друг друга, уважали мнение других, любили Родину.

2. Сообщение темы занятия, формы проведения, целей.

Сегодня мы разберемся с такими понятиями, как Государственная Дума, депутаты Государственной Думы, избиратели, партии России. Мы поиграем в игру под названием «Выборы в Думу» для того, чтобы разобраться, а как проходят выборы в Думу у взрослых.

Вам неоднократно в жизни приходилось делать выбор. Например: купить серебристую машинку или фиолетовую; простить или не простить; сказать или не сказать; дружить или не дружить. И от этого выбора порою зависит очень многое. Иногда, возможно, вся Ваша жизнь. Когда Вам исполнится 18 лет, тогда Вас обязательно пригласят на настоящие выборы! А сегодня нас ждёт увлекательная игра в выборы, ведь у свободной личности есть такое право – право выбирать.

 Знакомство с понятием «партия». Вы слышали по телевизору слово «ПАРТИЯ» Слово «партия» означает «часть». В Государственную Думу входят представители несколько партий.

3. Ролевая игра

3. 1. Вступительное слово.

- У нас тоже сегодня будут выборы, только не в Государственную Думу, а в детскую Думу.

3.2. Выбор названия детской Думы

- Как мы ее назовем, учитывая, что мы школьники?

(Предложения детей, выбор - «Дума Знаний»).

- Наша «Дума Знаний» состоит из 2 партий: партия «Путешествие по Белой Калитве» и партия «Экскурсия в музей города Белая Калитва»

3.3 Беседа о необходимости выбора партии.

- Можем ли мы сразу определиться, куда лучше пойти в музей или по городу? За какую партию должны голосовать?

(Предполагаемый ответ: Нет, мы не можем сразу понять, какую партию выбрать, так как не знаем программы путешествия каждой партии).

- Как же узнать, у кого спросить?

(Предполагаемый ответ: Спросить об этом у представителей партий)

- От этих партий выступают представители – у взрослых - это депутаты. Какова их роль?

(Предполагаемый ответ: Они рассказывают свою программу действий).

- Зачем нужно рассказывать свою программу действий?

(Предполагаемый ответ: Каждый депутат рассказывает свою программу действий для того, чтобы большинство согласились с их мнением).

3. 4. Правила честных выборов. Беседа о правилах честных выборов.

- Какими способами можно добиваться того, чтобы большинство ребят проголосовали за данного депутата?

3.4.1. Чего нельзя делать?

(Предполагаемые ответ: - Нельзя оскорблять тех, кто с вами не согласен. Например, носить плакаты, на которых написано: «Музей – это скука», или «Путешествие – это усталость, холод и промокшие ноги»

- Нельзя обманывать. Например, уверять всех: «Музей закрыт на ремонт» или «В путешествии вас ждут климатические неприятности: сильный ливень или град.

- Нельзя действовать силой или угрозами. Например: загонять всех в музей или заставлять путешествовать тех, кто хочет идти в музей).

- Для чего мы обсудили эти правила?

(Предполагаемые ответы: Мы обсудили эти правила,чтобы депутаты их соблюдали, иначе выборы будут нечестными)

3.4.2. Кто побеждает на выборах?

(Предполагаемый ответ: На выборах победит тот, кто в честной борьбе наберет большее количество голосов, у кого программа будет интереснее).

3.4.3. Кто проигрывает на выборах?

(Предполагаемые высказывания детей: Проигрывает чаще всего тот, кто не готов защищать свои интересы и отстаивать свои права. Одни ведут себя пассивно, то есть ничего не делают, потому что стесняются высказать своё мнение, другие — потому что ещё не решили, чего им больше хочется, а третьим просто лень).

3.5. Распределение ролей.

Соблюдая все правила, мы проведем игру «Выборы в Думу Знаний». Какие же роли мы сегодня распределим?

  • депутаты - Настя и Саша
  • избиратели – учащиеся 2 класса
  • наблюдатель – это человек, который будет следить за тем, чтобы действия депутатов были честными. (С учетом выбора детей, наблюдателем назначена Петросян Сатеник)
  • члены избирательной комиссии – Гасюков Кирилл и Захарян Лиана

После того, как мы прослушаем выступления депутатов, мы проведем тайное голосование и выясним, какую партию выбрали вы большинством голосов. Члены избирательной комиссии будет выдавать избирательные бюллетени и затем подсчитывать их.

3.6. Выступление кандидатов

3.6. 1. Выступление кандидата от партии «Путешествие по Белой Калитве» Кипка Александры Игоревны - ученицы 2 класса МБОУ Апанасовская СОШ (Заранее ученицы были познакомлены со своей ролью и подготовлены к выступлению). Приложение № 4 (Просмотр видеоролика «Белая Калитва» Приложение № 1)

3.6.2. Выступление кандидата от партии «Экскурсия в музей города Белая Калитва Вакаловой Анастасии Витальевны – ученицы 2 класса МБОУ Апанасовская СОШ (Приложение № 5) сопровождающее показом презентации (Приложение № 2)

4. Выступление наблюдателя Петросян Сатеник о выполнении кандидатами правил честной агитации.

Учитель: Итак, друзья, дадим слова наблюдателю – Петросян Сатеник. Она расскажет, насколько борьба кандидатов была честной, и не нарушались ли те правила и законы, которые были установлены.

(Предполагаемый ответ: Все депутаты выступали, соблюдая правила честных выборов. Друг друга не оскорбляли, не обманывали, не использовали угрозы в адрес друг друга).

5. Процедура голосования:

Учитель: А теперь настало время голосования. По очереди, получайте бюллетень у членов избирательной комиссии Гасюкова К, Захарян Лианы, хорошо подумайте и сделайте правильный выбор.

6. Подсчет результатов после голосования, выбор партии, которая набрала большее число голосов.

7. Беседа «Что же произойдет с партией, которая набрала меньше голосов и с теми ребятами, которые вообще не пришли на выборы?»

- Что произойдет с партией, которая набрала меньше голосов?

(Предполагаемый ответ: За какое решение проголосует большинство — то решение и будет принято. А меньшинство, у которого другие интересы, если оно уважает демократию, должно с этим решением согласиться и посидеть у реки или на скамейке в парке, пока большинство путешествует по городу, или погулять, пока большинство посещает музей)

- А что произойдет с детьми, которые по каким – то причинам не смогли проголосовать?

(Предполагаемый ответ: Ребята, которые не пришли на выборы, поленились или не захотели – они будут вынуждены подчиниться интересам той партии, которая набрала больше всего голосов).

8. Выводы:

Учитель: Итак, игра закончилась, партию, которая набрала больше всех голосов избирателей, определили. По итогам нашей игры, какой вывод для себя вы сделали?

(Предполагаемый ответ: Я точно знаю, что никогда не буду в стороне, ведь я с детства дорожу правом свободной личности – правом выбирать).

9.А как это бывает у взрослых?

 9. 1. Беседа

9. 1. 1. О значении Государственной Думы

Но выбор – это понятие не только житейское, но и государственное. От выбора взрослых зависит, как мы будем жить долгие годы, как нас будут лечить, учить, будет ли наша страна развитой и богатой, или же, наоборот, бедной и отсталой.

- Зачем нужна Государственная Дума?

 (Предполагаемый ответ: Дума нужна для того, чтобы она составляла правила, по которым будет жить страна)

- В России Федеральные Законы, то есть самые главные законы, по которым живёт вся наша огромная страна, принимаются Государственной Думой.

9. 1. 2. Кто будет выбирать депутатов в Государственную Думу?

 (Предполагаемый ответ: Выбирать будут все взрослые граждане России, которые имеют право и хотят принять участие в выборах).

- А дети и подростки могут ли принимать участие в выборах?

(Предполагаемый ответ: Дети и подростки до 18 лет не могут участвовать в выборах депутатов Государственной Думы и выборах Президента России).

 9. 2 Рассказ учителя: Кого будут выбирать в Государственную Думу Российской Федерации? Государственная Дума выбирается на четыре года и состоит из 450 депутатов. Выбирать будут 450 депутатов Государственной Думы, которым предстоит принимать федеральные законы нашей страны. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

В выборах депутатов Государственной Думы обязательно примут участие разные политические партии. Хочешь узнать, как принимаются федеральные законы Российской Федерации? Тогда, чтобы было более понятно, прими участие в игре.

10. Ролевая игра «Дума Знаний принимает новый закон»

10. 1. Распределение ролей.

Итак, Дума состоит из партий. Представь себе: ребята нашего класса – депутаты Думы Знаний.

«Партия девочек» - все девочки нашего класса

«Партия мальчиков» - все мальчики нашего класса.

10. 2. Предложение проекта закона:

«Партия девочек» предлагает инициативу закона. (Девочки совещаются и предлагают закон).

(Предполагаемый ответ: «Мальчики должны во всём подчиняться девочкам, потому что девочки всегда послушней, чем мальчики»).

10. 3. Беседа

- По правде, это пока ещё не закон, а только проект закона о том, что мальчики должны во всём слушаться девочек, потому что девочки почти всегда послушней, чем мальчики. Проект закона – это записанный на бумаге, но ещё не утвержденный и не вступивший в силу закон. Депутаты обязаны проект закона внимательно прочесть и обсудить, а потом за проект или против, проголосовать.

 (Идут дебаты. Предполагаемые ответы: Партия мальчиков говорит о том, что вдруг девчонкам захочется, чтобы мы их носили на руках или еще что – то, надо будет выполнять, ведь невыполнение закона наказуемо. Девочки высказывают свое мнение, о том, что они чаще мальчиков соблюдают правила поведения, чаще принимают верные решения).

10. 4. Голосование за проект Закона.

11. А как это делают взрослые?

Рассказ учителя.

Федеральные законы (то есть такие законы, которые действуют на территории всей нашей страны) принимаются Государственной Думой. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. За проект закона проголосовало большинство депутатов. Значит, закон принят Государственной Думой. Теперь закон должен рассмотреть (и одобрить или отклонить) Совет Федерации. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. В Совет Федерации входят губернаторы всех областей нашей огромной страны. Губернатор Ростовской области – Василий Юрьевич Голубев (показ фотографии губернатора)

12. Заключительная часть.

12. 1. Рассказ учителя.

Конечно, когда в политическую партию объединяется какая-нибудь часть взрослых граждан, споры идут не о путешествиях. Взрослые спорят о самом главном — о том, по каким законам должна жить наша страна. 450 депутатов Государственной Думы, которых выберут 4 декабря 2011 года, как раз и будут принимать эти законы. Поэтому очень важно, чтобы в Государственную Думу попали именно те депутаты, которые защищают и отстаивают интересы большинства граждан нашей страны. Каждый гражданин должен помнить: нужно всего-навсего одно: прийти и проголосовать за выбранного депутата.

12. 2. Выводы:

- Какова же роль Госдумы?

- Что такое партия?

- Какова, на ваш взгляд, главная обязанность гражданина демократического государства?

- О чем расскажем родителям дома?

- Какова была бы твоя позиция, если бы ты был взрослым?

(Предполагаемый ответ: Я точно знаю, что никогда не буду в стороне, ведь я с детства дорожу правом свободной личности – правом выбирать).

Приложения к сценарию:

Источники информации:

  1.  Приложения № 1 и № 2 составлены учителем Байдук Е. Г., используя материалы авторского коллектива электронного приложения: «Доновдение». Руководитель творческой группы Е.Ю.Сухаревская – КПН, доцент кафедры дошкольного и начального образования ГОУ ДПО РО ИПК и ПРО (Ростов - на – Дону). Соавторы: М.Н.Бакрева, М.Н.Вюнникова, Е.Д.Добреля, Е.А.Зыбина, Каклюгина, Крыворучко, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко, Е.А.Фролова, И.В.Шепелева, Ястребинская.
  2. Приложение № 4 составлено, опираясь на материалы сайта «Президент - гражданам школьного возраста».