Народные праздничные обряды. 5-й класс

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО

Класс: 5


Цели.

  1. Познакомить учащихся с главными русскими народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков.
  2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и её истории посредством музыки и изобразительного искусства;
  3. Продолжить развивать творческую фантазию, активность, умение работать в малом коллективе (группе).
  4. Формировать представление учащихся об отражении в классической музыке народных праздников и обрядов. Формировать умения и навыки в работе с аппликацией, развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса.

Оборудование и материалы.

  1. Комплект художественных материалов.
  2. Репродукции с картин Б.М. Кустодиева, В. И. Сурикова и др.
  3. Иллюстрации с изображением народных гуляний, русских народных праздничных костюмов.

Презентация

Музыкальный материал.

  1. Валерий Леонтьев “Ярмарки краски”.
  2. И.Ф. Стравинский “Ярмарка” фрагмент из балета “Петрушка”.

План урока.

  1. Беседа о русских народных праздниках и обрядах, просмотр презентации “Ярмарка на Руси”.
  2. Прослушивание музыки Стравинского из балета “Петрушка”.
  3. Постановка художественной задачи для композиции, техники.
  4. Групповое выполнение задания.
  5. Окончание работы. Выставка и обсуждение работы.

Оргмомент. Работа по теме (ИЗО).

Приветствие. Вход под музыку (Леонтьев “Ярмарки краски”).

Ярмарка искристая, ярмарка задорная
Кружится неистово, весело и молодо.
Народ, на ярмарку спеши!
Танцуй и пой ты от души!

(Слайд №2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)

Осень, яркая и солнечная, щедрая и богатая, пришла к нам. Принесла она плоды трудов наших, всё что выросло в поле, в огороде, в саду, в лесу. Осенью отмечается очень много народных праздников.

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу “делу время, а потехе – час”, крестьяне отдыхали и развлекались в основном в праздничные дни.

С особым размахом отмечались церковные праздники - Рождество, Пасха, Крещение, Преображение, Успение, Троица. В такие дни неумолкая гудели колокола церквей. Сопровождаемые хорами, двигались крестные ходы. Нарядно одетые горожане шли на церковные службы. В богатых домах устраивались шумные пиры. Все праздники сопровождались щедрой раздачей милостыни многочисленным московским нищим. На Святки (так называлось праздничное время от Рождества до Крещения) проходили яркие карнавалы с ряжеными, показывали свое искусство преследуемые властями скоморохи, вызывали взрывы хохота своими проделками куклы-петрушки.

Издавна Русь славилась своими ярмарками. Ярмарка – это весёлое представление результатов труда. Они устраивались регулярно в одном месте и одно время. Ярмарка была не только шумным торжищем, но и местом общих забав и развлечений. Она не обходилась без каруселей, кукольного театра, без шарманщиков и медвежьих танцев. Большие торги проходили с задорными песнями, залихватскими танцами, развлечениями, также можно было встретить шутов, скоморохов и посмотреть кукольное представление. Скоморохи и шуты потешали публику. Иногда торговцы нанимали скоморохов, чтобы те, приплясывая и ходя колесом, нахваливали их товар, выкрикивали запоминающиеся слоганы - “Не маракуй — лошадь подкуй!”.

Торговля шла с шутками и прибаутками, каждый расхваливал свой товар.

“Ты постой, красотка, такого горшка – обыщи весь свет – не найдешь”.

То были первые, живые рекламные ролики. Люди с нетерпением ждали и готовились к ярмаркам – это был для них как большой праздник, на который шёл и ехал народ с разных губерний и волостей. Вот где можно было всё увидеть и услышать, найти товар на любой вкус и кошелёк. Ярмарки на Руси зародились в незапамятные времена. Возникали они всегда на пересечении торговых путей.

Работа по теме (муз.).

(Слайд №10, 11, 12)

Такое звуковое разнообразие не могло не отразиться в музыке. В начале урока уже прозвучала песня “Ярмарки краски” из репертуара Валерия Леонтьева, но это не единственный пример. И.Ф. Стравинский посвятил этому событию в жизни народа целый балет.

...Стравинский — истинно русский композитор... Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного... Д. Шостакович

Детство Стравинского прошло в Петербурге, жить в котором, по его словам, “было захватывающе интересно”. Родители не стремились дать ему профессию музыканта, но вся обстановка благоприятствовала музыкальному развитию. В доме постоянно звучала музыка (отец композитора Ф. Стравинский был известным певцом Мариинского театра), имелась большая художественная и музыкальная библиотека.

С детского возраста Стравинского увлекала русская музыка. Десятилетним мальчиком ему посчастливилось увидеть П. Чайковского, которого он боготворил. “Героем моего детства” называл Стравинский М. Глинку. Высоко ценил М. Мусоргского, считал его “самым правдивым”. Дружеские отношения возникли с членами Беляевского кружка, особенно с Римским-Корсаковым и Глазуновым.

Рано сформировались литературные интересы Стравинского. Первым настоящим событием стала для него книга Л. Толстого “Детство, отрочество, юность”, кумирами в течение всей жизни оставались А. Пушкин и Ф. Достоевский.

Занятия музыкой начались с 9 лет. Это были уроки фортепианной игры. Однако в 1910 году Стравинский обратился к русскому фольклору, которого преломились в музыке балета.

“Русские сезоны” - за границей - гастрольные выступления рус. оперы и балета, организованные рус. театр. деятелем С. П. Дягилевым. Они поддерживались кругами рус. художеств. интеллигенции. Проводились летом, после окончания зимнего театрального сезона. В гастрольные труппы входили мн. артисты Мариинского и Большого театров, Оперного театра С. И. Зимина.

Начиная с 1910 каждый очередной "сезон" постоянной балетной труппы Дягилева обязательно включал специально подготовленную премьеру. Первоначально это были балеты рус. композиторов и прежде всего И. Ф. Стравинского.

В “Петрушке”, созданном для постановки в Париже, звучат популярные в начале века городские мелодии, оживает шумная пестрая картина масленичного гулянья, которой противопоставлена одинокая фигура страдающего Петрушки. Фрагменты из этого балета будут сопровождать творческую работу.

Практика (изо) + муз. сопр-е (фрагмент балета Стравинского).

А теперь приступим к выполнению коллективной работы “весёлая ярмарка”, и на основе полученного материала изготовим фигурки людей для коллективной работы. При помощи шаблонов заготовьте детали к нашей будущей работе на тему “Весёлая ярмарка”. Вашему вниманию мы предлагаем образцы народных костюмов.

(Слайд 13, 14)

Работа над эскизами: выбираем технику: либо выполняется рисунок красками, карандашами, либо аппликация из бумаги, кусочков ткани.

Выполнение задания (самостоятельная работа с помощью учителя по мере необходимости).

Блины, блины, блины,
Только что испечены,
С пыла, с жара,
Гривенник пара.

Только из печи!
Налетай на калачи!
Калачи, калачи,
Мягки, горячи!

Вот орешки!
Хорошие орешки,
Вкусные, на меду,
Давай в шапку накладу!

Сами мы рязанские!
Сельди – астраханские!
Давай – покупай!
Забирай – выбирай!

Иголки не ломки,
Нитки, тесемки,
Румяна, помада,
Кому чего надо!

Булавки, иголки!
Стальные приколки!
За один пучок,
Плати пятачок!

Работа над эскизами: выбираем технику (либо выполняется рисунок красками, карандашами, либо аппликация из бумаги, кусочков ткани).

Выполнение задания (самостоятельная работа с помощью учителя по мере необходимости).

(Слайд 15)

Подведение итогов.

Просмотр и выставка готовых работ, обсуждение и оценка.

Заглянули в старину мы –
Будто дождь омыл сердца.
Только не допели струны
Нашу песню до конца.

Всех не спеть нам славных песен,
Не сказать всех добрых слов,
Край российский наш чудесен,
Вечно юн и вечно нов!