Турнир знатоков сказок. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Повторить ранее изученные произведения.
  • Развивать у младших школьников познавательные интересы, творческие способности.
  • Формировать у детей коммукативно - речевые умения.
  • Воспитывать интерес к чтению, доброту, благородство, смекалку, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, умение работать в группах.

Оборудование и оформление: ноутбук (музыкальная заставка из отрывков сказок с песнями главных героев); карточки с вопросами для участников команд и капитанов; колокольчики, фишки, призы; эмблемы каждому участнику; выставка книг и детских рисунков “Рисуем сказку”.

Плюсы данного сценария:

  • В организации турнира участвует учитель и его помощник (раунд “Вопрос-игра”).
  • Сценарий несложный к запоминанию. Можно не заучивать вопросы, а пользоваться текстом – подсказкой, напечатанным на карточке с обратной стороны, которой написанно “1 РАУНД”, “2 РАУНД”, “КАПИТАН”, “ЗРИТЕЛИ”.
  • Сценарий позволяет максимизировать участие детей.
  • Заранее проводиться конкурс рисунков.
  • Реквизиты и костюмы для исполнителей легки к изготовлению.
  • Целенаправленный активный досуг.

Действующие лица: ВЕДУЩАЯ, участники команд “Колобок” и “Репка”, Зрители.

ХОД ТУРНИРА

ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, ребята! Я слышала, что вы очень добрые и послушные. Приглашаю вас на турнир знатоков сказок.

- А за что вы любите сказки? (Добро побеждает Зло; в сказках много волшебства, чудес и приключений).

-Какую пословицу вы знаете про сказки? (Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.)

- А какие бывают сказки? (Народные и литературные).

-Кто написал народные сказки? (Нар.ск. не имеют автора, т.к. не известно кто их сочинил. Они передавались из уст в уста.)

-Назовите русские народные сказки. (“Колобок”, “ Курочка Ряба”, “теремок”, “Гуси – лебеди” и т. д.).

-Если известна фамилия автора, тогда как называется эта сказка? (Литературная или авторская.)

-Какие литературные сказки вы читали? (В.Даль “Девочка Снегурочка”, В.Катаев “Цветик – семицветик”, Ш.Перро “Красная Шапочка”, и т.д.).

-Какой ваш любимый сказочный герой? (Золушка – трудолюбивая, добрая, вежливая, милая.)

-Когда вы были маленькими вам много читали или рассказывали сказок взрослые. И вот наступило время, когда вы пришли в школу и начинаете читать сами. Читая сказки вы проникаете в загадочный, чудесный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса.

Итак, начинаем “Турнир знатоков сказок”. В нём участвуют две команды. Оценивает турнир жюри (представление жюри).

В 1 РАУНДЕ определяем игроков команды “КОЛОБОК”. Ученику, правильно ответившему на вопрос, предоставляется возможность выбрать следующего участника команды и пройти за свой стол.

1 вопрос. Кто из героев русских сказок просил: “Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь?” (Щука)

2 вопрос. Настоящее имя Царевны - лягушки. (Василиса Премудрая)

3 вопрос. Чья это песенка: “Битый небитого везёт, битый небитого везёт”? (Лисы)

Для команды “РЕПКА” следующие вопросы.

1 вопрос. Кто обидел Лису в сказке про Айболита? (Оса)

2 вопрос. Кто спрашивал: “Бабушка, почему у тебя такие большие руки?” (Красная Шапочка)

3 вопрос. Как зовут деревянного героя, который посеял деньги? (Буратино)

ВЕДУЩАЯ: Победители 1 раунда заняли свои места. Попрошу вас надеть эмблемы. И выбрать капитанов.

2 РАУНД. “Чья команда лучше знает сказки?” (Перед вами колокольчик. У кого ответ будет готов, тот подаёт сигнал. За каждый правильный ответ даётся фишка.)

1 вопрос. Как в сказках называют Лису? (Лисичка – сестричка, Кумушка, Лиса Патрикеевна, Лисонька.)

2 вопрос. Кто помог девочке выручить братца, которого унесли гуси – лебеди? (Печь, яблонька, речка)

3 вопрос. Кто может позвать Сивку – Бурку? (Сивка – бурка, Вещая каурка. Стань передо мной, Как лист перед травой.)

4 вопрос. Кто и кого угощал горохом? (Лиса Петушка)

5 вопрос. Где находилась смерть Кощея? (На конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке)

6 вопрос. Кто из героев сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок)

ВЕДУЩАЯ: Молодцы! ЖЮРИ подводит итоги этого конкурса, а мы переходим к 3 РАУНДУ. “Конкурс капитанов”. На столе лежат карточки с вопросами. Капитаны по очереди подходят к столу и берут по одной карточке. Каждый правильный ответ приносит очко своей команде.

1 вопрос.

Эта скатерть знаменита
Тем что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка)

2 вопрос.

Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их, она зовёт
И в дороге слёзы льет. (Федора)

3 вопрос.

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)

4 вопрос.

Как у бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный. (Ступа)

5 вопрос.

А дорога далека,
А корзина нелегка,
Сесть бы на пенек
Съесть бы пирожок. (Медведь)

6 вопрос.

Появилась девочка
В чашечке цветка
И была та девочка
Не больше ноготка.
В ореховой коробке
Девочка спала,
Ах, какая девочка,
Как она мила. (Дюймовочка)

ВЕДУЩАЯ: Закончился конкурс. Капитаны приносят очки своей команде. Сейчас мы внимательно выслушаем результаты ЖЮРИ и приступаем к 4 РАУНДУ, который называется “Волшебный сундучок”.

Это конкурс для самых быстрых и сообразительных.

Перед вами сундучок. Я буду доставать по одному предмету, а вы будете называть из какой сказки этот герой и кто ее написал.

Яйцо (р.н. ск. “Курочка Ряба”, р.н.ск. “Царевна лягушка” );

Яблоко (р.н.ск. “Гуси-лебеди”, ск. “О мёртвой царевне и 7 богатырях” А.С. Пушкина, “Крошечка - Хаврошечка”);

Луковица (“Чиполлино” Дж. Родарри);

Туфелька (“Золушка” Ш. Перро);

Календарь (“12 месяцев” С. Маршак);

Пирожок (р.н.ск. “Маша и медведь”, “Гуси-лебеди”);

Телефон (“Телефон” К.И. Чуковский);

Цветок (“Цветик-семицветик”В.Катаев,“Аленький цветочек” С.Аксаков, “ Дюймовочка” Г.Х.Андерсен).

ВЕДУЩАЯ: Молодцы ребята! Хорошо потрудились! Показали ум и смекалку в этом раунде. Продолжаем игру.

5 РАУНД “Игра со Зрителями”. (Участники команд переодеваются для следующего 6 КОНКУРСА). Итак, из данных ответов нужно выбрать правильный.

“Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку…”. Это сказка:

а. “Репка”

б. “Морозко”

в. “Терёшечка”

“Ловись рыбка, большая и маленькая”

а. “Лиса и заяц”

б. “Лиса и журавль”

в. “Лисичка сестричка и волк”

“- Я – мышка норушка.

– А я – лягушка-квакушка. А ты кто?”

а. “Зимовье зверей”

б. “Теремок”

в. “Звери в яме”

“Хоть пол света обойдешь,
обойдешь, обойдешь,
лучше дома не найдешь,
не найдешь, не найдешь!”

а. “Три медведя”

б. “Три толстяка”

в. “Три поросёнка”

“Съешь моего лесного яблочка – скажу!”

а. “Пастушья дудочка”

б. “Золотой петушок”

в. “Гуси – лебеди”

“Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?”

а. “Семь Симеонов”

б. “Три медведя”

в. “Братья – охотники”

ВЕДУЩАЯ: Зрители громко себе аплодируют. И я приглашаю команду для 6 РАУНДА “Вопрос – игра”. Инсценировка, выбранной сказки.

Команда “КОЛОБОК”:

Ах, ты гадкий,
Ах ты грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубачиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя под шее вакса,
У тебя под носом клякса
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки.
Даже брюки убежали от тебя.

-Как называется эта сказка? Кто автор? И кого ругали? (“Мойдодыр”, К.И.Чуковский, грязнулю)

-Какие предметы необходимы для соблюдения гигиены? (Мыло, зубная щётка, паста, полотенце)

-Поднимите руки, кто чистит зубы по утрам и делает зарядку? (Дети поднимают руки.)

Вопрос – игра.

Команда “Репка”:

И прибежала зайчиха
И закричала: “Ай – ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он большой и хромой,
Маленький заинька мой.

-Как называется эта сказка? Кто автор? Что случилось с Заинькой? (“Доктор Айболит”, К.И.Чуковский, зайка не знал правил дорожного движения).

-А сейчас я приглашаю вас поиграть (зрители встают и выходят на середину класса).

Красный свет - прохода нет (стоим на месте)

Ну, а жёлтый – погоди! (прыжок на месте)

А зелёный свет – иди! (шаг вперёд)

(Далее следуют команды: красный, зелёный, жёлтый, красный, жёлтый, зелёный, красный и т.д.)

ВЕДУЩАЯ: Похлопаем самым внимательным ребятам! Пока жюри подводит итоги этого раунда и всего турнира в целом, подумаем и мы, что нам дал этот турнир. Мы вспомнили сказки. Вы рисовали сказку. Проверили себя на сообразительность, смекалку. И не важно, кто сегодня победит. Вспомним благородный девиз греческих олимпиад – “Главное – не победить, а участвовать!” Надеемся, что это путешествие в страну любимых сказок не последнее, и мы обязательно встретимся.

ЖЮРИ подводит итоги. Объявляет победителя. Награждение участников команд.