Педагогическая этика как показатель культуры общения в образовательном учреждении

Разделы: Администрирование школы


ЦЕЛЬ: Ознакомить с основными условиями возникновения и разрешения проблемных ситуаций

ЗАДАЧИ:

  • выявить типичные ошибки в разрешении проблем;
  • разобраться в причинах их возникновения;
  • разработать определенный алгоритм поведения в конфликтных ситуациях.

1. Этика конфликта

  • "Об истинно высоком нраве судить мы по манерам вправе".

2. Рождение проблемных ситуаций

  • "Природа не терпит пустоты: там, где люди не знают правды, они заполняют ее домыслом".

3. Как избежать конфликта

  • "Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой".

4. Психологический практикум

  • Алгоритм решения проблемных ситуаций

5. За все надо платить

  • "В здоровом теле - здоровые мысли".

6. Список литературы

7. Приложения:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ОБЩЕНИЯ

"Об истинно высоком нраве судить мы по манерам вправе"
Немецкий ученый и писатель XV века Себастьян Брант

ЭТИКА КОНФЛИКТА

О чем вы думаете сейчас? Обратите внимание на свои мысли. Какая мысль проплыла, а может, пробежала у Вас в голове? Мысль благородная, о служении людям, а может мелкая, например, как отомстить кому-нибудь. Мысли, как облака, приплывают и уплывают, а вы остаетесь. Вы можете наблюдать свои мысли. Вы можете сказать, о чем вы думаете в данный момент. Вы можете заставить себя думать о чем-то, значит, вы все понимаете. Ни для кого не секрет, что именно педагогов принято считать интеллигентной прослойкой любого цивилизованного общества. Не будем вдаваться в подробности, насколько это соответствует действительности. Просто обратимся к истокам. "Интеллигентус" в переводе с латинского языка и значит "понимающий". Когда нам зачитывают Положение о нормах профессионального поведения педагогического работника, мы все понимаем. Но в нашей школе не проходит и дня, когда это понимание по ряду причин исчезает на глазах. Где же наша педагогическая этика? Что в такие моменты определяет нашу культуру общения?

Не совсем этично говорить о нашем воспитании, но мы попробуем дать анализ некоторых стандартных ситуаций, в которых мы не всегда знаем как себя вести.

Глупо говорить людям, что они конфликты. Конфликты сами по себе являются постоянными спутниками общественного развития. Там, где есть люди, есть и конфликты.

А что такое конфликт по сути своей. Это противоречие между действительным и необходимым, возможным и должным. И наша задача как раз и состоит в том, чтобы снять это противоречие. Но как показывает практика, попытки разрешать возникающие конфликты на основе здравого смысла и жизненного опыта часто терпят неудачу. Не хватает знаний. "Мы столько можем, сколько знаем" /Френсис Бекон, английский философ/.

Как известно, "природа не терпит пустоты: там, где люди не знают правды, они заполняют пробелы домыслом" /Бернард Шоу, английский писатель/.

А великий Монтень добавлял: "истина - в оттенках" и это очевидно.

Мать говорит дочери: "Посмотри, он делает вид, что не замечает тебя. Он тебя не уважает. Ответь ему тем же, надо иметь чувство собственного достоинства". А на самом деле тот человек глубоко погружен в свои мысли. Однако модель поведения, приводящая к негативной реакции уже сформирована.

"Мыслить по шаблону, это - вернейший способ завалить дело" /Джозеф Ф. Энрайт, командир подводной лодки ВМС США/.

К сожалению, в человеческой натуре есть такая черта: терпеть нетерпимое и не признавать очевидного (Приложение №1).

Например, мы уже давно не замечаем, что не хотим избегать языковых штампов.

Во время разговора мы часто можем:

  • беседовать о себе и своих делах;
  • излагать хорошо известный материал;
  • не высказывать своего мнения;
  • проявлять повышенное внимание к своим успехам и неудачам;
  • монотонно и равнодушно вести беседу;
  • быть визуально непривлекательным;
  • уходить от основной темы и т.д.

Беседуя именно так, мы не слышим собеседника, мы сами рождаем условия для напряженности в отношениях, совсем забывая о том, "как слово наше отзовется" /Ф. И. Тютчев/ (Приложение №2).

А между тем люди судят о нас на основании того:

  • что мы делаем;
  • как мы выглядим;
  • что мы говорим;
  • как мы это говорим (Приложение №3).

Задумывались ли вы, например, над тем, что порой даже ваше молчание может быть красноречивее всех слов.

ПОВЕДЕНИЕ ТРАКТОВКА ВЫВОД
Руки сцеплены на груди Оборонительная позиция Ваши доводы не принимаются
Легкое постукивание по столу Нетерпение Разговор следует закончить
Молитвенно сложенные ладони, пальцы слегка расставлены Чувство превосходства, собеседник считает, что он хитрее Удостовериться, что нет подвоха, разговор идет не в вашем "ключе"
Собеседник потирает глаза Недоверие Подумать
Собеседник грызет ногти Неуверенность, страх Условия принимает, но ими неудовлетворен
Легкий наклон головы вбок Спокойствие, удовлетворение Можно заканчивать и переходить к выводам
Подъем головы и взгляд вверх или наклон головы с сосредоточенным выражением Подожди минуту, я подумаю Контакт прервать
Движение головой и насупленные брови Не понял, повтори Усиление контакта
Улыбка, возможно, легкий наклон головы Понимаю, мне нечего добавить Поддержание контакта
Ритмичное кивание головой Ясно, понял, что тебе нужно Поддержание контакта
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику Хочу подчинить себе Действовать по обстановке
Взгляд в сторону Пренебрежение Уход от контакта
Взгляд в пол Страх и желание убежать Уход от контакта

Приглядитесь внимательно друг к другу во время общения. Научитесь считывать ту информацию, которую дает ваш коллега, особенно ребенок. Значительная часть напряженности уйдет и не будет повода для ненужных разговоров. Все будет ясно без слов. Этично - безусловно!

Помните, что 92% производимого вами впечатления определено тем, как вы выглядите и звучите! (Приложение №4)

РОЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Но как бы вы не старались соблюдать все правила педагогической этики, существует ряд причин, которые невольно рождают ситуацию напряженности.

К конфликтам располагает следующее поведение:

  • высказывание партнеру подозрения в его негативных побуждениях, открытое недоверие;
  • перебивание собеседника при высказывании им своего мнения, несдержанность;
  • открытое проявление личной антипатии к человеку;
  • постоянные или частые придирки;
  • принижение значимости роли человека, его отрицательная оценка, "навешивание ярлыков";
  • угроза;
  • подчеркивание разницы между собой и собеседником не в его пользу;
  • устойчивое нежелание признать свои ошибки или чью-то правоту;
  • постоянное навязывание своей точки зрения;
  • неискренность;
  • заниженная оценка вклада партнера в общее дело; преувеличение собственного вклада и своей роли;
  • резкое ускорение темпа беседы, ее неожиданное свертывание;
  • игнорирование вами попыток собеседника сгладить противоречия, совместно найти оптимальное решение возникающей проблемы.

Даже такие показатели как непривлекательность помещения, загрязненность, неудобные сиденья, нечистый воздух, плохое освещение могут создать напряженность.

Конфликт можно легко спровоцировать, используя запрещенные приемы общения: "Да бросьте вы:", "Вы не понимаете, что:", "Вы умный человек, а говорите:".

КАК ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТА

А не лучше ли любое предложение начинать со слов: "Мне кажется:", "Не ошибаюсь ли я, думая...", "Мне близка другая точка зрения:". Не лучше ли стараться следить за собой и упреждать конфликт самому. В этом деле много помощников, "важных мелочей повседневного этикета":

  • уместный комплимент;
  • шутка;
  • остроумный ответ;
  • апелляция к достоинствам человека;
  • искреннее удивление;
  • извинение;
  • обращение с просьбой об услуге;
  • ответ с помощью вопросов;
  • неожиданная нестандартная реакция на поведение субъекта в конфликте.

"Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой". /Павел Железнов, поэт/ (Приложение №5).

Больше тепла и взаимопонимания в отношениях, ведь в школе каждый из нас не может позволить себе "роскошь учиться на ошибках".

Стираются лица и даты,
Но все ж до последнего дня
Мне помнить о тех, что когда-то
Хоть чем-то согрели меня.
Ю. Друнина

Конфликты в педагогической деятельности, между учителем и учеником, имеют свои особенности:

  • ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемной ситуации;
  • участники конфликтов имеют разный социальный статус, чем и определяется их поведение в конфликте;
  • разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
  • различное понимание событий и их причин;
  • присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них;
  • профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;
  • всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики.

Помните, конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Но, как говориться, "теория без практики - ничто". Мы предлагаем вам несколько ситуаций, и хотим вместе с вами разрешать их по предложенному алгоритму.

Алгоритм разрешения проблемных ситуаций

  1. В чем заключается проблема?
  2. Чем вызвана проблема?
  3. Каковы возможные решения проблемы?
  4. Какое решение вы предлагаете?

Ситуация 1

Мальчику очень нравиться девочка. Он, когда видит ее, радостно улыбается, возбужденно что-то говорит, стараясь привлечь ее внимание. Или наоборот, делает вид, что не замечает ее, ведет себя сдержанно, даже подчеркнуто не реагирует на ее поведение.

Какой отзвук чувства мальчика в том и другом случае вызовут у девочки? Какой здесь может быть ее реакция?

Ситуация 2

Девочка очень ревновала свою подругу к однокласснице. Она злилась, досадовала на нее, но очень старалась скрыть свое состояние и демонстрировала воодушевление, слушая рассказы подруги о встречах с одноклассницей. Или не пыталась скрыть своей печали и искренне признавалась подруге в своем чувстве.

Какой может быть реакция подруги в том и другом случае?

Ситуация 3

На дне рождения у товарища один из гостей завладел всеобщим вниманием, рассказывая остроумные истории Вам было не интересно, но вы, подражая, другим, старались изобразить внимание. Или постарались найти способ переключить свое внимание на что-нибудь другое.

Как вы будете себя чувствовать и в том и в другом случае.

Надо четко понимать, что мы не просто разрешаем конфликтные ситуации. Мы ищем самый правильный путь в общении (Приложение №6).

Любое решение конфликта имеет смысл лишь в том случае, если оно эффективно.

Нужно уметь видеть за поступками людей порождающие их цели, мотивы, взаимосвязи, настроения, потребности и проблемы, рождающие их.

ЗА ВСЕ НАДО ПЛАТИТЬ

Но, дорогие коллеги, помните всегда, ни один конфликт не проходит для нас бесследно. Задумывались ли вы над тем, что происходит во время конфликта?

Активизируется функция надпочечников, адреналин и другие гормоны поступают в кровь, в результате чего растет давление, учащается пульс и дыхание, растет мышечный тонус, возможны спазмы сосудов. Все эти изменения изначально мобилизуют организм на реакцию или убегания, или активной самозащиты.

Допустим, вам хочется накричать или ударить, а вы сдерживаете, подавляете себя, изображаете спокойствие. Таким образом, реакция естественного реагирования блокируется, поднявшаяся энергия внутри организма остается не проявленной. Напряжение от раза к разу растет и накапливается внутри человеческого организма и вот на лицо - стресс...

Познакомьтесь и не удивляйтесь!

  • частые головные боли и головокружения;
  • высокое кровяное давление;
  • усиленное сердцебиение;
  • частое или затрудненное дыхание;
  • напряжение мышц тела и боли в спине, шее, плечевом поясе, груди, животе;
  • дрожь и нервные тики;
  • спазмы и связанные с ними проблемы ЖКТ;
  • затруднения при глотании;
  • сухость во рту, горле;
  • невнятность речи;
  • заикание;
  • повышенная потливость.

Но это еще не все. Как утверждает медицина, нам присущи своеобразные профессиональные заболевания.

Представим их по мере распространенности:

  • "менталитетная усталость";
    • симптомы заболевания:
      • потеря вкуса к инновациям;
      • вялость в проявлении креативных усилий;
      • раздражение инакомыслящими;
      • обострение зависти к преуспевающим.
  • "властный снобизм";
    • симптомы заболевания:
      • некорректное обращение с коллегами;
      • высокомерие;
      • подавление критики в свой адрес;
      • низкая толерантность.
  • "возрастное слабомыслие":
    • симптомы заболевания:
      • потеря вкуса к научному познанию;
      • вялость соображения;
      • увлечение фактическими данными;
      • некомфортное состояние в дискуссиях.

Есть, о чем задуматься. Как говорит доктор философских наук Виктор Максимович Шепель "В здоровом теле - здоровые мысли". Думаю, что среди присутствующих мало кто посчитает, что он болен. Впрочем, наша цель иная.

Теперь, мы, интеллигентусы - понимающие, можем говорить о педагогической этике, преломляя ее через призму собственного опыта в разрешении конфликтных ситуаций. Важно не забывать, что иногда чувство близости гораздо важнее, чем что-либо еще. Но если вы работаете с детьми, логика зачастую должна уступать место пониманию.

Обратите внимание сейчас на свои мысли, о чем вы думаете? Помните, вы можете заставить себя думать о чем-то, сказать что-то или принять какое-либо решение.

Все я приму поученья, внушенья,
Все наставленья в дорогу возьму,
Только за мной остается решенье,
Что не принять за меня никому.
А.Т. Твардовский

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Таранов П.С. Золотая книга руководителя. - М.: Фаир - пресс 1998.
  2. Шепель В.М. Как жить долго и радостно. - М.: Антиква, 2006.
  3. Комендант А.Г., Михайлов Г.С. Психологические проблемы профессиональной деятельности руководителя. - М.: Народное образование, 2001.
  4. Черникова Т.В. Деловое совещание в школе. - Волгоград: Учитель, 2005.
  5. Вольская В.В. Формирование имиджа педагога дополнительного образования.- серия: библиотечка для педагогов, родителей и детей, №7 - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2002.
  6. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. - М.: Прогресс, 1990.