Бородинское сражение в литературных произведениях и математических задачах

Разделы: Математика, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Техническое оснащение: персональный компьютер, мультимедийный проектор, программа PowerPoint

Цели урока:

  • Развитие устной речи, коммуникативных способностей.
  • Обобщение способов решения текстовых задач.
  • Развитие логического мышления, умений анализировать и делать выводы.
  • Отработка вычислительных навыков.
  • Привитие интереса к поисковой деятельности.
  • Создание условий для развития личности ребёнка.
  • Воспитание патриотических чувств.

Ход урока

Содержание урока Презентация
1. Введение темы урока и постановка целей урока (проходит в форме беседы с учащимися)  
Добрый день, ребята!

Учитель математики:

Сегодня у нас не совсем обычный урок, а вот о чем мы будем говорить, попробуйте догадаться сами. Давайте вспомним, какую дату мы будем отмечать в сентябре 2012 года. Для этого посмотрите на экран.

Учитель литературы:

Правильно, 6 сентября 2012 года наша страна будет отмечать 200-летие Бородинского сражения, однако сегодня мы поговорим не об истории Бородинского сражения, а о том, как это событие нашло отражение в литературных произведениях и математических задачах.

Итак, цели нашего урока:

  • Воссоздание атмосферы эпохи того времени, выявление исторической основы произведений.
  • Научиться использовать правила математики для решения исторических задач
 

Слайд 1

(фрагмент Бородинского сражения)

Слайд 2

(тема урока)

Слайд 3

(цели урока)

2. Обобщение и повторение материала

(Учитель литературы ведет рассказ, по ходу рассказа учитель математики предлагает учащимся решить текстовые задачи. Условия задач представлены на слайдах в виде схем, последующий слайд содержит решение и правильный ответ. Контроль правильности решения осуществляют сами учащиеся в результате взаимопроверки)

 
Учитель литературы:

Какие великие битвы, в которых решалась судьба Родины, вы знаете?

(ответы учащихся)

Вспомните, в каких произведениях описывается Бородинское сражение, его герои или историческое значение этого события?

(ответы учащихся)

Учитель математики:

Давайте узнаем, какова была расстановка сил накануне Бородинского сражения? Однозначного ответа на этот вопрос историки не дают, поэтому мы сможемпосчитаем примерную численность французской и русской армии.

(Учащиеся решают задачи по группам (вариантам), осуществляют взаимопроверку)

Учитель литературы:

Итак, накануне сражения недалеко от Москвы на Бородинском поле было сосредоточено примерно 260 тысяч человек.

Кто же был главнокомандующим русской армией?

А кто стоял во главе французской армии?

(ответы учащихся)

В басне И.А. Крылова "Волк на псарне" приведен такой исторический факт: когда Наполеон, находясь в горящей Москве, понял, что ему грозит гибель, он стал просить мира. Посол Наполеона прибыл в ставку Кутузова с предложением мирных переговоров. Кутузов наотрез отказался вступать в переговоры. Решимость Кутузова потрясла Крылова, через некоторое время он написал новую басню "Волк на псарне". Все узнали в мудром, седом Ловчем Кутузова, а в лицемерном Волке - Наполеона.

Давайте послушаем эту басню

(учащиеся читают басню)

Ребята, подумайте и скажите, какова мораль этой басни?

(ответы учащихся)

Слайды4-6

(фрагменты Полтавского сражения, хроники Великой Отечественной войны, фрагмент Бородинского сражения)

 

Слайды7-10

(условия задач и решения)

 

 

 

Слайд 11

(портреты М.И. Кутузова, Наполеона)

 

Слайды 12-13

(иллюстрации к басне "Волк на псарне")

3. Физкультминутка

Для проведения физкультминутки учащимся предлагается выполнить различные физические упражнения (присесть, поднять руки вверх и т.д.) в зависимости от того, какому роду войск принадлежат военные (уланы, драгуны, артиллеристы, гренадеры и т.д.), названные учителем.

Слайд 14
4. Обобщение и повторение материала (продолжение)  
Учитель литературы:

Во время физкультминутки мы вспомнили виды войск, которые участвовали в Бородинском сражении. В каком стихотворении М.Ю. Лермонтова описывается подвиг этих людей?

(ответ учащихся)

Чему уделяет больше внимания поэт - описанию боя или душевному состоянию его участников?

(ответ учащихся)

Какие слова отражают героизм русских солдат?

(ответ учащихся)

Какой наказ дал ветеран своему молодому товарищу?

(ответ учащихся)

Учитель математики:

В каком году было написано стихотворение "Бородино"?

Для ответа на этот вопрос вам надо найти значение числового выражения.

Учитель литературы:

Да, практически два века назад было написано это стихотворение, но оно не потеряло своей актуальности и в наши дни. Быть патриотами, любить Родину, быть готовым в любую минуту совершить подвиг - это то, к чему должен стремиться каждый из нас.

 

Слайд 15

(портрет М.Ю. Лермонтова)

Слайд 16

(иллюстрации к стихотворению "Бородино")

 

 

 

Слайд 17

(пример на вычисление)

5. Домашнее задание

1. Вспомните, какие исторические места Москвы связаны с Бородинской битвой.

2. Учащимся раздаются карточки с заданиями:

1) Выполните действия и в ответе вы узнаете год открытия в Москве музея-панорамы "Бородинская битва": (1230 : 5 + 408) · 3

2) Выполните действия, сопоставьте полученному результату букву, и вы узнаете название деревни, на месте которого построена "Бородинская панорама":

721 765 2613 765
       

(В) 294 : 3;

(И) 268 + 497;

(Е) 1800 : 30;

(Ф) 1085 - 364;

(Л) 201 · 13

Слайд 17

(фрагмент Бородинского сражения)

6. Итоги урока

Сегодня на уроке мы вспомнили литературные произведения, посвященные Бородинскому сражению, решали задачи и примеры по этой теме.

Учителя выставляют оценки за работу на уроке.