Роль и место учителя в повышении качества образования

Разделы: Математика


Вопрос качества образования в настоящее время приобрёл особую актуальность в связи с поиском эффективных механизмов устойчивого развития системы образования.

В нашей школе был проведён социологический опрос по теме «Отношение учащихся к школе». Был в анкете и такой вопрос: «Каким, по-твоему, должен быть настоящий учитель?»

Вот некоторые ответы на него учеников 8-9-х классов: «Моя любимая учительница – это человек, который будет понимать проблемы индивидуальные и всего класса, помогать выйти из различных трудных ситуаций», «Главное – понимать мнения окружающих, держать всё под контролем и суметь сделать урок интересным», «Во-первых, учитель должен хорошо вести урок; если ученик не понял, не кричать, а всё объяснить. Он должен быть добрым, но строгим и любить своих учеников», «Учительница должна быть достаточно мягкой, но в то же время уметь повысит голос. Она должна в школьное время заменить маму».

Из этих ответов видно, что школьники лично заинтересованы в высоком профессионализме и нравственных качествах своих учителей, желают видеть нас своими наставниками, понимающими их лучше, чем кто-нибудь другой.

Ученикам и их родителям небезразличны ни процесс обучения, ни его результаты, тем более, что сейчас почти 100% выпускников школ продолжают учёбу в высших или средних специальных учебных заведениях. Поэтому, знания, полученные в школе должны быть качественными и прочными. Чтобы вооружить ими ученика, учителю надо быть профессионалом в науке, основы которой он преподаёт. А для этого диплома об образовании недостаточно. Чтобы расти, учитель должен следить за методической литературой, обмениваться опытом с коллегами.

Но образование – процесс обоюдный, и без активных усилий ученика обречён на провал, каким бы замечательным ни был педагог. Вызвать и поддержать в ребёнке желание учиться – это задача трудная и интересная, тем более, что она не имеет однозначного решения, и в каждом классе приходится решать её по-разному, находя новые средства и методы.

В младших и средних классах на уроках математики я постоянно подчёркиваю практическую значимость предмета. Это вызывает интерес у детей, и они, изучив новое понятие, сами приводят примеры, где оно встречается в окружающей обстановке, в жизни.

Конечно, производную и интеграл непосредственно «руками не потрогаешь», но у старшеклассников уже, в основном, выработаны элементы абстрактного мышления и в 10-11 классах дети в состоянии усвоить основные понятия математического анализа.

Но, к сожалению, бывают в классах (и порой их немало) «нематематические» дети. И это не секрет. Ведь отсутствуют же у некоторых людей музыкальный слух или художественные способности. А государственные стандарты для всех едины, и всем для получения аттестата надо пройти порог ЕГЭ. Поэтому, чтобы добиться качественного результата на контрольной работе или зачёте, учителю ежедневно приходится дифференцировать работу с учащимися, что, конечно, непросто, если в классе 25 – 28 человек. Проблему помогают решить дополнительные консультации с отдельными группами школьников, которые учителя проводят, не считаясь с личным временем.

Существует психологический факт, что человек запоминает 10% того, что слышит, 50% того, что видит и до 90% того, что делает. Поэтому в основе всего познания должна лежать активная деятельность. Нет деятельности – нет мышления. И задача учителя – умело вовлечь ребят в интеллектуальную деятельность.

Если пятиклассник с рулеткой в руках проползает по квартире, чтобы начертить план своего жилища в заданном масштабе, то уж будьте уверены: это географическо-математическое понятие «масштаб» осядет в его сознании основательно и прочно.

Если восьмиклассник смастерит своими руками немудрёный инструмент и с его помощью измерит высоту тополя под окном, не взбираясь на дерево, то подросток ещё больше зауважает себя и науку геометрию.

Важную роль играет также вовлечение учащихся во внеклассную работу. Ученик, подготовивший тематическое сообщение для младших классов, принимающий зачёт или проводящий предметную викторину, не просто помогает учителю. Он должен прочитать дополнительную литературу, заглянуть в учебники прошлых лет, чтобы не попасть впросак. А это всё укрепляет его собственные знания.

На получение знаний учащимися влияет также обстановка на уроке, обстановка комфортности, уважительности друг к другу. Ученик на уроке не должен бояться учителя, не должен бояться допустить ошибку.

Есть расхожая истина, что умные люди учатся на чужих ошибках. Увы, в математике приходится учиться, в основном, на собственных. Поэтому ученик, допустивший ошибку, должен быть ограждён от насмешек класса, и уж тем более со стороны учителя. Человек у доски должен быть уверен, что если он и споткнётся, то с помощью одноклассников и учителя он выкарабкается из любой ситуации. И чем больше усилий приложит для исправления ошибки сам допустивший её, тем полезнее. Ошибка – вещь необходимая. Нужно лишь правильно к ней относится, умело и грамотно её использовать.

Нельзя не признать: идёт ускорение процесса жизни, и одновременно с этим идёт ускорение процесса восприятия. Современный ребёнок, как ни прискорбно, вырос не на книгах, а на телевидении и Интернете. Напрягаться он не привык, всё входит в него через подкорку. Тем более важно выработать у ребят навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой. Ведь знание, приобретённое не столько памятью, сколько усилием собственной мысли, становится прочным достоянием человека.

Внимание к проблеме качества знаний объясняется тем, что оно играет весомую роль не только в деле общего образования, но и в подготовке учащихся к обучению в вузах и колледжах. Прочные знания, полученные в школе, необходимы любому культурному человеку, независимо от того, в какой сфере он будет работать в дальнейшем. А ведущая роль и главное место в процессе повышения качества образования остаётся за педагогом-профессионалом, педагогом-личностью, который, выпустив в жизнь одних питомцев, ищет новые пути решения извечных проблем с новыми учениками.