Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку (упражнения для подготовки к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ)

Разделы: Русский язык


Известно, что самая сложная в ЕГЭ третья часть, когда надо написать сочинение на основе прочитанного текста. И не просто прочитанного, а внимательно изученного, проанализированного. Следовательно, сочинение – это отклик на прочитанный текст, «текст о тексте», а значит, он должен соответствовать всем признакам хорошего текста (связность, цельность, единство, завершенность, информированность, логичность) Кроме того, текст должен быть публицистического стиля. Ученик должен владеть разнообразными языковыми средствами, лексическими и грамматическими, уметь выражать отношения, оценку, давать эмоциональный отклик.

Система заданий к тексту, небольшой объем текста, ориентированного на то, чтобы вызвать у читателя отклик в соответствии с содержанием, авторским замыслом исходного текста, позволит развивать у обучающихся способность к пониманию текста как к процессу творческому. На это и направлены представленные в данной работе материалы для обучающихся.

Упражнение 1.

Расставьте предложения в соответствии с содержанием текста и выполните задания к нему.

1) Это объясняется тем, что при восприятии устной речи обычно мы не фиксируем внимание на ее звуковой стороне, а непосредственно воспринимаем смысл. 2) Всем известно, что разнобой в написании мешает чтению, тормозит понимание читаемого. 3) Но произвол в произношении почти так же недопустим, как и анархия в письме: язык как средство общения будет полностью удовлетворять своему назначению только в том случае, если все его элементы будут способствовать наиболее быстрому и легкому общению. 4) Между тем неправильности в произношении отвлекают слушающего от смысла, заставляя его обращать внимание на внешнюю, звуковую сторону речи, и тем самым являются помехами на пути общения. 5) Дело в том, что отклонения от литературного произношения почти так же мешают языковому общению, как и неграмотное письмо. 6) Таким образом, единообразное произношение так же важно, как и единообразное письмо. 7) Задачи орфоэпии и орфографии заключаются в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения. 8) Орфоэпия, как и орфография, является неотъемлемой стороной литературного языка. (Р.И. Аванесов)

/Правильное расположение предложений: 2, 3, 5, 1, 4, 6, 8, 7./

ЗАДАНИЯ:

  1. Из 1-го предложения полученного текста выпишите все словосочетания, определите их способ связи.
  2. Определите способ образования слов разнобой, единообразное.
  3. Докажите, к какой части речи принадлежит слово полностью (предложение 2-е полученного текста) Используйте морфологический разбор.
  4. Найдите предложение, в котором оборот с союзом как имеет значение «в качестве». Запишите номер этого предложения.
  5. Подберите по два однокоренных слова к словам местность, отклонения.
  6. Определите тип речи. Дайте развернутый ответ на вопрос: какую роль в тексте играют сложноподчиненные предложения?

Упражнение 2.

Выразительно прочитайте стихотворение Н. Гумелева «Война» (1914)

Как собака на цепи тяжёлой,
Тявкает за лесом пулемёт,
И жужжат шрапнели, словно пчёлы,
Собирая ярко-красный мёд.

А «ура» вдали – как будто пенье
Трудный день окончивших жнецов.
Скажешь: это – мирное селенье
В самый благостный из вечеров.

И воистину светло и свято
Дело величавое войны,
Серафимы, ясны и крылаты,
За плечами воинов видны…

Но тому, о Господи, и силы,
И победы царский час даруй,
Кто поверженному скажет: «Милуй,
Вот, прими мой братский поцелуй!»

Задания:

  1. Объясните значение слова СЕРАФИМЫ.
  2. Подберите синонимы к прилагательному БЛАГОСТНЫЙ.
  3. Понаблюдайте за разными способами выражения сравнения в стихотворении.
  4. Выпишите рифмующиеся слова парами, обозначьте части речи.
  5. Выпишите из стихотворения причастия и деепричастия.
  6. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

Упражнение 3.

1) Горького я впервые увидел в Петрограде зимой девятьсот пятнадцатого года. 2) Спускаясь по лестнице к выходу, я засмотрелся на детей, играющих в вестибюле. 3) В то же время в парадную легкой и властной походкой вошел насупленный мужчина. 4) Лицо у него было сердитое и даже как будто злое. 5) Длинные усы его обледенели, и от этого он казался еще более сердитым.
6) Детей звали спать. 7) Они расшалились, не шли. 8) Человек глянул на них и сказал, не замедляя шагов: «Даже кит ночью спит!». 9) В эту секунду вся его угрюмость пропала, и я увидел горячую синеву его глаз. 10) Взглянув на меня, он снова насупился и мрачно зашагал по ступеням.
11) Когда я познакомился с ним ближе, я заметил, что у него на лице чаще всего бывают эти два выражения. 12) Одно – хмурое, тоскливо-враждебное. 13) И другое выражение, всегда внезапное: празднично-застенчиво-умиленно-влюбленное. 14) Позже я заметил, что приливы влюбленности бывали у Горького, когда он говорил о детях, о замечательных людях и книгах. (По воспоминаниям К.И. Чуковского)

Задания:

  1. Выпишите из 1-го абзаца 2 слова, образованных путем перехода из одной части речи в другую. Определите, к какой части речи они относятся. (Горький, парадная – субстантивированные прилагательные.)
  2. Выпишите из 1-го и 3-го абзацев слова в форме сравнительной и превосходной степени. Определите их начальную форму и часть речи:
    • более сердитым – составная сравнительная степень; н.ф. сердитый, прил.;
    • чаще всего – составная превосходная степень; н.ф. часто; нареч.;
    • ближе – простая сравнительная степень; н.ф. близко; нареч.;
    • позже – простая сравнительная степень; н.ф. поздно; нареч.
  3. Найдите простое предложение, осложненное обособленными обстоятельством и определением, выраженными деепричастным и причастным оборотами. Укажите его номер. (2-е предложение)
  4. Сделайте морфемный разбор слов угрюмость, спускаясь, снова, засмотрелся.
  5. Найдите СПП с параллельным подчинением придаточных. Укажите номер предложения и вид придаточных. (11-е предложение; придаточные времени и изъяснительное.)
  6. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте:
    1. градация;
    2. развернутая метафора;
    3. эпитеты;
    4. речевая характеристика героя;
    5. синекдоха.

Упражнение 4.

 Найдите неверное использование паронимов в предложении и исправьте ошибки.

1. Написав автобиографию, нужно в конце поставить свою роспись. 2. За билетами у кассы стояли командировочные. 3. Олег одел плащ и поспешил на работу. 4. Через три года мы встретились с Петей, но он меня не признал. 5. Личность моего друга изменилась за эти годы до неузнаваемости. 6. Туристы блудили в лесу полдня. 7. Базаров отличался недюжим умом. 8. Книга – источник познания, её добротное содержание будет воспитывать нашу молодёжь, прививать ей душевность.

Упражнение 5.

Прочитайте текст. Спишите его.

Вечерняя заря.
1) Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. 2) Мы часто путаем два понятия – закат солнца и вечернюю зарю.
3) Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли. 4) Тогда она овладевает меркнущим небом, разливает по нему множество красок – от червонного золота до бирюзы – и медленно переходим в поздние сумерки и в ночь.
5) Кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь, горят первые звёзды, а заря ещё долго дотлевает над далями и туманами. (К. Паустовский)

ЗАДАНИЯ:

  1. Определите стиль и тип текста. (Художественный, описание)
  2. Определите тему текста. (Вечерняя заря)
  3. Выберите утверждение, соответствующее основной мысли текста:
    А) Вечерняя заря – необыкновенно красивое, поэтическое явление природы, которое благотворно сказывается на человеке, его состояние, настроении.
    Б) Вечернюю зарю надо отличать от заката солнца.
    В) Самый разгар зари расцветает множеством красок – от червонного золота до бирюзы.
  4. Найдите в тексте предложение, в котором местоименное наречие соотносится с придаточной частью предыдущего. (4-тогда)
  5. Чем выражены сказуемые в тексте? (Все – глаголы несовершенного вида)
  6.  Найдите в тексте слова с чередующейся гласной в корне (Заря, начинается, горит)
  7. Оцените речевое оформление текста: отметьте наиболее яркие языковые средства, позволяющие автору передать свои чувства и ощущения.

Упражнение 6.

Найдите примеры гиперболы в следующих предложениях. Из каких произведений Н.В. Гоголя они взяты?

1) Длинные веки опущены были до самой земли. 2) … Шаровары шириною в Чёрное море, с тысячью складок и со сборами перетянулись золотым очкуром… 3) … Красавица, с растрёпанною, роскошною косою, с длинными, как стрелы, ресницами. 4) … Шаровары в таких широких складках. Что если бы раздуть их, то в них можно было бы поместить весь двор с амбарами и строениями. 5) … Он опрокинул половину бараньего бока к себе в тарелку, съел всё, обгрыз, обсосал до последней косточки. 6) Редкая птица долетит до середины Днепра.

(1.«Вий». 2.»Тарас Бульба». 3.»Вий». 4.»Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». 5.»Мертвые души». 6. «Страшная месть»)

Упражнение 7.

Выразительно прочитайте текст, озаглавьте его. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

1) История иску(с,сс)тва танца уходит в с..дую древность. 2) На з..ре своего сущ..ствования человечество открыло способы выр..жения мыслей эмоц..й п..ступков через дв..жение. 3) Танец безмолвен. 4) …десь (не)звучит слово. 5) Но выр..зительность пластики человеческого тела и музыкальных ритмов м..лодий оказывает..ся могуществе(н,нн)ей и (по)тому язык танца интернац..онален и понятен всем. 6)(С)начал.. человечество вкладывало в танце свои пр..дставления и вер..вания. 7) Танец был обрядом. 8) В пляск.. человек вымаливал у (не)ведомых богов счас..ливую охоту обильный ур..жай спасение от (не)дугов. 9) Такие обрядовые танцы (по)сей день можно увидеть у (не)которых перв..бытных племен Австралии или амер..канских индейцев. 10) Шло время человечество всё (и,э)нергичней открывало тайны мир..здания и танцы утрач..вали своё перв..начальное «магическое» пр..дназначение. 11) Теперь в них выр..жались свойстве(н,нн)ые народу вольн..любие жизн..радос..ность опт..мистическое во(с,з)приятие р..ального мира.

ЗАДАНИЯ:

  • Определите тип речи текста.
  • Определите стиль текста. Докажите.
  • Найдите в тексте синонимы.
  • Выпишите из текста три словосочетания с разными типами связи и произведите их разбор.
  • Найдите предложение, в котором три грамматических основы. Составите его схему.
  • Поддерживаете ли вы позицию автора? Подберите естественные доказательства для аргументации.

Упражнение 8.

Выразительно прочитайте текст, озаглавьте его, спишите, вставляя пропущенные орфограммы и знаки препинания.

1) Лё..кий сумрак эрмитажных зал тронутый тёмной поз..лотой к..зался мне св..ще(н,нн)ым. 2) Я вх..дил в Эрмитаж как в хр..нилище человеческого гения.
3) Первое время я т..рялся среди пышного ше..ствия художников. 4) У меня кружилась голова от обилия и густ..ты красок и что(бы) отдохнуть я уходил в зал где была выставле(н,нн)а скульптура.
5) Там я с..дел долго. 6) И чем больше я см..трел на статуи безвес..ных эллинских ваятелей тем яснее пон..мал что вся скульптура это зов к пр..красному в самом себе что она пр..двес..ница чистейш..й утренн..й з..ри человечества. 7) Тогда поэзия буд..т властвовать над сер..цами и социальный слой буд..т основан на красоте справ..дливости крас..те ума сер..ца человеческих отн..шений и человеческого тела.
8) (Не)даром Гейне пр..ходил в Лувр часами пр..сиживал около статуи Венеры Милосской и плакал.
9) О чём? 10) О поруга(н,нн)ом сов..ршенстве человека. 11) О том что путь к сов..ршенству тяж..л и далёк…
12) В этом сила скульптуры. (К. Паустовский)

ЗАДАНИЯ:

  1. Определите тему и тип текста.
  2. Подберите синонимы к словам ВАЯТЕЛЬ, СКУЛЬПТУРА.
  3. Определите лексическое значение слов ЭЛЛИНСКИЕ, ЭЛЛИНЫ.
  4. Приведите из текста примеры основных выразительных языковых средств.
  5. Выскажите и аргументируйте своё мнение о содержании текста.

Упражнение 9.

Выразительно прочитайте текст. Выучите его наизусть.

Стираются лица и даты
Но все же до последнего дня
Мне помнить о тех кто когда(то)
Хоть чем(то) согрели меня.
Согрели своей (плащ)палаткой
Иль тихим шутливым словцом
Иль чаем на столике шатком
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник как счастье как чудо
Идёт Доброта по земле
И я про неё (не)забуду
Как я забываю о зле…
(Ю. Друнина)

ЗАДАНИЯ:

  1. Определите стиль текста.
  2. Сколько частей в стихотворении и как они связаны между собой?
  3. Назовите антонимы. Какова их роль в тексте?
  4. Какие значения в тексте имеет слово СОГРЕЛИ?
  5. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, вставьте пропущенные знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы.

Упражнение 10.

Прочитайте и озаглавьте текст. Определите стиль и тип текста.

1) Язык движ..т..ся (в)перёд отр..жая изм..нения прои(с,з)ходящие в жизн.. народа. 2) Дост..жения наук.. и техник.. и другие чрезвычайно разн..образные причины иногда заст..вляют и(с,з)чезнуть бе(с,сс)ледно прежние смысл..вые з..ачения слов. 3) Лексика каждой эпохи изменчива. 4) Многие поборники ч..стоты языка любят пр..зывать Назад к Пушкину!
5) Пушкин пр..дал языку пр..зрачную ясность простоту музыкальность и мы уч..мся (у) него и храним его з..веты как св..тыню. 6) Но в лексике (не)было и (не)могло быть тысячи драгоце(н,нн)ейших оборотов и слов созда(н,нн)ых в более поз..нее время. 7) И после Пушкина по..вилось бе..сетное ко..ичество новых слов оборотов. 8) (Не)которые из них сослужив свою (не)долгую службу пере..смыслились или и(с,з)чезли из языка.

ЗАДАНИЯ:

  1. В каком предложении заключена главная мысль текста?
  2. Из предложений 5-7 выпишите слова, образованные суффиксальным способом.
  3. Какой частью речи является слово НЕКОТОРЫЕ (предложение 8)?
  4. Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
  5. Среди предложений 1-5 найдите простое предложение с причастным и деепричастным оборотами. Укажите номер этого предложения.
  6. Какие ТРИ из перечисленных средств выразительности используются в данном тексте:
    А) сравнение
    Б) риторическое восклицание
    В) анафора
    Г) фразеологизм
    Д) олицетворение
    Е) ряды однородных членов
  7. Сформулируйте позицию автора. Согласны ли вы с ней? Объясните свою точку зрения. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Литература:

  1. Валгина Н.С. Теория текста – М.: Логос, 2004.
  2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка – М.: Рольф, 2001.
  3. Русский язык. Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом /Т.М. Пахнова – М.: Дрофа, 2011.
  4. Словарь-справочник лингвистических терминов. Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова – М.: Астрель, 2000.
  5. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. Д.Э. Розенталь – М.: Оникс 21 век, 2002.
  6. Экзаменационные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. ЕГЭ – 2007. Русский язык – М.: ООО «Рустест», 2006.