Конспект урока по теме "Герб моей семьи"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (238 кБ)

Загрузить презентацию (669 кБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)


 (Урок 1).

Цель урока: составление семейного герба, используя язык геральдики.

Задачи урока:

  1. Познакомить с историей возникновения геральдического искусства;
  2. Познакомить с геральдическими знаками и символикой цвета;
  3. Формировать умения и навыки по составлению семейного герба;
  4. Развить эстетический вкус и творческое воображение;
  5. Развить познавательный интерес к истории своей семьи, предков;
  6. Воспитать чувство любви, уважения и значимости семьи, ее традиций и семейных ценностей;
  7. Воспитать чувство фамильной гордости за свою семью, через совместную деятельность с родителями.

Зрительный ряд: Рисунки с изображением гербов, работы обучающихся прошлых лет, презентации: “История геральдического искусства”, “Составляем герб”, Слайды с изображением гербов городов.

Оборудование и материалы:

А. Для учителя: Интерактивная доска, мультимедийное оборудование, канцтовары.

В. Для ученика: Бумага формата А3, наборы цветной бумаги, ножницы, клей, карандаш, линейка, ластик.

План урока:

  1. Организационная часть – 2–3 мин.
  2. Объяснение нового материала – 15–20 мин.
  3. Закрепление изученного материала (в форме практической работы обучающихся) – 15–20 мин.
  4. Анализ изученного материала – 2–3 мин.
  5. Рефлексия, объяснение домашнего задания – 1–2 мин.

Ход урока

1. Организационная часть.

Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Организация внимания. Объявление темы и целей урока.

2. Объяснение нового материала.

Учитель. Флаг и герб издавна являются эмблемами государства, где сочетание цветов и символов имело и имеет свое значение. (Демонстрация презентации № 1)

Первые символы появились еще на заре человечества, к ним относятся тотемные знаки, объединявшие племя или родовую общину (Слайд2).

Тотемом – магическим защитником племени – чаще всего был зверь. У вождей и жрецов существовали личные отличительные знаки власти. Ими могли быть пучки травы, веток или перьев, особые головные уборы, опахала, копья, жезлы.

Собственно гербы появились в раннем Средневековье, в эпоху Крестовых походов, у закованных в доспехи рыцарей. Они помогали закованным в латы с ног до головы воинам различать друг друга на расстоянии.

А со второй половины XIII в. (Слайд 3) стали обязательным атрибутом любого дворянина. Так, опознавательным знаком рыцарей ордена госпитальеров был красный крест на белом плаще (Слайд 4). Со временем на щитах стали появляться индивидуальные опознавательные знаки, обозначавшие принадлежность рыцаря к благородному и свободному дворянскому роду (Слайд 5, 6). Каждый знак, цвет в гербе имел определенное значение и символически рассказывал о том, кто этот человек, которому дозволенно его носить. Герб был знаком чести рода.

В XIV–XV веках в городах Западной Европы знатные сеньоры носили так называемые “гербовые платья”. Сочетание цветов на них подбиралось по цвету поля фамильного герба, платье украшалось фигурами-символами, эмблемами. Такое платье помогало легко отличить представителя одного знатного рода от другого и в тоже время несло информацию в знаках и о самом человеке. Одно время создавалась одежда, разделенная в соответствии с цветами герба по вертикали на две половины. Такая одежда называлась мипарти (Слайд 7.) В ней правая и левая стороны, вплоть до обуви, были разного цвета.

Свои (цеховые) гербы были и у ремесленников.

Именно в эпоху Средневековья в Европе появилось новое искусство (и новая наука) – геральдика, – связанная с составлением гербов.

Индивидуальные гербы стали включать в себя геральдические знаки семьи отца и семьи матери. Правильно составить герб и понять его значение становилось все труднее. На рыцарских турнирах появились специальные глашатаи-герольды, которые трубили в рог и представляли рыцарей, объясняя смысл их гербов и знамен, к их помощи прибегали и при составлении герба. Для создания и расшифровки гербов существовали особые правила. До нас дошли книги по геральдике, относящиеся к XVI веку (Слайд 8).

Демонстрация презентации № 2.

Со временем форма любого герба стала представлять собой щит (Слайд 2), часто напоминавший по форме человеческое тело. Рассмотрите форму щитов (Слайд 3), а также геральдические фигуры, которые делят щит на несколько полей определенного цвета (Слайд 4).

Важными считались два металла – золото и серебро и эмали пяти цветов: красного, пурпурного, лазоревого, зеленого и черного (Слайд 5, 6). При составлении гербов использовались также образы животных и растений. Значение имело и то, как они изображались (Слайд 7, 8, 9). Религиозная символика также получила большое распространение. Символами христианства являются крест, голубь, агнец, единорог, ведущие цвета – белый и красный. Символ мусульманства – полумесяц, а главный цвет – зеленый.

Над щитом могла располагаться корона, (Слайд 10) по бокам от него изображались реальные или мифологические животные (иногда фигуры людей), которые назывались “щитодержатели” (Слайд 11). Под щитом изображалась лента, на которой был написан девиз (Слайд 12).

В России Герольдмейстерскую контору учредил Петр Первый. Перед ней была поставлена задача составлять дворянские родословные и создать государственные, личные и областные гербы по западноевропейскому образцу.

В Средние века появились также гербы городов, которые свидетельствовали об их статусе. При составлении гербов городов учитывалось многое: почему построен город, какие звери и птицы водятся в данной местности, в каком месте он расположен (в гористой, степной или лесной), на какой реке (море, озере), а также, что особенного и необычайного есть в этой местности. Например, горожане Серпухова сообщили, что “в монастыре одном родятся павлины”, поэтому в гербе города Серпухова появился павлин, хотя геральдическое значение фигуры тоже, наверное, учитывалось. Существуют города, в эмблемах которых присутствуют растения: в гербе г. Камышина – камыш, который жители города использовали в быту; в гербе г. Гороховца изображен горох. Символика городов, появившихся на карте страны после 1917 г., сильно отличается от древней, так как для этих городов выбирали в основном предметы и объекты, отражающие основные отрасли производства.

(Демонстрация слайдов с изображением гербов городов).

А теперь, придумайте, герб своей семьи, используя язык символов. Продумайте форму щита, его деление, фигуры, символы, дополнения к щиту, которые вы сочтете необходимым, а также цвет, девиз, учитывая интересы и увлечения свои и членов своей семьи. Работать будем в технике “аппликация”. Сегодня на уроке вы должны выполнить всю подготовительную работу: вырезать все части герба. Подобрать их по цвету и разложить на листе. На следующем уроке каждый из вас составит герб своей семьи и защитит его, выступив с девизом и объяснением составных частей герба.

3. Закрепление изученного материала.

Пока ученики выполняют практическую работу, надо обойти класс и сделать необходимые замечания по отдельным работам, напомнить, что при создании герба сочетаются и древняя символика, и увлечения ребенка, и история семьи. В качестве щитодержателей могут выступить любимые певцы, футболисты или домашние животные; вместо короны над щитом можно изобразить футбольный мяч, горшок с комнатными цветами или что-то другое. (Используется презентация № 2)

4. Анализ изученного материала.

Вопросы для закрепления изученного материала:

  • Зачем людям понадобились отличительные знаки? О чем может рассказать герб, эмблема?
  • Что вы можете рассказать о языке геральдики? Что означает выражение “прочитать герб”?

5. Объяснение домашнего задания.

Обсудите в кругу семьи увлечения членов семьи или историю своего рода по любой линии. Продумайте семейный девиз, что он будет обозначать.

Урок 2 носит практический характер. Анализируется домашнее задание. Учащиеся заканчивают работу. Проходит просмотр – в форме выставки. Обсуждение и защита каждого герба.

 

Литература.

  1. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение, 2006 г.
  2. Н.Н. Ростовцев. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Просвещение, 1974 г.
  3. С.А. Казначеева, С.А. Бондарева. Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
  4. Сайт: Геральдика. Ру. Адрес в интернете http://geraldika.ru
  5. Т.Б. Сапожникова и О.А. Коблова. Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме “Декоративно-прикладное искусство в жизни человека”. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2009 г.