Методическая разработка цикла уроков по английскому языку по теме "Повседневная жизнь. Условия жизни"

12.01.2012

Скачать презентацию (4.39 МБ)

Главной целью работы на любой ступени обучения является достижение функциональной грамотности во владении иностранным языком, т.е. рабочее владение им, дающее студентам возможность речевого взаимодействия с носителями иностранного языка. В большой степени реализации этой цели способствует использование технологий личностно-ориентированного подхода. Это означает учет интересов и волнующих студентов проблем, что проявляется, прежде всего, при отборе аутентичного материала, в выборе тем для обсуждения, в привлечении актуального аудиовизуального материала, в том числе с помощью Интернета. Интересной в этом плане считаю тему “Повседневная жизнь. Условия жизни”.

Коммуникативная компетенция выступает как цель обучения иностранным языкам и чтобы ее сформировать вне языковой среды, важно создать такие условия, чтобы заставить студента мыслить, рассуждать, решать проблемы. Самостоятельная работа как форма организации деятельности студентов наилучшим образом способствует созданию таких условий и является основой для студентов на уроке.

Основная задача организации самостоятельной работы студентов (СРС) заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации СРС должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Цель СРС – научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя – увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации.

Самостоятельная работа помогает развить такие способности студентов как воля, т. е. умение употребить освоенные способы организации мышления и деятельности в практическом действии; рефлективность – как способность критически оценивать свои действия и переорганизовывать их при необходимости; гибкость – как восприимчивость к многообразию и способность действовать в меняющихся обстоятельствах.

В процессе этой работы студенты осваивают новые знания, а также обобщают, систематизируют ранее изученное. Акцент делается на активную мыслительную деятельность, требующую для своего оформления владение определенными языковыми средствами. В центре – мысль, а язык – средство выражения мысли.

Толчком для начала самостоятельной работы, как акта мыследеятельности, в идеале должна быть проблема, проблематизация. В данном случае – осознание отсутствия или недостатка необходимых средств для решения задачи. Студент сам определяет и анализирует средства для выполнения задания, осуществляет самоконтроль и оценивает результаты своей деятельности.

Обучение иностранному языку носит системный и целостный характер, т.е. предполагает обучение всем видам речевой деятельности в тесной взаимосвязи, причем каждый вид речевой деятельности может выступать и как цель, и как средство.

На первом уроке студенты выполняют фонетические и лексические упражнения, позволяющие активизировать лексику по теме. Преобладающим видом речевой деятельности на первом уроке является говорение. Поэтому подобраны соответствующие упражнения, направленные на формирование и развитие различных речевых функций.

Второй урок нацелен на совершенствование навыков чтения.

Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который используется как средство обучения смежным речевым и языковым навыкам. Чтение способствует более полному усвоению речевого и языкового материала. Текст является одной из основных учебно-методических единиц обучения. Для того, чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, необходимо научить учащихся различным приемам оперирования текстом.

В основу этих приемов положены речевые умения, такие как извлечение информации из текста, использование полученной информации в зависимости от поставленной задачи.

Аудирование как рецептивная деятельность представляет собой одновременно восприятие и понимание звучащей речи. Процесс восприятия состоит из анализа и синтеза разноуровневых языковых единиц (фонем, морфем, слов, предложений). В результате анализа и синтеза значений всех этих единиц происходит преобразование воспринятых звуковых сигналов в смысловую запись, иными словами, наступает смысловое понимание, позволяющее слушающему прийти к определенному умозаключению.

Сформированность аудитивных умений позволяет воспринимать как монологические, так и диалогические тексты, частично адаптированные тексты различной жанровой принадлежности, экспрессивной окрашенности. Выступая в учебно-воспитательном процессе в качестве средства обучения, аудирование помимо своей основной, собственно-коммуникативной, роли выполняет и педагогические функции. Оно стимулирует речевую деятельность студентов, обеспечивает управление процессом обучения, используется для знакомства студентов с новыми языковым, речевым и культуроведческим материалом, выступает как средство формирования навыков и умений во всех видах речевой деятельности, помогает поддерживать достигнутый уровень владения речью, повышает эффективность обратной связи и самоконтроля.

Письмо – сложный вид речевой деятельности. Наряду с тем, что письмо часто используется как средство обучения другим видам речевой деятельности и как средство контроля усвоения материала и сформированности речевых умений, письмо является также одной из целей обучения иностранному языку.

На соответствующих уровнях владения языком обучение письму имеет разные задачи. Последовательность обучения письменной речи заключается в постепенном усложнении содержания, увеличения объема, в умении варьировать языковые средства. Для этого у студентов должны быть сформированы общие умения, такие как: умение использовать текст в качестве опоры для составления собственного письменного высказывания, умение проверять собственные тексты, а также компенсационные умения, такие как: умение перефразировать высказывание, умение строить из сложных фраз простые предложения, умение расширить или сократить письменный текст.

Параллельно с лексической темой идет освоение грамматики. В данной теме – это оборот there is\are. Дается задание, которое кажется простым – описать комнату, употребляя данную конструкцию. Здесь опять возникает проблема нехватки грамматических средств. Поэтому студенты начинают самостоятельную работу по поиску и переработке грамматического материала.

Студент работает со справочными пособиями, использует имеющиеся знания, консультируется с другими студентами и с преподавателем. По завершении работы каждый объясняет принцип построения конструкции. Исследуя грамматику языка, студенты самостоятельно выстраивают систему понятий. Далее для закрепления идет работа по определению закреплению изученного материала

При такой организации работы с учебным материалом урок является формой консультирования, экспертной оценки проделанной работы, местом, где происходит коммуникация не только на языке, но и о языке. А предметный материал – средством для развития ключевых компетенций.

Урок № 1 (Говорение)

Тема урока: Повседневная жизнь. Условия жизни.

Тип урока: урок совершенствования умений и навыков

Вид урока: практическое занятие

Методическая цель: создание условий для совершенствования навыков говорения.

Цель образования: развитие умения говорить (диалогическая и монологическая речь).

Задачи урока:

– образовательные: совершенствование грамматических навыков говорения и аудирования; развитие речевых умений в диалогической и монологической речи; закрепление знаний лексики по теме; усиление мотивации изучения английского языка.

– воспитательные: формирование адекватного отношения к образу жизни и нормам поведения в стране изучаемого языка.

– развивающие: формирование и развитие учебно-организационных умений и навыков самостоятельной работы; развитие внимания, наблюдательности; развитие коммуникативных умений и навыков.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Грамматический материал: конструкция there is \ are, указательные и неопределенные местоимения.

Лексический материал: лексика по теме “Дом”.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, грамматические таблицы, дидактический материал.

Ход урока

Этап урока (время) Деятельность преподавателя Деятельность студентов Материалы \ форма работы
1. Организационный этап. (5 минут) Приветствие

Отметка отсутствующих

Проверка рабочих мест

Сообщение темы и целей урока

Фонетическая зарядка

– Приветствие

 

 

– Выполнение фонетического упражнения

Фронтальная \ Приложение 1
2. Основной этап.

(28 минут)

Лексические упражнения.

– Write the words in the correct column (Заполните таблицу, используя предложенные слова).

 

– Answer the question. What’s in your living room? (Ответьте на вопрос “Что у вас находится в гостиной?”)

– Helen has a new flat. Describe her living room using the picture (Опишите новую квартиру Хелен, глядя на фотографию).

2. Грамматические упражнения

– Study grammar rules using the table (Изучите грамматическое правило, используя таблицу).

– Ask and answer questions about these thing (задайте и ответьте на вопросы, используя следующие слова).

– Look at the picture of Helen’s living room. Complete the sentences with a preposition (Завершите предложения, опираясь на картинку).

3. Аудирование

– This is the kitchen in Helen’s new flat. Describe it. (Опишите кухню в новой квартире Хелен, используя фотографию.)

 

– Listen and complete the conversation between Helen and her friend, Bob. (Прослушайте разговор Хелен и ее друга Боба и завершите предложения)

 

 

– What is there is your kitchen? How is your kitchen different from Helen’s? (Ответьте на вопросы “Что находится у нас на кухне?, Чем ваша кухня отличается от кухни Хелен?)

4. Работа с диалогом.

– Paul, Jenny, and their two children wan a cottage for their summer holiday. Read the advertisement, then complete the conversation. (Пол и Дженни решили снять коттедж на лето. Прочитай объявление, затем завершите диалог)

4. Повторение грамматики.

– Look at the table and say what the difference between the sentences is and when we say some, any. (Посмотрев на таблицу, объясните разницу между предложениями и определите, когда мы употребляем местоимения some, any.)

5. Закрепление грамматики

– Complete the sentences with this, that, these or those (Завершите предложения, используя указательные местоимения)

– Complete the sentences with some or any (Завершите предложения, используя неопределенные местоимения)

– Match the conversations and pictures. (Соотнесите диалоги и картинки)

– Complete the sentences with this, these, it, they, those, that. (Завершите предложения, используя местоимения)

5. Аудирование

– Pierre is a Frenchman on business in Boston. Listen to him describe what’s in his briefcase. Tick (×) the things in it. (Пьер – французский бизнесмен, который приехал в командировку в Бостон. Послушайте его описание того, что находится у него в портфеле. Отметьте те вещи, которые услышите.)

– Заполняют таблицу

 

– Отвечают на вопрос

– Описывают фотографию комнаты

-Индивидуально изучают правило

-Задают и отвечают на вопросы

– Выполняют грамматическое упражнение

– Каждый говорит по предложению, используя изученный оборот.

– Выполняют упражнение во время прослушивания диалога.

– Отвечают на вопросы.

 

– Читают объявление и работают с диалогом.

– Объясняют грамматическое правило

 

-Выполняют грамматическое упражнение

– Выполняют грамматическое упражнение

– Соотносят

– Выполняют грамматическое упражнение

– Слушают запись и выполняют упражнение

Самостоятельная индивидуальная работа \ приложение 2

Фронтальная

Групповая \ приложение 3

 

Самостоятельная \ приложение 4

Парная \ приложение 5

Самостоятельная \ приложение 6

 

Фронтальная \ приложение 7

 

Самостоятельная \ приложение 8

 

 

Фронтальная

 

 

Самостоятельная \ приложение 9

 

 

Самостоятельная \ приложение 10

 

 

Индивидуальная \ приложение 11

Индивидуальная \ приложение 12

Парная \ приложение 13

Индивидуальная \ приложение 14

 

Самостоятельная \ приложение 15

3. Самостоятельная работа (7 минут) Tick (×) the correct sentences and explain. (Выберите правильный вариант предложения и объясните свой выбор) Выполняют самостоятельную работу Самостоятельная \ приложение 16
4. Домашнее задание (3 минуты) Answer the following questions
  1. What type of home do you \ most people have?
  2. Do you know anyone who lives in an unusual home?
Записывают вопросы  
5. Завершающий этап (2 минуты) – Подведение итогов.
– Выставление оценок.
– Прощание.
   

Урок № 2 (Чтение)

Работа с текстом проводится в три этапа: предтекстовой, текстовой и послетекстовой.

На предтекстовом этапе проводится подготовка к чтению, т.е. снятие языковых трудностей, ознакомление с темой и понятиями, упоминаемыми в тексте. На данном этапе используются ответы на вопросы, лексическое упражнение, “мозговой штурм”.

Текстовой этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. Именно на этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, и поэтому он самый продолжительный во времени и включает несколько заданий: ответы на вопросы, верные \ неверные утверждения. данные задания позволяют провести проверку понимания прочитанного.

Цель послетекстового этапа – интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением, т.е. студенты применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях. В качестве заданий используются: мини-диалоги, выражение собственного мнения о прочитанном.

Тема урока: Повседневная жизнь. Условия жизни.

Тип урока: урок совершенствования умений и навыков

Вид урока: практическое занятие

Методическая цель: создание условий для совершенствования навыков чтения.

Цель образования: развитие умения читать с извлечением полной информации.

Задачи урока:

– образовательные: совершенствование умения полно и точно понимать текст; умение ориентироваться в лингвистических особенностях английского языка; умение анализировать отдельные места текста.

– воспитательные: воспитание толерантности, повышение мотивации к изучению иностранного языка.

– развивающие: развитие навыков говорения,

Лексический материал: лексика по теме “Дом”.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, грамматические таблицы, дидактический материал.

Ход урока

1. Этап урока (время) Деятельность преподавателя Деятельность студентов Материалы \ форма работы
2. Организационный этап. (5 минут) – Приветствие
– Отметка отсутствующих
– Проверка рабочих мест
– Сообщение темы и целей урока
– Фонетическая зарядка
– Приветствие

– Выполнение фонетического упражнения

 

Фронтальная \ приложение 17

3. Проверка выполнения домашнего задания (3 мин.) – Проверка ответов на вопросы – Отвечают на вопросы Фронтальная
4. Основной этап (33 мин.) 1. Предтекстовой этап: лексическое упражнение

-Write the words in the correct place on the picture. What other things are there on a plane? (Используя картинку, распределите данные слова в правильном порядке)

2. Текстовой этап: работа с текстом.

– Read about Joanne Ussery and answer the questions. (Прочитайте текст и ответьте на вопросы)

3. Послетекстовой этап: упражнение на проверку понимания

– Are the sentences true or false? (Решите, верны или не верны следующие утверждения)

– Work with the partner. Ask and answer questions about Joanne’s home. (Работая в паре, задайте вопросы о доме Джуанны и ответьте на них)

– What do you like about Joanne’s home? What don’t you like? (Выразите свое мнение по поводу дома Джуанны)

– Выполняют упражнение

 

– Читают текст и отвечают на вопросы

– Выполняют упражнение

– Задают вопросы и отвечают на них в парах

– Высказывают свое мнение

Парная \ приложение 18

 

Самостоятельная \ приложение 19

 

Групповая \ приложение 20

Парная \ приложение 21

Фронтальная

5. Домашнее задание (2 мин.) Сообщает домашнее задание (выучить новые слова) Записывают задание  
6. Завершающий этап (2 мин.) – Подведение итогов
– Выставление оценок
– Прощание
   

Урок № 3 (Аудирование)

Обучение аудированию как самостоятельному виду речевой деятельности предполагает: а) понимание основного содержания аудиотекста; б) извлечение необходимой информации для решения коммуникативных задач; в) полное понимание аудиотекста. Целесообразно использовать аутентичные и частично аутентичные материалы. Это служит развитию языковой догадки и обогащению словарного запаса учащихся, как активного, так и пассивного.

После первого предъявления текста проводится проверка понимания, а второму предъявлению предшествует новая установка, ориентирующая на более полное извлечение информации.

Тема урока: Повседневная жизнь. Условия жизни.

Тип урока: урок совершенствования умений и навыков

Вид урока: практическое занятие

Методическая цель: создание условий для совершенствования навыков аудирования.

Цель образования: развитие умения аудировать (воспринимать речь на иностранном языке на слух).

Задачи урока:

– образовательные: совершенствование коммуникативных знаний и умений (восприятие на слух и понимание текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание).

– воспитательные: формирование у студентов самостоятельности, толерантности и уважения к другим нациям и культурам, способности к успешной самореализации.

– развивающие: использование вербальных опор, развитие способности к групповому общению.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, магнитофон, дидактический материал.

Ход урока

Этап урока (время) Деятельность преподавателя Деятельность студентов Материалы \ форма работы
1. Организационный этап. (5 минут) – Приветствие.
– Отметка отсутствующих.
– Проверка рабочих мест.
– Сообщение темы и целей урока.
– Фонетическая зарядка.
– Приветствие

– Выполнение фонетического упражнения

 

Фронтальная \ приложение 22

2. Проверка домашнего задания (5 мин.) -Опрашивает студентов Рассказывают выученные слова Индивидуальная
3. Основной этап (31 мин.) 1. Лексическое упражнение

– Match the places and the photos. What do you know about them? (Соотнесите названия городов и фотографии. Что вы знаете об этих местах?)

2. Первое прослушивание

– Listen to the some people from these places. (Прослушайте высказывание людей, проживающих в этих местах)

3. Второе прослушивание

– Listen to people once more and complete the chart. (Прослушайте высказывания еще раз и заполните таблицу)

– Отвечают на вопросы.

– Слушают запись первый раз, выписывая ключевые слова.

– Слушают второй раз и заполняют таблицу

Фронтальная \ приложение 23

Самостоятельная \ приложение 24

 

 

Самостоятельная \ приложение 25

4. Домашнее задание (2 мин.) – Write the paragraph about where you live. (Опишите свой дом). Записывают домашнее задание  
5. Завершающий этап (2 мин.) – Подведение итогов.
– Выставление оценок.
– Прощание.
   

Урок № 4 (Письмо)

Тема урока: Повседневная жизнь. Условия жизни.

Тип урока: урок совершенствования умений и навыков

Вид урока: практическое занятие

Методическая цель: создание условий для совершенствования навыков письма.

Цель образования: развитие умения письма.

Задачи урока:

– образовательные: совершенствование грамматических навыков письма; развитие коммуникативных навыков письма; закрепление знаний лексики по теме; усиление мотивации изучения английского языка.

– воспитательные: воспитание личности студента на основе общечеловеческих ценностей.

– развивающие: развитие способности к общению, логического мышления.

Грамматический материал: союзы and, so, but, because в сложных предложениях.

Лексический материал: лексика по теме “Дом”.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, дидактический материал.

Ход урока

Этап урока (время) Деятельность преподавателя Деятельность студентов Материалы \ форма работы
1. Организационный этап. (5 минут) – Приветствие.
– Отметка отсутствующих.
– Проверка рабочих мест.
– Сообщение темы и целей урока.
– Фонетическая зарядка.
– Приветствие

– Выполнение фонетического упражнения

 

Фронтальная \ приложение 26

2. Основной этап (38 мин.) 1. Повторение грамматики

– Study the grammar rule. (Изучите грамматическое правило).

2. Выполнение упражнения на закрепление грамматики.

– Complete the sentences with and, so, but, because. (завершите предложения, используя следующие союзы).

3. Работа с лексикой.

– Look at the picture and write the words in the correct place. (Посмотрите на картинку и соотнесите)

– Match a verb in A with a line in B. (Соотнесите колонки в таблице)

4. Работа с текстом-опорой.

– Read the text. (Прочитайте текст)

4. Совершенствование навыков письма

– Write a similar description of your house or flat in about 100 words. (Опишите свой дом или квартиру в 100 словах, используя текст-образец)

– изучают грамматическую таблицу

– Выполняют упражнение

– Соотносят слова и картинки.

– Соотносят колонки A и B.

– Читают текст, работая со словарем.

– Описывают свой дом или квартиру

индивидуальная \ приложение 27

 

самостоятельная \ приложение 28

Самостоятельная \ приложение 29

Самостоятельная \ приложение 30

Фронтальная \ приложение 31

 

Самостоятельная

3. Завершающий этап (2 мин.) Подведение итогов

– Выставление оценок

– Прощание

   

Урок № 5 (Самостоятельная работа)

Тема урока: Повседневная жизнь. Условия жизни.

Тип урока: урок проверки и оценки ЗУН

Вид урока: самостоятельная работа

Цель урока: проверка и оценка ЗУН

Задачи урока:

– образовательные: закрепление лексических и грамматических знаний по теме

– воспитательные: воспитание личности студента на основе общечеловеческих ценностей.

– развивающие: развитие способности к самостоятельной работе, логического мышления.

Лексический материал: лексика по теме “Дом”.

Ход урока

Этап урока (время) Деятельность преподавателя Деятельность студентов Материалы \ форма работы
Организационный этап. (5 минут) – Приветствие.
– Отметка отсутствующих.
– Проверка рабочих мест.
– Сообщение темы и целей урока.
– Приветствие  
Основной этап (38 мин.) Преподаватель делает установку на выполнение самостоятельной работы

Преподаватель объясняет задания самостоятельной работы

Раздает варианты самостоятельной работы

– Выполняют задания самостоятельной работы в соответствии со своим вариантом Самостоятельная \ приложение 32
Завершающий этап (2 мин.) Подведение итогов

– Выставление оценок
– Прощание

   

aid: 607457