Решение задач по теме "Скорость" при равномерном прямолинейном движении. 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


(Урок применения знаний в стандартных и нестандартных ситуациях.)

7-й класс.

Цели урока:

  • Образовательная:
    – Создать условия для использования приобретенных знаний для решения практических, жизненных задач.
    – Создать условия для выработки самостоятельность при решении задач.
  • Развивающая:
    – Способствовать развитию познавательных и творческих способностей в процессе решения задач.
  • Воспитательная:
    – Развитие дружелюбности, чувства взаимопомощи друг к другу, самостоятельности.

Оборудование и ПО к уроку:
– Персональный компьютер, мультимедийное оборудование: проектор, доска.
– Мультимедийная презентация (Презентация).
– Измерительная лента, секундомер.
– Бумажная модель “вертушка” (15 шт.).

Ход урока

1. Создание мотивации.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем расшифровывать слово “ИНТЕРЕС” (Слайд 1). Учитель заслушивает мнение ребят. Интерес возникает тогда, когда человек трудится сам и происходит интерес.


Слайд 1.

2. Создание теоретической базы.

Учитель. Ребята, для того, чтобы успешно учиться, нужна серьезная теоретическая подготовка. Какую тему мы с вами изучали на предыдущих занятиях?

Ученики. Равномерное прямолинейное движение.

Учитель. По этой теме проверим знания. Задание “Блиц – турнир”. (Слайд 2)

Отрывая лепестки “Цветика – семицветика”, вы должны дать понятие данному термину:

Механическое движение, траектория, путь, тело отсчета, равномерное и неравномерное движение, скорость, единицы измерения скорости, прибор для измерения скорости. (Ученики отвечают с места.)


Слайд 2

Учитель. Следующее на проверке задание: Зависит ли форма траектории от выбора тела отсчета? (Интерактивное упражнение из Коллекции Цифровых Образовательных ресурсов. Урок по теме “Скорость”).

Проверка формул для расчета скорости, пути, времени (Приложение 2 (задание 1, вопрос № 9; Приложение 3 (задание 2, вопрос № 9).


Задание 1.


Задание 2.

3 . Применение знаний.

Учитель. Ребята переходим к выполнению практических заданий.

В рабочих тетрадях подписали : число, тему урока “Решение задач по теме “Скорость”

Задание 1. “Гриб-великан”. (Слайд 4)

Скорость роста гриба в теплую погоду равна 4 мм/мин. На сколько бы вырос гриб, если бы он рос с такой скоростью 5 часов? Ответ (на 1,2м)

Решаем индивидуально и самостоятельно. Проверяем данное решение у доски.

Дано: гриб-великан СИ.

Решение.

V=4мм/мин= 4·0,001м/60 с=0,00007м/с S=V·t S=0,00007 м/с·18000с=1,26м

t =5ч=18000с

S=?


Слайд 4.

Учитель. Ребята, каждый из вас решил самостоятельно эту задачу, поэтому первая буква в слове “интерес” означает – “Индивидуальная”

Задание 2. “Четыре спортсмена”. (Слайд 5)

Четыре спортсмена на беговой дорожке. Первый бежит со скоростью 5,5м/с, второй бежит со скоростью 19,8 км/ч, третий – 330 м/мин и четвертый со скоростью 475,3 км/сутки. Кто дальше убежит за 5 часов? Кто отстанет?


Слайд 5.

У доски проверяем верное решение. Ответ: Все спортсмены пробегут одинаковую дистанцию, т.к. скорости в м/с =5,5м/с.

Решение потребовало приложения усилий при переводе единиц, значит вторая буква означает – “Напряженная”.

Задание 3. Определение скорости падающего тела (бумажной вертушки).

Учитель выдает на каждую парту оборудование (Слайд 6).

Определение скорости тела.

Оборудование: бумажная заготовка, измерительная лента, секундомер, скрепка.

Цель работы: (сформулировать самостоятельно).

Выполнение работы:

1. Приготовить заготовку летающей модели (рис. 1) – нанести разметку по указанным размерам (допустимы отклонения ±1…1,5 см); разрезать или разорвать по сплошным линиям, согнуть по пунктирным согласно рис. 2, низ модели закрепить скрепкой для устойчивости полета.

2. Проведите пробный запуск с высоты вытянутой вперед руки в положении стоя для возможной корректировки модели.

3. Повторите опыт, предварительно измерив расстояние от ладони до пола (s1). Засеките время полета (t1).

4. Определите скорость движения (v1).

5. Повторите пункты 3–4 для большей высоты (встать на стул).

6. Сравнив значения скоростей, сделайте вывод.

Учитель. В процессе проведения эксперимента каждый из вас проявил настоящее творчество. Поэтому буква “Т” означает – “Творческая”/


Слайд 6/

Учитель. Сейчас, ребята, мы немного отдохнем.

Задание 4. Посмотрим небольшой фильм “Рекорды скорости в животном мире” (Приложение 1). Будьте внимательны. Вы должны назвать самую большую скорость из просмотренных вами примеров.

Это задание выполнили очень быстро. С этой физической величиной мы встречаемся ежедневно. Таким образом, буква “Е” расшифровывается “Ежедневная”ю


Слайд 7.

Задание 5. “Помоги машинисту”. (Слайд 8)

В 1935 году на Южной железной дороге 36 вагонов, стоящих на путях без паровоза, не будучи закрепленными специальными башмаками, покатились под уклон со скоростью 15 км/ч, грозя столкнуться с идущим навстречу поездом. Помогите машинисту принять верное решение (учитель выслушивает мнение учащихся, управляет дискуссией). Вместе находят верное решение: машинисту нужно затормозить, а затем поехать в ту же сторону, куда движутся вагоны и со скоростью 15 км/ч.

Учитель. Ребята, в ходе выполнения этого задания вы побывали в нестандартной ситуации и с честью вышли из нее. Вами была проделана поистине работа. Значит, буква “Р” означает “РАБОТА”.


Слайд 8.

Задание 6. “Давайте посмеемся”. (Слайд 9)

Учитель приводит исторические анекдоты про скорость.

1. Гуляют два теоретика в лесу. Встречают медведя. Первый побежал, а второй остался.

– Побежали! – Кричит первый второму.
– Зачем? Моя скорость все равно меньше скорости медведя. – Говорит второй.
– Неважно, что твоя скорость меньше скорости медведя, важно, чтобы моя скорость была больше твоей. – Отвечает первый.

2. Отец Вовочки на родительском собрании.

– Ну что ж поделаешь, Вовочке в одно ухо влетело, в другое вылетело...

Учитель физики со своего места:

– Ошибаетесь, звук в вакууме не распространяется...

Учитель. Сейчас мы с вами немного отдохнули, посмеялись, поэтому последние буквы расшифровываются так: “ЕСТЕСТВЕННО С ЮМОРОМ”.


Слайд 9.

4. Рефлексивная деятельность.

Учитель. Ребята, давайте подведем итоги нашего урока. На нем мы решали задачи, применяя их в стандартных и нестандартных ситуациях. Я думаю, что вы знаете, как научится физике: индивидуально, напряженно, творчески, ежедневно работать, естественно с юмором и желанием.


Слайд 10.

Оцените работу свою и своих товарищей.

Показать творческие работы-проекты по теме “Скорость”. Слово ученикам.

5. Домашнее задание. Творческое.

Определить скорость написания своего имени, оформить работы. Имя писать рекомендую в высоту 3–4 клеток, используя только нитку и линейку, секундомер.

Примечание: к работе предлагаются готовые домашние работы учащихся (Приложение 4).

Литература.

  1. Перельман Я.И. Занимательная физика.
  2. Электронный диск, сентябрь, 2011. автор: Алексеева Е.В. видеофильм “Рекорды скорости в животном мире”, приложение “Физика”, Газета “Первое сентября”.
  3. Конспекты учителя (Материал из опыта работы прошлых лет).
  4. Ресурсы сети Интернет: Коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  5. (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b2b58-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?from=4dc8092d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66&interface=teacher&class=49&subject=30,
  6. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b2b56-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?from=4dc8092d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66&interface=teacher&class=49&subject=30)
  7. “Физика – Первое сентября” Диск к № 13 2011 г, урок Галимовой Т.Н., МОУ гимназия №2 6, респ. Татарстан, г. Набережные челны.