Цели урока: закрепить навыки различения и правильного произношения звуков С-З
Задачи урока:
Образовательные:
– закрепить чёткую артикуляцию и характеристику звуков С-З;
– закрепить навыки различения звуков С-З;
– автоматизация звуков С-З в слогах, словах и предложениях.
Коррекционно-развивающие:
– развивать фонематический слух; развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
– воспитывать самоконтроль за правильным произношением звуков.
Оборудование: компьютерная презентация, предметные картинки, различные предметы
Ход занятия
I. Организационный момент.
Ребята мы сегодня с вами познакомимся историей Старичка Звуковичка.
Отправился Старичок Звуковичок на самокате в парк. Устал, решил под сосной отдохнуть, колесо подкачать. Вдруг возле самого уха очень грустно зазвенел комарик: “З-з-з...” Стал Звуковичок качать колесо. Насос невесело запел свою песенку: “С-с-с...” Удивился Старичок Звуковичок и спросил у них: “Что случилось?” Оказывается, разозлилась однажды злая фея и превратила зайку в комара за то, что он всех боится, а собаку — в насос за то, что на всех лает. И не знают они, что теперь делать. Чтобы расколдовать собаку и зайку, нужно выполнить все задания злой феи. Попробуем им помочь.
II. Задание 1 . Сравнительная характеристика звуков [с] и [з].
Педагог. Давай вспомним песенку насоса.
Ребенок. “С-с-с...”
Педагог. А теперь песенку комара.
Ребенок. “З-з-з...”
Педагог. Чем похожи эти песенки? Когда мы их произносим, губы растягиваются в улыбке, между зубами небольшое расстояние, кончик языка упирается в нижние зубы, посередине языка идёт сильная струя воздуха.
(Ребенок тренируется в произнесении этих звуков.)
Педагог. А чем эти песенки отличаются? Приложи ладошку к горлу и спой по очереди песенки насоса и комара. Когда поем песенку насоса, горлышко что делает?
Ребенок. Молчит.
Педагог. А когда поем песенку комара, что происходит?
Ребенок. Горлышко звенит.
Педагог. Эти звуки какие?
Ребенок. Оба эти звука согласные.
Педагог: Правильно, звуки [с] и [з] — согласные, только звук [с] — глухой, а звук [з] — звонкий.
Задание 2. Игра “Насос и комар”
Игровой материал: предметные картинки, различные предметы.
Правила игры: Перед началом игры напоминаем, что звук З– песенка комара, а звук С – песенка насоса.
Затем в разных концах стола помещается два рисунка: на одном изображен комар, а на другом насос. На столе разложены разные предметы, например: наперсток, салфетка, замок, игрушечный заяц, значок и другие. Ребенок берет предмет, называет его, определяет, какой в нем звук: С и З и кладет предмет к картинке с насосом или с комаром.
III. Массаж ладоней с помощью грецкого ореха
.Цель: Развивать ручную умелось и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении.
Прокачу я свой орех
По ладоням снизу вверх,
А потом обратно,
Чтоб стало мне приятно.
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Вокруг земли луна летает,
А вот зачем – сама не знает.
Движения соответствуют тексту.
Задание 3. Повторение чистоговорок с четким проговариванием звуков [с] и [з]:
са — за — са — звонкая оса;
су — зу — су — вазу я несу;
сы — зы — сы — у зайца есть усы;
за — са — за — сено ест коза;
зу — су — зу — я стою в тазу;
зы — сы — зы — у Зои мимозы.
Задание 4. Раскрась картинки: Необходимо раскрасить картинки находя одинаковые, схожие звуки.
Рис.1
Рис.2
Задание 4. Пальчиковые игры.
Цели: развитие мелкой моторики; различение в стихотворном тексте звуков
[с] и [з].
Зайка — скок, зайка — скок!
За кусток — и молчок.
Из-за кустика выглядывает,
На ребятушек поглядывает.
Зоя пальчиком грозит,
Зайке спрятаться велит:
“Бродит серый волк в лесу,
Он поймал вчера козу.
Та его — рогами в бок!
Волк отпор ей дать не смог.
А коза давай бодать,
По кустам его гонять!
Волк помчался по дороге,
И едва унес он ноги!”“Зайка” из пальцев скачет по столу.
Кисть левой руки — куст, кисть правой — зайка. Он прячется за куст.
Зайка выглядывает из-за куста.
Погрозить зайке пальцем.
Пальцами правой руки показать волка, пальцами левой руки — козу.
Коза бодает ладонь правой руки.
Коза бодается.
Вокруг кустов бегает волк.
Пальцами пробежаться по столу.
Задание 5. Игра “Доскажи словечко”.
Цель: различение звуков [с] и [з] в словах.
Злая фея похитила некоторые слова в стихотворениях. Давай попробуем их вернуть обратно.
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу.
Белы дома.
Ночью к нам пришла... (зима).
И в море купаются,
И нет у них щетинки,
А все называются
Они — морские... (свинки).
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако.
И теперь он не щенок —
Взрослая... (собака).
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? (Зайка.)
IV. Игра на концентрацию внимания:
Дети положения сидя, ноги вместе выполняют движения ладонь кулак и одновременно повторяют слова:
Зум-Зум-Зум-Зум!
Здесь спор, здесь шум.
Кто взял ключи от буфета,
В которой на полке лежали конфеты!
Оля взяла! (имена детей берутся те, которые участвуют в этом)
Кто Я?
Я не брала.
А кто?
Маша взяла!
Кто Я?
Я не брала.
А кто?
Руслан взял!
Кто Я?
Я не брал.
А кто?
Марсель взял!
Кто Я?
Я не брал.
Зум-Зум-Зум-Зум!
Здесь нет ключей от буфета,
А мыши на полке доели конфеты.
Зум-Зум-Зум-Зум.
Стих спор, стих шум. (Говорят тихим голосом).
V. Итог занятия:
Спасибо вам детки помогли мы зайке и собаке. Выполнили все задания. А теперь давайте попросим фею превратить их обратно. Фея оценила как мы сегодня работали.
А логопед каждому прикрепляет на грудь значок:
Рис.3
Рис.4
Рис. 5
Рис.6
Литература:
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста
- Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. — М.: ООО ТД “Издательство Мир книги”, 2008
- И.А.Кравченко “Игры и упражнения со звуками и словами”