Школьная олимпиада по «Технологии. Обслуживающий труд» в 6 классе проводится в II этапа: тестирование (проверка теоретических знаний) и практическое задание. Тестовые задания подготовлены по всем основным разделам предмета «Технология» в соответствии с образовательным стандартом РФ для учащихся основного общего образования, практическая работа соответствует перечню необходимых умений. Олимпиада проходит в течение одного дня, продолжительность 1 час 40 мин.
Ход мероприятия
I тур
Тест состоит из 25 тестовых заданий. В тесте однотипные задания объединены под общей инструкцией по их выполнению.
При выполнении заданий с формулировкой «Выберите один правильный ответ», необходимо выбрать один правильный ответ из предложенных вариантов ответа.
При выполнении задания с формулировкой «Вставьте пропущенное слово» необходимо вставить слово.
При выполнении задания с формулировкой «Установите правильную последовательность» необходимо расставить предложенные позиции в нужной последовательности.
Каждый правильный ответ на вопрос оценивается в 1 балл. Максимальная оценка за теоретический тур – 25 баллов.
Время выполнения теста – 40 минут.
Если тест выполнен неправильно или только частично – ноль баллов. Не следует рассчитывать на оценку в полбалла за тест, выполненный наполовину. Учитывается точность и осознанность ответов.
II тур
Выполнение практического задания
по разделу «Декоративно-прикладное искусство»
Оценивается:
- правильная последовательность выполнения работы;
- качество изготовления изделия;
- соответствие изделия рисунку;
- соблюдение правил безопасности труда и рациональная организация рабочего места.
Критерии оценки:
- Правильная организация рабочего места
- Качество перевода рисунка на ткань
- Качество выполнения вышивки
- Одинаковая длина стежка
- Соответствие шва заданному
- Цветовое решение
- Качество ВТО
- Соблюдение правил техники безопасности
Продолжительность выполнения практического задания – 1 час.
Максимальная оценка за выполнение практического задания – 25 баллов.
Перед началом выполнения каждого задания проводится вводный инструктаж.
ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ конкурсных заданий школьной олимпиады по образовательной области «Технология. Обслуживающий труд»
Олимпиада состоит из 2 этапов:
- тестирование;
- выполнение практического задания.
Общая максимальная сумма баллов, которую может набрать конкурсант – 50.
Эта сумма распределяется в следующих величинах по этапам конкурса:
- тестирование (проверка теоретических знаний) – 25 баллов;
- выполнение практического задания. – 25 баллов.
I этап – тестирование (проверка теоретических знаний) – 25 баллов.
Предлагается 25 вопросов с одним правильным ответом. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
II этап – выполнение практического задания – 25 баллов.
Подведение итогов: участник, набравший максимальное количество баллов (больше чем 50%) является победителем данного тура олимпиады. Призерами школьного этапа (2 место, 3 место) признаются участники, следующие в итоговой таблице за победителем, если набранные ими баллы больше половины максимально возможных (50% от максимально возможных 50 баллов, набранных в двух этапах школьной олимпиады).
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ «КУЛЬТУРА ДОМА И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» 6 класс
В бланке ответов отметьте знаком «+» правильные ответы, слова и предложения.
Выберите один правильный ответ (для заданий 1–23)
-
ТЕХНОЛОГИЯ – ЭТО НАУКА
а) изучающая природные явления;
б) изучающая исторические события;
в) изучающая основы экономики;
г) изучающая преобразования материалов, энергии и информации. -
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА НАЧИНАЕТСЯ
а) с выбора оптимальной идеи реализации проекта;
б) с разработки конструкции изделия;
в) с разработки технологии изготовления изделия;
г) с определения проблемы и темы проекта. -
ТЕКСТИЛЬНЫЕ ВОЛОКНА ДЕЛЯТСЯ НА НАТУРАЛЬНЫЕ И
а) растительные;
б) минеральные;
в) химические. -
ДОЛЕВАЯ НИТЬ ПРИ РАСТЯЖЕНИИ:
а) изменяет свою длину;
б) не изменяет своей длины. -
ПРОЦЕСС ПОЛУЧЕНИЯ ТКАНИ ИЗ НИТОК ПУТЕМ ИХ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ НАЗЫВАЕТСЯ:
а) прядением;
б) ткачеством;
в) отделкой. -
СЛАБО ВИДЕН РИСУНОК НА ТКАНИ
а) с печатным рисунком;
б) ворсовой. -
ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ СЫРЬЕМ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ТКАНИ
а) вата;
б) пряжа;
в) треста. -
ПО КРАЯМ ТКАНИ ПРИ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИИ ОБРАЗУЮТСЯ
а) бахрома;
б) кайма;
в) кромки. -
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЯ ФИГУРЫ НЕ ДЕЛЯТ ПОПОЛАМ
а) мерки длины;
б) мерки ширины;
в) мерки обхватов. -
ЧТО МОЖНО ИЗМЕНИТЬ С ПОМОЩЬЮ МОДЕЛИРОВАНИЯ
а) размер изделия;
б) фасон изделия;
в) цвет изделия. -
МЕРКУ Сб СНИМАЮТ:
а) для определения длины пояса;
б) для определения длины изделия;
в) для определения ширины изделия. -
ДЛЯ РОСТА КОСТЕЙ И ЗУБОВ ОРГАНИЗМУ НЕОБХОДИМ МИКРОЭЛЕМЕНТ
а) йод;
б) калий;
в) кальций;
г) магний -
К ТЕПЛОВОЙ ОБРАБОТКЕ ПРОДУКТОВ НЕ ОТНОСИТСЯ
а) варка;
б) сушка;
в) жаренье. -
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИБОР ДЛЯ ПОДЖАРИВАНИЯ ИЛИ ПОДСУШИВАНИЯ ЛОМТИКОВ ХЛЕБА НАЗЫВАЕТСЯ
а) фритюрница;
б) миксер;
в) тостер. -
К СТОЛОВЫМ ПРИБОРАМ НЕ ОТНОСИТСЯ:
а) ложка;
б) дуршлаг;
в) вилка;
г) нож. -
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ВАРКИ ЯИЦ «В МЕШОЧЕК» СОСТАВЛЯЕТ:
а) 2 минуты
б) 4-5 минут
в) 8-10 минут -
ПРИ РАБОТЕ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ СЛЕДУЕТ ПРОВЕРИТЬ
а) целостность электрошнура;
б) правильность выбранного к работе материала;
в) наличие материала;
г) наличие подсветки -
К СОЕДИНИТЕЛЬНЫМ ШВАМ НЕ ОТНОСИТСЯ:
а) стачной;
б) настрочной;
в) накладной;
г) вподгибку с закрытым срезом. -
РАБОЧИМ ИНСТРУМЕНТОМ ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ ЯВЛЯЕТСЯ
а) спица;
б) игла;
в) пяльцы. -
КОНЦЫ СТРОЧЕК НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ ЗАКРЕПЛЯЮТ
а) двойной обратной строчкой;
б) узелком;
в) петлей. -
РИСУНОК ВЫШИВКИ НА ТКАНЬ ПЕРЕВОДЯТ С ПОМОЩЬЮ
а) фломастера;
б) копировальных стежков;
в) копировальной бумаги. -
ВАЖНЫМ АСПЕКТОМ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ЛОСКУТА ЯВЛЯЕТСЯ
а) цветовое решение;
б) цена ткани;
в) размер изделия. -
НИТКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ВЫШИВАНИИ НАЗЫВАЮТСЯ
а) капрон;
б) мулине;
в) нейлон. -
Вставьте пропущенное слово МЕРКИ СНИМАЮТ С _______________ СТОРОНЫ ФИГУРЫ.
-
УКАЖИТЕ ЦИФРАМИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВИЧНОЙ ОБРАБОТКИ ОВОЩЕЙ:
а) очистка;
б) мойка;
в) нарезка;
г) промывание;
д) сортировка.
Ответы НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ «КУЛЬТУРА ДОМА И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» 6 класс
За каждый правильно выполнений ответ участник конкурса получает один балл. Если ответ выполнен неправильно или только частично – ноль баллов. Не следует ставить оценку в полбалла за ответ, выполненный наполовину.
Формулировка свободных ответов на контрольные вопросы и задания не обязательно должна точно совпадать с ответом, прилагаемым к заданию. Здесь правильность ответа должна оцениваться по общему смыслу и по ключевым словам.
1 | Г |
2 | Г |
3 | В |
4 | Б |
5 | Б |
6 | А |
7 | А |
8 | Г |
9 | А |
10 | Б |
11 | В |
12 | В |
13 | Б |
14 | В |
15 | Б |
16 | Б |
17 | А |
18 | Г |
19 | Б |
20 | А |
21 | В |
22 | А |
23 | Б |
24 | ПРАВОЙ |
25 | 1 – д, 2 – б, 3 – а, 4 – г, 5 – в. |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ «КУЛЬТУРА ДОМА И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» 6 класс
Задание: изготовьте изготовить декоративную салфетку.
Исходные материалы – хлопчатобумажная ткань гладкокрашеная, нитки мулине двух – трёх цветов, копировальная бумага, карандаш:
Размеры кроя: основная деталь (1 шт.) — 15 х 15 см.
Инструменты и оборудование: игла для вышивки, булавки, ножницы, утюг.
Последовательность выполнение работы | Графическое изображение |
Переведите рисунок на ткань. | |
Вышейте тамбурным швом контур листа.Прожилки листа вышейте стебельчатым швом. | |
Самоконтроль:
|
Карта пооперационного контроля практической работы «Изготовление декоративной салфетки»
№ п/п | Технологические операции | Баллы |
1. | Правильная организация рабочего места | 1 |
2. | Качество перевода рисунка на ткань | 3 |
3. | Качество выполнения вышивки | 5 |
4. | Одинаковая длина стежка | 3 |
5. | Соответствие шва заданному | 5 |
6. | Цветовое решение | 3 |
7. | Качество ВТО | 3 |
8 | Соблюдение правил техники безопасности | 2 |
Итого | 25 |
Литература
- Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / Маркуцкая С.Э. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 128 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
- Хотунцев Ю.Л., Кожина О.А. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2010/2011 учебном году.