Методические задачи:
- Изучить особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде.
- Формировать умения выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно – следственные связи.
- Воспитание чувства любви к родной природе и необходимости защиты животных.
Оформление: компьютер, проектор, презентации учащихся, буклеты учащихся, выставка книг.
Подготовка к уроку: изготовление обучающимися масок лягушат, эмблем, разучивание стихотворений, загадок о лягушках, жабах, тритонах, написание сообщений о земноводных.
Ход урока
Лягушата.
Раньше были мы икрою, ква-ква!
А теперь мы все герои, ать-два!
Головастиками были. Ква-ква!
Дружно хвостиками били, ать-два!
А теперь мы лягушата. Ква-ква!
Прыгай с берега, ребята! Ать-два!
И с хвостом и без хвоста
Жить на свете – красота!
В.Б. Берестов
Учитель: КВА-КВА, ЛЯГУШАТА!
Сегодня Повелительница Флоры и Фауны превратила вас всех в лягушат.
И только в Волшебной Книге Знаний вы сможете найти заклинание, которое вас всех расколдует. Мы должны подняться и достигнуть вершины этой горы, на которой нас будет ждать Книга Знаний.
Собрав страницы из нашей Волшебной Книги Знаний, мы, выполнив все задания, сможем прочитать волшебные слова из заклинания и узнать волшебное – ключевое слово, которое нас расколдует.
Сегодня мы должны ответить еще на один вопрос:
«В чем секрет лягушек, помогающий им выжить?»
Страница «Загадочная»
– Нужно отгадать загадки и прочитать вопросы, на которые мы будем отвечать в течение урока и при подведении итогов урока.
– В чем секрет лягушек, помогающий им выжить? Виды животных удивительно приспособлены к условиям среды, в которых они обитают. Известно огромное количество самых разнообразных особенностей строения, обеспечивающих высокий уровень приспособленности вида к среде.
– Земноводные.
– Как думаете, от каких слов произошло название данных животных? (Земля и вода.)
– Это о чём-то говорит вам?(Живут и в воде и на суше.)
Учитель: Почему, когда погода хорошая, лягушки сидят в воде?
Учитель: Молодцы! Первая страница «Загадочная» у нас уже есть. Вы правильно отгадали загадки и верно ответили на мои вопросы. Следующая страница «Познавательная»
Страница «Познавательная»
Учитель: Знаете ли вы, откуда пошло слово лягушка?
От слова ляга – нога, бедро. Лягать, ударять ногами. Владимир Даль в своем словаре отмечал: лягать – ходить прыжками, то есть прыгать, как лягушка.
У лягушек кваканье – весеннее приветствие. В весенний или летний вечер кажется, что лягушки веселятся, поют лягухи-веселухи
Страница «Научная»
Почему, когда погода хорошая, лягушки сидят в воде?
Ученик. Если погода хорошая и воздух сухой, кожа у лягушки высыхает, поэтому лягушки сидят в воде. Чуть воздух станет влажным, что бывает перед дождем – лягушки уже на земле. Органами дыхания амфибий являются легкие и кожа. Через легкие у зеленой лягушки поступает 49% кислорода, а через кожу 51%. Через кожу лягушек легко проходит вода, в этом лягушке помогает слизь. Слизь хранит воду, помогает лягушке выскользнуть из лап или клюва птицы, поддерживает в чистоте кожу.
Зелёная лягушка встречается по берегам водоёмов, где охотится только на движущиеся объекты – это различные насекомые – комары, мухи, пауки и т.д. При приближении своей добычи она мгновенно выбрасывает свой липкий язык, к которому прилипает жертва. При опасности она сразу же ныряет в воду и только через некоторое время всплывает, выставляя над поверхностью воды выступающие на голове глаза и ноздри.
Лягушки – холоднокровные животные, не поддерживающие постоянной температуры тела, и бывают активны лишь в тёплое время года, с наступлением холодов они спускаются на дно и впадают в оцепенение. Другие земноводные, такие как тритоны и жабы – зимуют в наземных укрытиях – древесной трухе, под пнями, норах грызунов, в углублениях почвы.
Рассмотрим внешний вид лягушки, какое строение оно имеет.
Широкое и короткое тело не имеет хвоста и шеи. Широкая голова плавно переходит в туловище. Имеется две пары конечностей:
- передняя, которая состоит из плеча, предплечья и кисти;
- задняя, состоящая из бедра, голени и стопы.
Типичная для наземных позвоночных пятипалая конечность лягушки представляет собой многочленный рычаг. Отталкиваясь от земли сильными задними ногами, лягушка передвигается прыжками и, приземляясь, опирается на передние короткие конечности.
В воде лягушка передвигается при помощи задних конечностей, между пальцами которых натянута плавательная перепонка, которая помогает в воде делать сильные толчки.
Кожа земноводных голая, покрытая слизью многочисленных кожных желёз. Слизь предохраняет кожу лягушки от быстрого иссушения и играет бактерицидную роль.
А это значит, для чего служит такая слизь лягушке? У других представителей земноводных, к примеру, жаб, выделяется ядовитая слизь, предохраняя этих животных от врагов, для человека эта ядовитая слизь не страшна. Существуют тропические наземные животные, которые очень опасны и для человека, так, например, яд из кожных желёз маленькой, всего в 2-3см, южноамериканской лягушки кокоа такой сильный, что прикосновение к ней стоит человеку жизни.
На уплощенной голове лягушки расположены: ротовая щель, крупные, выпуклые глаза и пара ноздрей, расположенных на возвышении. Позади глаз по бокам головы находятся округлые барабанные перепонки с имеющимся внутренним ухом. Глаза снабжены подвижными веками, защищающими их от засорения, а также имеются слезные железы, секрет которых смачивает глаза и смывает пылинки, обладает бактерицидным действием.
У самцов лягушек в углах рта расположены резонаторы, или, по-другому, голосовые мешки, которые при кваканье надуваются, как пузыри, усиливая звук. Значит, мы можем, понаблюдав на пруду за лягушкой, отличить самца от самки? По каким признакам вы это сделаете?
Рассмотрев внешнее строение лягушки, мы увидели гармоничное сочетание черт водных и наземных животных. В черты водных животных входят: голая кожа, богатая железами, предотвращающая иссушение; перепончатые лапы; выпуклые глаза и ноздри, позволяющие пользоваться ими, выставив над поверхностью воды.
В черты наземных – пятипалые парные конечности, выпуклые глаза с подвижными веками и слезными железами и наличие барабанных перепонок.
Страница «Любознательная»
Учитель: Почему человек поставил памятник лягушкам?
Ученик. Лягушка – одно из тех животных, которым человек воздвиг памятник, и даже не один. Ни для кого не секрет, что лягушки являются важным объектом изучения биологических дисциплин в учебных заведениях и ценным материалом для проведения научных лабораторных исследований. Если оценивать участие разных животных в научных опытах, то одно из первых мест заслуженно принадлежит лягушкам, которых не без оснований называют ветеранами среди лабораторных животных.
Лягушки – постоянные помощники ученых. В течение многих столетий они служили и сейчас служат зоологам, анатомам, физиологам, врачам, фармакологам. В свое время лягушки сослужили неоценимую службу в открытии важных физических явлений.
Л. Гальвани доказал наличие в организме – в мышцах и нервах лягушки – собственного электричества. Его опыты положили начало важной науке – электрофизиологии. Большое количество опытов на лягушках проводил и великий физиолог И.М. Сеченов. Они помогли ему обосновать рефлекторную теорию, которая стала важным оружием в руках ученых-материалистов, воевавших со сторонниками признания особой “души”, якобы ведавшей всеми действиями животного организма.
Результаты своих опытов ученый обобщил в знаменитом произведении “Рефлексы головного мозга”. Научные положения И.М. Сеченова утверждали материалистические принципы в естествознании и наносили удар по идеализму.
Опыты с лягушками проводили и многие другие отечественные и зарубежные ученые. Они были постоянным объектом в исследованиях знаменитого французского физиолога и патолога Клода Бернара. И, как считают, именно ему принадлежала мысль об установке памятника лягушкам. Памятник открыли еще в конце XIX веке в прославленной Сорбонне – Парижском университете. Так ученые отблагодарили своих помощников-лягушек за участие во многих важных исследованиях и научных открытиях.
Еще один мемориал лягушкам был воздвигнут в 1960-е гг. в Токио. Когда число послуживших на благо науки лягушек достигло там 100 тысяч, студенты-медики воздвигли им памятник. Для экспериментов и обучения в США в конце 1960-х гг. использовали 9 млн. особей в год, а в 1970-х гг. – 22 млн. Очевидно, что никакие памятники не искупят вину человека перед этими животными.
Вот какие интересные факты таят в себе, казалось бы, обычные и вместе с тем такие таинственные лягушки.
Показ буклета “Лягушка-путешественница”.
Страница «Лягушачье веселье»
Физкультминутка
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Вправо, влево, наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкульт-привет!
Страница «Литературная»
С давних пор люди наблюдали за лягушками, жабами, за их поведением. Лягушки и жабы предсказывали погоду.
Какие приметы, связанные с лягушками, вы знаете?
Ученики.
- Лягушка заквакала, значит, сеять пора.
- После дождя лягушата по дороге прыгают – будет тепло.
- Если будет дождь – лягушки вылезают из воды.
- Лягушка квакает – дождь зовет.
- Жабы в нору спрятались – на хорошую погоду.
- Жабы днем на дорожку сада выходят – перед дождем.
Чтение обучающимися стихотворений.
Головастики.
Вихрем мчится под водой
Головастик молодой.
А за ним еще пяток,
А за ним – сплошной поток:
Тот еще без ног, а тот с ногами,
Этот – прямо, тот кругами,
Кто – налево, кто – направо, –
Так и носится орава
Вдоль пруда…
Почему? Зачем? Куда?
Головастики спешат
Превратиться в лягушат.
Б. Заходер
Красавица.
Лягушонок маленький
Плачет на пруду:
– Я, наверно, скоро
С горя упаду!
Что же мне мальчишки
Жизни не дают:
Камешки швыряют. Гадкою зовут?
А лягушка-мама рядышком сидит,
Дочку утешает, тихо говорит:
– Не тебя касается.
Ведь на целый пруд
Ты одна ква-ва-савица.
Пусть они не врут!
Ю. Марков.
Марш лягушат
Мы лягушки-попрыгушки,
Неразлучные подружки,
Животы зеленые,
С детства закаленные.
Мы не хнычем, мы не плачем,
Дружим, не ругаемся.
Целый день по лужам скачем
Спортом занимаемся.
Зеленые старушки
На болоте у опушки
Жили-были две старушки
Две толстушки-хохотушки
И от пяток до макушки зеленые.
У старушек в кладовушке
Есть запасы, но в кадушке
Не чернушки, ни волнушки,
А кузнечики и мушки соленые.
Что за странные старушки?
Шестая страница «Кроссвордная»
Многие земноводные находятся в опасности из-за деятельности человека: их давят машины, употребляют в пищу, да и просто безжалостно убивают. В настоящее время под угрозой исчезновения находится целый класс царства животных – класс земноводных. Как вы думаете, нужны ли лягушки, жабы, тритоны? Да, нужны. Они поедают насекомых, их личинок.
Эти животные очень нужны. Лягушками, жабами, тритонами питаются рыбы, птицы и другие животные. В природе все взаимосвязано!
Для того, чтобы лягушки размножались им нужна чистая вода в реках, озерах, болотах.
К сожалению, человек загрязняет и осушает водоемы, и икринки погибают.
Учитель: Однако, несмотря на массовость амфибий, которых можно увидеть практически “на каждом шагу”, жизненный цикл их настолько уязвим, что, подорвав популяцию, можно остаться без лягушек. Нельзя закрывать глаза на тот факт, что в дикой природе лягушками на разных стадиях их жизненного цикла питается не один вид хищников, начиная от червей, насекомых и заканчивая многими млекопитающими. Согласно простому экологическому правилу, выпав из пищевой цепи, лягушки повлекут за собой и гибель видов, стоящих на более высоком уровне экологической пирамиды. Множество лягушек гибнет и от многочисленных паразитов, и от неблагоприятных погодных условий, и от так называемых заморов, когда в воде катастрофически падает уровень кислорода, и она насыщается сероводородом от гниющих органических веществ, в основном растительных остатков.
Седьмая страница «Игровая»
Давай-ка поквакаем
- Напиток – ... (квас.)
- Овощ – ... (тыква.)
- Ягода – ... (клюква.)
- Знак азбуки – ... (буква.)
- Геометрическая фигура – ... (квадрат.)
- Жилище – ... (квартира.)
- Лягушка – ... (квакушка.)
- Столица России – ... (Москва.)
- Стеклянный домик для рыб – ... (аквариум.)
Подсказка: в каждом слове есть буквосочетание «ква».
Восьмая страница «Итоговая»
Учитель: Мы собрали страницы из нашей Волшебной Книги Знаний, выполнили все задания, прочитали волшебные слова из заклинания и узнали волшебное – ключевое слово, которое нас расколдовало. Это волшебное слово – «Земноводные».
В Париже и Токио поставлены памятники лягушке, а норвежская пословица гласит: «Кто дружит с лягушкой, тому она приносит золото».
(Учитель каждому ученику дарит шоколадную золотую медальку)
– Давайте беречь лягушек!
Все – молодцы! Спасибо за работу на уроке!