Фольклорно-спортивный праздник "Кузьминки"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Цель праздника: в процессе знакомства детей с русским народным праздником «Кузьминки» развивать у них как физические качества (быстрота, ловкость, выносливость, сила, гибкость), так и нравственные качества (интерес к русскому народному календарю, чувство патриотизма, уважительное отношение к русским традициям и праздникам).

Место проведения: спортивный зал.

Оборудование: строительные бруски, 2 картонные крыши, 2 пачки фломастеров, 2 силуэта петуха, 2 стойки, 12 надутых воздушных шариков, заготовки для скамейки, 2 молотка, гвозди, 6 столов, посуда – 12 приборов, разная кухонная утварь, 2 кружки, ведро с водой, 2 набора пословиц из 12 листочков, 2 деревянные плашки, 2 подковы из картона, 10 кеглей, 6 резиновых колец, клей.

В празднике принимают участие учащиеся 5-6 классов. Зал украшен шарами, флагами, пословицами: «Дело мастера боится», «Кузьминки – первая встреча зимы», «Кузьминки – курьи именины»; плакаты с рисунками русских праздников, обрядов, сказочных существ, кур и петухов. У торцовой стены – стилизованная русская изба: резное окно с котом на подоконнике; стол, украшенный скатертью, самоваром и деревянной посудой; лавка с накинутым подзором; 2 конкурсных стола с яствами.

(В сценарии частично использованы стихи М.Ю. Картушиной)

Ход мероприятия

На фоне русской народной музыки.

Ведущий 1: Здравствуйте, ребята!

Ведущий 2: Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные!

Ведущий 1:

Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час –
Встречу теплую такую
Мы готовили для вас.

Ведущий 2:

Хлебосольством да радушием
Знаменит Аванский край,
Здесь для вас обряды русские
И чудесный каравай!

(Девушка в русской одежде вносит каравай на рушнике и вручает гостям.)

Ведущий 1:

И места гостям приметные,
Будет праздничный вам стол:
Ведь сегодня радость светлая
Вместе с нами входит в дом.

Ведущий 2:

Много мы обрядов знаем,
А давайте-ка, Кузьминки обыграем!
Осень на пороге,
И ноябрь в дороге!

Ведущий 1: «Кузьминки» названы в честь Кузьмы и Демьяна. А кто же они такие? Почему в их честь праздник?

Ведущий 2: Кузьма и Демьян – святые. Они были замечательными мастерами – кузнецами и плотниками. Кузьма и Демьян ходили по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. Они – покровители всех мастеров и мастериц. Ведь в деревне все делали своими руками: и печь, и стол, и ложки, и плошки. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник.

Ведущий 1: На Руси этот праздник отмечался 14 ноября. Это русский народный праздник, праздник урожая, первый зимний праздник, начало зимы. Его отмечали после окончания уборочных работ. Начинались зимние долгие посиделки, во время которых девушки не только пряли и ткали, но и рассказывали сказки, загадывали загадки, играли в игры и пели песни. Одну из таких песен для вас сейчас споет наш замечательный ансамбль «Горенка» Встречайте!

Ведущий 2: На день Кузьмы и Демьяна устраивалась братчина. Девушки организовывали «ссыпку», т.е. ходили по селу и собирали разную крупу. Из нее готовили кашу на этот праздник. Каша и куры были обрядовым кушаньем. Петух и курица в представлении наших предков всегда обладали волшебной силой приносить счастье и плодородие. Поэтому Кузьминки иногда называют «Куриным праздником», «Курьими именинами».

Ведущий 1:

Недаром в народе говорят:
«Батюшка Кузьма-Демьян – куриный бог»,
«Кузьминки – курьи именины, девичий праздник»,
«На Кузьму-Демьяна – курицу на стол».

Ведущий 2:

Итак, Кузьминки – это девичий праздник,
Кузьминки – это курьи именины,
Кузьминки – это праздник мастерства.

Сегодня у нас праздник мастерства. Мы отправимся в сказочный город, который называется «Город мастеров».

Ведущий 1: Приглашаем вас повеселиться, поиграть и поозоровать, свою удаль показать: силу да ловкость, быстроту да сноровку, а еще свое мастерство. Вы сами сейчас будете строить сказочный город.

Ведущий 2: Для участия в конкурсах приглашаются команды 5 и 6 классов. Капитаны, постройте свои команды!

Ведущий 1: В нашей сказочной программе 12 конкурсов, а судить их будет уважаемое жюри, наши дорогие гости (представляют жюри).

Ведущий 2: Наш красивый и сказочный город будут строить 2 команды, вернее 2 ватаги – так раньше называли бригады строителей. Это «Кузнецы» и «Плотники». Капитаны команд должны подойти к столу жюри и выбрать название команды (капитаны читают название команды).

Хочу напомнить, что за быстроту прохождения конкурсов будет присуждаться 2 очка, проигравшая конкурс команда получает 1 очко. В конкурсах, где требуется качество, красота и правильность, команда будет получать дополнительное очко.

Ведущий 1: Внимание, сказка начинается!!!

Ведущий 2:

В одной сказочной стране
Старорусской стороне
Жил-был царь Гвидон
Всегда за модой
Гнался он (входит царь Гвидон)

ЦАРЬ ГВИДОН:

Здравствуйте, здравствуйте все!
Нынче мода повернулась к старине.
Во дворце не нужно жить,
Избу надобно срубить.
И решил я дело смело:
В город свез я мастеров
Со всей Руси людей умелых,
Тех, кто знает ремесло.
Кто избу царскую мне срубит?
Кто для царя построит дом?
Если дом построить нужно,
Сюда мы плотника зовем.

КОНКУРС 1. «КТО БЫСТРЕЕ ПОСТРОИТ ДОМ»

Посередине зала разложен строительный материал – бруски. По сигналу игроки по очереди бегут за бруском, а затем к указанному месту и строят дом. Последний член команды ставит картонную крышу.

ЦАРЬ ГВИДОН:

Ставенки узорные,
Тонкая резьба –
До чего ж просторна
Русская изба.

Только крышу надобно украсить, поэтому объявляю следующий конкурс – конкурс маляров.

КОНКУРС 2. «УКРАСЬ КРЫШУ»

Крыша снимается и временно кладется на стол, где маляры будут ее украшать. Каждая команда 1 минуту обсуждает, как будет украшать крышу, затем по сигналу по очереди бегут и рисуют свои узоры на крыше. Последний игрок устанавливает крышу на доме. Побеждает команда, которая разрисует крышу первой. Жюри оценивает узоры и дает дополнительный балл за красоту и аккуратность.

ЦАРЬ ГВИДОН: Ах, какая лепота, да петуха на крыше не хватает. Чтобы болельщики не скучали, мы дадим им задание – раскрасить петуха.

КОНКУРС 3. «РАСКРАСЬ ПЕТУХА»

Болельщикам дается пачка фломастеров и нераскрашенный рисунок петуха. За время 2-х конкурсов им необходимо его раскрасить и приклеить к крыше.

ЦАРЬ ГВИДОН: А теперь надобно мостик подвести к царской избе.

КОНКУРС 4. «ПОСТРОИТЬ МОСТ»

Команды выстраиваются в колонну по одному. По сигналу 1-й игрок бежит до линии и становится на мост (упор стоя согнувшись) – боком. После этого выбегает второй игрок команды и, пройдя ползком под «мостом», строит второй мост рядом с первым. Затем проползает под двумя мостами 3-й игрок и т.д. Последний игрок проползает под всеми мостами и командует: «Встать!». Все игроки поднимаются и бегом возвращаются к линии старта. Финиш учитывается по последнему игроку.

ЦАРЬ ГВИДОН: Дом построили, мост к нему построили, а деревьев во дворе нет. Царским Указом объявляю субботник по посадке деревьев.

КОНКУРС 5. «ПОСАДИ ДЕРЕВО»

Возле импровизированных домов стоят стволы деревьев (стойки). Задача команд - сделать крону из воздушных шаров. Каждому игроку дается надутый воздушный шарик. 1-й игрок бежит по извилистой садовой дорожке (между кеглями) и привязывает шарик к стойке так, чтобы он не упал. Последний бежит, привязывает шарик и поднимает и привязывает упавшие шарики, если такие есть.

ЦАРЬ ГВИДОН:

Столяры да плотники,
Маляры, садовники
Избу ловко так срубили
Да деревья посадили
А про мебель не забыли?
Столы есть? Есть!
А лавки есть,
Где царю присесть?

Лавок нет! Давайте столярничать. Объявляю конкурс на лучшего мастера.

КОНКУРС 6. «ЦАРСКАЯ ЛАВКА»

В определенном месте кладется стройматериал для скамейки: 3-4 доски, гвозди и молоток. Задача мастера – смастерить скамейку («царскую лавку»). Пока мастера сколачивают «лавку», жюри оценивает работу болельщиков и объявляет результаты конкурса.

Затем ведущий и жюри оценивают скамеечки, сделанные мастерами.

ЦАРЬ ГВИДОН:

Все в доме есть
И мне хочется поесть.
Ну, а где добыть посуду,
Покрасивей бы не худо?
Посуда наша
Для щей и каши,
Не бьется, не ломается,
Порчи никакой не подвергается.

КОНКУРС 7. «КТО БЫСТРЕЕ НАКРОЕТ СТОЛ»

Возле столов стоят коробки, в которых лежит кухонная утварь. Каждый игрок по очереди бежит к коробке и ищет кухонный предмет, который можно поставить на стол: тарелки, чашки, ложки и т.д. Игрок ставит посуду на стол и передает эстафету следующему игроку. Побеждает команда, первой выполнившая задание, а также не допустившая ни одной ошибки.

ЦАРЬ ГВИДОН:

Молодцы! Подсуетились
И Гвидону стол накрыли.
Всем поклон мой и привет,
Ну, а что же на обед?
Трудно жить на белом свете,
Когда сидишь ты на диете!
Все, заканчиваю стих,
Ох, наемся за троих!

КОНКУРС 8. «ЦАРСКИЙ СТОЛ» (домашнее задание)

Каждой команде было дано домашнее задание – накрыть стол для царя. Прошу представителей команды – девиц-мастериц похвалить свой стол и представить моим очам и устам достойное блюдо.

Жюри оценивает стол, а царь Гвидон – блюдо.

ЦАРЬ ГВИДОН:

Вот молодцы! Угодили царю,
Всех за работу хвалю.
За такой стол сесть не стыдно,
Нет лишь водицы, обидно!

КОНКУРС 9. «НАПОИ ЦАРЯ»

Между командами на старте стоит ведро с водой. Капитанам выдается по маленькой кружке. Участники эстафеты по очереди черпают кружкой воду и несут ее в кубок царя, который стоит на столе с посудой. Каждой команде необходимо наполнить кубок водой. Сложность эстафеты состоит в том, что в светлице вымыт пол и застелен круглыми половичками. Участники эстафеты должны пройти по половичкам (резиновые кольца). Время конкурса и число участников не ограничивается. Побеждает та команда, которая быстрее всех наполнит кубок.

ЦАРЬ ГВИДОН: Вижу, руки у вас золотые, а умны ли головы? Проверим.

КОНКУРС 10. «НАЙДИ ПОСЛОВИЦЫ»

На столе лежат листочки с разными пословицами. Каждой команде необходимо выбрать пословицы о труде и мастерстве. Игроки бегут по очереди, выбирают подходящую пословицу и на финише отдают ведущему. Ведущий отдает жюри для подведения итогов. Команда получает 2 очка за быстроту, но если пословица выбрана неправильно, то очко минусуется.

ЦАРЬ ГВИДОН:

Ох, меня вы напоили
И потешили меня
Сейчас поеду на охоту
Эй, подайте мне коня.
Ой, ребята, незадача
Расковался жеребец
Ну-ка, кузнеца найдите
И подкуйте, наконец!

КОНКУРС 11. «ЗОЛОТАЯ ПОДКОВА»

На табуретках лежат деревянные плашки («копыта»). Первому игроку дается подкова, на которой отмечены точки, в которые нужно вбить гвозди. 1-й игрок бежит и вбивает 1 гвоздь в подкову к плашке, затем 2-й и т.д. Оценивается быстрота и качество. За быстроту – 2 балла, за качество – 1.

ЦАРЬ ГВИДОН (хвалит):

Ой, кузнецы,
Ой, молодцы,
Радуете вы меня –
Подковали мне коня.

Велика Россия наша
И талантлив наш народ,
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идет.

Царь предоставляет слово жюри. Жюри подводит итоги, а царь награждает обе команды царскими грамотами и сладкими призами.

ЦАРЬ ГВИДОН:

Вот и сказке конец,
А кто прославился,
Тот молодец!
И я в сказке был,
Да водички там попил.
По усам текло,
А в рот не попало.