Внеклассная работа по окружающему миру

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Чтобы делать что-то иначе,
Надо уметь и видеть иначе.
Пол Эллер

Начальная школа — новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией — ролью ученика, школьника. Современные первоклассники отличаются от детей 90-годов:

  • Резко возросла информированность детей.
  • Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Как и в борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески.
  • Начальная школа не всегда учитывает тот факт , что для школьника этого возраста весьма актуальнымиостаются дошкольные виды деятельности.Это приводит к недостаточному развитию его психологической готовности к школе.
  • Для современных детей характерно ограниченное общение со сверстниками. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми и сверстниками часто оказываются ограниченными во времени или вообще недоступными для младших школьников.
  • Большинство современных детей не участвуют в деятельности детских и подростковых общественных организаций и соответственно лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо общества.
  • Наряду с ростом удельного веса группы одарённых и способных детей всё большее число ребят относят к группе риска: интеллектуально пассивным, испытывающим трудности в обучении, а также со «специальными нуждами».

Начальная школа за последние 15 лет стала одним из самых инновационных направлений развития российского образования. В настоящее время в начальной школе параллельно существует более 15 УМК, представляющих три образовательные системы начального образования. При этом, судя по опросу учителей начальной школы, более 80% педагогов — приверженцы УМК «Школа России».

Я работаю по УМК «Гармония». Сейчас у меня третий набор по этому УМК. Анкетирование показало, что дети интересуются окружающим миром: самый интересный предмет – 14 ч., любимый предмет – 6 ч. Одной из задач курса «Окружающий мир» /О. Т. Поглазовой/ является развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в получении знаний об окружающем мире.

В течение первых двух лет обучения формирую умения собирать информацию о природных объектах и явлениях из разных источников: слово учителя, текст учебника, рисунок, фотография, дополнительная литература, электронные носители. Дети осваивают работу в паре, делают первые шаги в проектной деятельности. В третьем классе к источникам информации добавляются: результаты целенаправленных наблюдений и опытов, исследовательской проектной деятельности; модели природных объектов и явлений, схемы и таблицы; энциклопедии, научно-популярная литература. Особое внимание начинает уделяться работе с научным текстом. Основная задача в выпускном классе – обобщение и систематизация полученных ранее знаний. Закрепляем умение работать с научно-популярным текстом и другими видами информации: с планом, географической и исторической картами, с более сложными схемами, таблицами, алгоритмами, продолжаем формировать экологическое мышление.

Компьютер – необходимая составляющая всех сфер современной жизни. Его широкие возможности я использую и в начальной школе. Лучше работать с информационными программами. Тему для поиска информации беру из содержания учебных предметов. Виртуальные энциклопедии («Хочу всё знать!»), мультимедийные компакт-диски: «Природа России», «Великая Отечественная война. Наши победы» содержат не только текстовую информацию об окружающем мире и обществе, но и фото-, аудио-, видеоряды, анимацию, карты, схемы, викторины, которые эффективно дополняют любой учебный курс и проекты учеников. Использую в своей работе презентации. Эта наглядность даёт возможность учителю выстроить объяснение логично, научно с использованием видеофрагментов. Анимационные эффекты способствуют повышению интереса учащихся к изучаемой теме. Наш мониторинг показывает, что одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 30–50%.

Мои ученики не боятся отвечать, не боятся ошибки. Одно из важных условий на уроках – свобода мысли. На уроках и в группе продлённого дня я стараюсь создавать непринуждённую атмосферу, поддерживаю интерес к выполняемой работе, поощряю творческие проявления учащихся, стремление к поиску. Появление необычных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями дают почву для бесконечных почему: «Почему белый гриб так назвали?», « Кого называют кенгуру ставропольских степей?», «Почему Георгиевск называют шёлковым городом России?». При создании творческих игровых ситуаций важно растянуть процесс выполнения работы хотя бы на несколько дней (недель). На мой взгляд, нужна чётко организованная работа, грамотно и понятно сформулированные задания. Увлекаясь, поставленной проблемой, общаясь, обмениваясь опытом, дети гордятся своими находками, «тормошат» родителей, привлекая их к совместному творчеству. Учебная игра выходит за рамки школы, в семью. Дети начинают по собственной инициативе поиск познавательной информации.

Немного хочу рассказать о том, как я начинала работать с моими первоклассниками над творческими работами. Удачно сочетая игровую и познавательную деятельность, проводили игры-экскурсии на пришкольном участке. Они дали нам возможность познакомиться с растительностью школьного двора. Названия незнакомых цветущих растений находили в атласе – определителе. В нашем лицее действует теплица. С первоклассниками путешествовали в «тропиках», знакомились с растениями, дышали фитонцидами, узнавали название теплолюбивых растений, интересные сведения из их жизни. Видели цветущую монстеру и плодоносящий лимон, даже пили с ним чай. Как это вкусно! На прогулках, во время игр учились задавать вопросы и давать ответы на них. Умение задавать вопросы направляет мышление ребёнка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании, приобщает его к умственному труду. В 1 классе много времени уделяли тренировке в выполнении блиц-опросов. Этот вид работы концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, позволяет соревноваться. Задания подбираются в соответствии с уровнем знаний и умений учащихся

УМК «Гармония» предусматривает творческие работы детей. Аппликация ориентирована на самостоятельную работу учащихся, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. Сначала детей пугал такой вид работы. Роль учителя велика на первом этапе. И от того, как он выполнит свою задачу на этом этапе, зависит судьба работы в целом. При решении поставленной задачи происходит мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями. Была и практическая работа, и её результат – аппликация. Была и презентация работы.

Наша первая творческая работа «Нарисуй растение». С родителями заранее обговорили возможную помощь, но самостоятельность ребёнка на первом месте. Прошло коллективное обсуждение: как выполнить работу, что можно нарисовать, какое растение лучше выбрать и что интересное рассказать о нём. У детей было время для домашнего творчества, при необходимости они консультировались с учителем, находили нужную литературу, выясняли, как лучше выполнить работу. На первый взгляд, кажется, что работа была нацелена на изготовление аппликации. Но интересует нас ход самой деятельности: как работали дети, реализуя себя; как проявляли свою самостоятельность; что приобрели в смысле новых знаний и умений. С детьми были обсуждены «сильные» стороны понравившихся работ, рассмотрены типичные ошибки. Всех интересовал вопрос: «Как можно было ещё сделать?», «Какой материал лучше использовать при изготовлении аппликации?», Где найти интересные сведения? Интересные сведения включали в задания викторин, турниров, конкурсов. Закончили мы изучение темы «Разнообразие и красота растений» проведением викторины.

Творческие работы: Осень в природе; Развитие растений или животных /по выбору/; Обитатели почвы; Полезные и вредные продукты; Любимое блюдо моей семьи; «Солнечная система»; «Природная зона или природное сообщество»; рекламный плакат «Мой родной край»; ролевые игры «Я – экскурсовод», «Я – эколог».

Сегодня наблюдается возрастание объёма программного материала. Обилие информации не приводит к образованию системы знаний у младших школьников. Учащихся учу целенаправленному поиску информации, правильному её усвоению. Речь идёт о формировании у них информационной компетентности.

Огромное количество информации по окружающему миру позволяет сделать урок увлекательным путешествием в мир прекрасного. На уроке кроме сведений из учебника я использую материал из Интернета, электронных и бумажных источников информации. У всех детей в классе есть книги А. А. Плешакова «Зелёные страницы», «Атлас-определитель. От неба до земли»; в классе – энциклопедия «Большой атлас природы России», справочник «Хочу всё знать про всё на свете – справочник». Учу детей находить нужную информацию, выделять главное, опираться на имеющиеся знания, жизненный опыт, работе с каталогами и словарями. Учащиеся проявляют большой интерес к подготовке уроков. Начиная с 3 класса, на основе дополнительного материала учу их составлять сообщения для урока и внеклассных мероприятий. Поощряю только тех, чей рассказ дополнил тему и был интересен и немногословен. К урокам окружающего мира учащиеся 3-4 классов готовили сообщения на тему: «Правда ли, что в крае доят не только коров, но и пчёл?», «Зачем животноводы края разводят бабочек?», к урокам истории – сообщения об известных личностях, выпускали стенгазету, готовили и проводили конкурсы, игры. В процессе этой работы дети составляют природоведческие викторины, собирают загадки и стихи; наиболее интересные красочно оформляем и собираем в «копилке». Такая работа не только углубляет и систематизирует новые знания, но и учит детей самостоятельному поиску нужного материала.

У ребёнка может быть своё мнение, своя точка зрения, которую никто не вправе считать ошибочной, поэтому он имеет возможность высказаться, обосновать свою версию, опираясь на разные информационные источники.

Изучение края, малой родины даёт возможность пользоваться краевым информационным пространством. Дети, познающие новые, неизвестные для них стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствуют себя первооткрывателями. Мои ученики были частыми гостями краеведческого музея имени Прозрителева и Праве. Музейные уроки запоминаются надолго, а фотографии, сделанные во время экскурсии, помогают нам иллюстрировать ответы на уроках, использовать новые знания в творческих работах. Мои маленькие ученики познакомились: поверхностью Ставропольского края, полезными ископаемыми края, с животным и растительным миром, Красной книгой, с археологическими памятниками Ставрополья, с культурой и бытом славянских народов на Ставрополье.

Наш лицей сотрудничает с Краевым центром экологии, туризма и краеведения /Отдел экскурсий и путешествий детей и подростков – руководитель Галетин А. Е./. Юные следопыты участвовали в образовательных программах: «В гостях у Берендея» /Интерактивная экскурсия по Ботаническому саду/, «Тайны природы» /Интерактивное путешествие по Русскому лесу. Круговорот воды в природе. Пещеры, родники, водопады, озёра/, «В гостях у сказки / Интерактивное путешествие по Русскому и Мамайскому лесам. Поиск Клада. Природное наследие Ставропольской горы /, «Древний мир» /Встреча с древними племенами, ремесленники и воины, испытание на силу, ловкость, находчивость. Познавательно – игровая программа/, «Ставрополь для Почемучек» /Город, в котором я живу. Хочу всё знать. Что? Где? Когда?/, «Мы едем, едем, едем….»/Транспорт. Транспортная система Ставрополья/, «Жить – Родине служить» /Мультимедийный урок мужества/.

Дети наблюдали настоящее болото, посетили травертиновый источник, видели исток реки Ташла, водовод, который снабжает город питьевой водой, измеряли температуру воды в родниках. Учащихся поразил тот факт, что в окрестностях города вода в родниках не пригодна для питья из-за хозяйственной деятельности человека, а основатели города селились в этих местах у родников и пользовались только этой водой. У родника Корыта остался участок мощёной дороги, по которой наши предки возили питьевую воду в город. Исследователи окрестностей города убедились в безжалостном отношении горожан к природе, увидели «следы пребывания людей на природе» далеко за городом, брошенные букеты первоцветов... Такое поведение других людей по отношению к природе заставляет детей задуматься и пересмотреть своё отношение к окружающему миру.

Воспитанию учеников и развитию их эмоциональной сферы способствует раскрытие красоты и ранимости природы, привитие ученикам бережного отношения к ней, знакомство с правилами культурного, экологически грамотного и безопасного поведения в природе, в общественных местах. При этом у учеников воспитывается уважение к труду и творчеству людей, бережное отношение к памятникам прошлого. Каждый предмет окружающего мира становится для ученика источником его эмоционального восприятия.

При подготовке домашнего задания учащиеся используют сведения, полученные во время музейных уроков, экскурсий, привлекают дополнительную информацию. Уже с первого класса постепенно вовлекаю учащихся в использование информационных ресурсов. /Рекламный плакат «Мой родной край»; информационный проект «Сообщения о животном природной зоны или природного сообщества», ролевая игра «Я – экскурсовод»…/ Был найден интересный материал о строительстве города. Группа детей подготовила фото и текст для заочной экскурсии «Исторический центр города», другая группа оформила работу «Обитатели почвы». Эти работы опубликованы в материалах исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»/2008-2009/. В 2009-2010 году в материалах «Портфолио» уже участвовали индивидуально два человека: «Почему животноводы края разводят бабочек?»- Москвитин Александр, «Нефть и газ»- Андрианова Екатерина.

В нашем лицее есть кружок «Юный астроном». Его бессменный руководитель Рыбакова Светлана Ивановна провела для нашего класса занятия: Сказания о звёздах. Мир звёзд; Солнце и его влияние на Землю; Космос. Освоение космоса; Солнечная система. Знакомство с планетами. С каким интересом дети бежали в кабинет физики на эти занятия!

Творческие способности присущи любому ребёнку – нужно лишь суметь вовремя раскрыть их и развить. Не бывает классов, где все учащиеся имеют приблизительно равную подготовку, а также равные возможности восприятия предмета. Я стремлюсь учить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творчество имеет место тогда, когда ребёнок воображает, комбинирует, изменяет, создаёт такое, чего он раньше не видел, чего в его непосредственном личном опыте не было. Универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый учитель добивается этого, используя свои приёмы развития познавательных интересов через творческую деятельность.

Внеклассная работа помогла накопить интересный дополнительный материал, который использовали при проведении игр: в газете «Начальная школа»:№ 12 – 2010 г. – турнир «Организм человека и его здоровье»; №9 – 2011 г. – «Кто лучше знает природные зоны России?»; в журнале «Начальная школа»: № 6 – 2010 г. – урок – конкурс «Кто лучше знает природные зоны России?»;в журнале «Завуч начальной школы»: № 7, 2010 –статья «Интеллектуальные игры во внеурочное время», турнир «Знатоки растений», игра по теме: «Организм человека и его здоровье», сценарий для учащихся 4 классов «Кто лучше знает природные зоны?»

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Понимание нельзя выучить или усвоить — его можно только выстрадать. И начинается путь понимания только со своих собственных вопросов, со своих собственных нестыковок с миром и с собой»

Литература:

  1. Братанова Т.А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками// Начальная школа. – 2008. – №5
  2. Марданова Е.У. Формирование навыков использования информационной среды// Начальная школа. – 2009. – №4
  3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Издательский дом Фёдоров, 2006г. , 205с.
  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., и доп.- М.: АРКТИ, 2005.
  5. Конышева Н.М. Проблемы современного урока практического труда// Начальная школа. – 2001. – №4.
  6. Шликене Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся// Начальная школа. – 2008 .- №9