Цель занятия: научить учащихся решать логические задачи табличным методом.
Задачи:
- образовательная – знакомство учащихся с табличным методом решения логических задач;
- развивающая – развитие логического мышления учащихся;
- воспитательная – достижение сознательного усвоения материала учащимися с применением полученных знаний на практике.
Класс: 6.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, персональные компьютеры;
- тренажер, подготовленный в MS Excel;
- карточки на печатной основе с заданиями (Приложение 1);
Требования к знаниям и умениям учащихся:
- учащиеся должны знать: суть табличного метода решения логических задач;
- учащиеся должны уметь: решать логические задачи табличным методом.
План занятия:
- Организационная часть.
- Выступление члена НОУ «Эрудит» Баданина А. по теме: «Знакомство с проектом по решению логических задач» (с презентацией).
- Изучение нового материала: работа с карточками на печатной основе.
- Физкультминутка.
- Закрепление изученного: работа с тренажером на компьютерах.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационная часть
– приветствие;
– сообщение плана работы.
Учитель: Мы продолжаем знакомиться с проектами ребят – членов школьного научного общества «ЭРУДИТ». Сегодня к нам в гости пришёл ученик 7-го класса Андрей Баданин, который в прошлом году успешно защитил и в этом году продолжает работать над проектом «Методы решения логических задач».
2. Выступление члена НОУ «Эрудит» Баданина А. по теме: «Знакомство с проектом по решению логических задач»
– презентация проекта;
– печатная работа;
– диск «ЭРУДИТ-коллекция».
Учитель: Работа Андрея вошла в электронный сборник «ЭРУДИТ-коллекция», с ней можно познакомиться подробно.
3. Изучение нового материала: работа с карточками на печатной основе
Учитель: Сегодня мы продолжим учиться решать логические задачи и «золотой мыслью» нашего занятия сегодня будут слова математика Пойа: «Умение решать задачи – такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путём подражания или упражнения».
Мы будем стараться овладевать этим искусством.
На прошлом занятии мы уже начали осваивать
методы решения логических задач.
– С каким методом мы познакомились? (Метод
рассуждений).
– В чем суть этого метода?
– Как мы фиксируем наши рассуждения?
– А если различных условий в задаче много?
Конечно, если условий много, то трудно удержать в памяти все рассуждения , поэтому существует испытанный способ их записи – составление таблиц. И мы сегодня будем учиться решать задачи этим методом.
Работа с карточками на печатной основе.
Основная идея метода: условия, которые содержит задача, и результаты рассуждений фиксируются с помощью специально составленных таблиц.
Между множествами элементов в каждой задаче должно быть взаимно однозначное соответствие, а это значит, что в каждой строке и в каждом столбце может стоять только один «+».
Задача про друзей: «Три друга – Алеша, Боря и Витя – учатся в одном классе. Один из них ездит домой из школы на автобусе, один – на трамвае, один – на троллейбусе. Однажды после уроков Алеша пошел проводить своего друга до остановки автобуса. Когда мимо них проходил троллейбус, третий друг крикнул из окна: «Боря, ты забыл в школе тетрадку!» Кто на чем ездит домой?»
Решение:
Автобус |
Троллейбус |
Трамвай |
|
Алеша | – |
– |
+ |
Боря | + |
– |
– |
Витя | – |
+ |
– |
Задача про карнавал: «Каникулы в школе птиц и зверей начались большим карнавалом. Медведь, волк, лиса и заяц явились в маскарадных костюмах волка, медведя, лисы и зайца. На балу зверь в маскарадном костюме зайца выиграл в лотерею банку меда и остался этим очень недоволен. Известно также, что медведь не любит лису и никогда не берет в лапы картинок, где она нарисована. Зверь в маскарадном костюме лисы выиграл в лотерее пучок моркови. Но это тоже не доставило ему никакой радости. Не могли бы вы сказать, какой маскарадный костюм смастерил себе каждый из зверей?»
Решение:
Костюмы | Звери |
|||
Медведь |
Волк |
Лиса |
Заяц |
|
медведя | – |
– |
– |
+ |
волка | + |
– |
– |
– |
лисы | – |
+ |
– |
– |
зайца | – |
– |
+ |
– |
4. Физкультминутка
Раз – подняться на носки и улыбнуться.
Два – руки вверх и потянуться.
Три – согнуться, разогнуться.
Четыре – снова все начать.
Пять – поглубже всем вздохнуть.
Шесть – на пояс руки ставим.
Семь – повороты туловища начинаем.
Восемь – столько раз присядем.
Девять – и урок наш продолжаем.
5. Закрепление изученного
Работа с тренажером на компьютерах индивидуально или в парах по желанию обучающихся.
6. Подведение итогов урока
Учитель: Сегодня мы познакомились с табличным методом. Как вы думаете, в чем преимущества этого метода?
– наглядность;
– возможность контролировать процесс
рассуждений;
– возможность формализовать некоторые
логические рассуждения.
7. Домашнее задание.
– Решить задачи на карточках;
– Самим найти задачи, которые можно решить
методом таблиц, к следующему занятию.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
Источники:
- Фарков А.В. Математические кружки в школе. – М.: Айрис-пресс, 2006.
- Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1996.
- Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. – Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
- http://www.iteach.ru
- http://www.smekalka.pp.ru