Техническое оснащение: персональный компьютер, мультимедийный проектор, программа PowerPoint
Цели урока:
- Развитие устной речи, коммуникативных способностей.
- Обобщение способов решения текстовых задач.
- Развитие логического мышления, умений анализировать и делать выводы.
- Отработка вычислительных навыков.
- Привитие интереса к поисковой деятельности.
- Создание условий для развития личности ребёнка.
- Воспитание патриотических чувств.
Ход урока
Содержание урока | Презентация | ||||||||
1. Введение темы урока и постановка целей урока (проходит в форме беседы с учащимися) | |||||||||
Добрый день, ребята! Учитель математики: Сегодня у нас не совсем обычный урок, а вот о чем мы будем говорить, попробуйте догадаться сами. Давайте вспомним, какую дату мы будем отмечать в сентябре 2012 года. Для этого посмотрите на экран. Учитель литературы: Правильно, 6 сентября 2012 года наша страна будет отмечать 200-летие Бородинского сражения, однако сегодня мы поговорим не об истории Бородинского сражения, а о том, как это событие нашло отражение в литературных произведениях и математических задачах. Итак, цели нашего урока:
|
Слайд 1 (фрагмент Бородинского сражения) Слайд 2 (тема урока) Слайд 3 (цели урока) |
||||||||
2. Обобщение и повторение материала (Учитель литературы ведет рассказ, по ходу рассказа учитель математики предлагает учащимся решить текстовые задачи. Условия задач представлены на слайдах в виде схем, последующий слайд содержит решение и правильный ответ. Контроль правильности решения осуществляют сами учащиеся в результате взаимопроверки) |
|||||||||
Учитель литературы: Какие великие битвы, в которых решалась судьба Родины, вы знаете? (ответы учащихся) Вспомните, в каких произведениях описывается Бородинское сражение, его герои или историческое значение этого события? (ответы учащихся) Учитель математики: Давайте узнаем, какова была расстановка сил накануне Бородинского сражения? Однозначного ответа на этот вопрос историки не дают, поэтому мы сможемпосчитаем примерную численность французской и русской армии. (Учащиеся решают задачи по группам (вариантам), осуществляют взаимопроверку) Учитель литературы: Итак, накануне сражения недалеко от Москвы на Бородинском поле было сосредоточено примерно 260 тысяч человек. Кто же был главнокомандующим русской армией? А кто стоял во главе французской армии? (ответы учащихся) В басне И.А. Крылова "Волк на псарне" приведен такой исторический факт: когда Наполеон, находясь в горящей Москве, понял, что ему грозит гибель, он стал просить мира. Посол Наполеона прибыл в ставку Кутузова с предложением мирных переговоров. Кутузов наотрез отказался вступать в переговоры. Решимость Кутузова потрясла Крылова, через некоторое время он написал новую басню "Волк на псарне". Все узнали в мудром, седом Ловчем Кутузова, а в лицемерном Волке - Наполеона. Давайте послушаем эту басню (учащиеся читают басню) Ребята, подумайте и скажите, какова мораль этой басни? (ответы учащихся) |
Слайды4-6 (фрагменты Полтавского сражения, хроники Великой Отечественной войны, фрагмент Бородинского сражения)
Слайды7-10 (условия задач и решения)
Слайд 11 (портреты М.И. Кутузова, Наполеона)
Слайды 12-13 (иллюстрации к басне "Волк на псарне") |
||||||||
3. Физкультминутка Для проведения физкультминутки учащимся предлагается выполнить различные физические упражнения (присесть, поднять руки вверх и т.д.) в зависимости от того, какому роду войск принадлежат военные (уланы, драгуны, артиллеристы, гренадеры и т.д.), названные учителем. |
Слайд 14 | ||||||||
4. Обобщение и повторение материала (продолжение) | |||||||||
Учитель литературы: Во время физкультминутки мы вспомнили виды войск, которые участвовали в Бородинском сражении. В каком стихотворении М.Ю. Лермонтова описывается подвиг этих людей? (ответ учащихся) Чему уделяет больше внимания поэт - описанию боя или душевному состоянию его участников? (ответ учащихся) Какие слова отражают героизм русских солдат? (ответ учащихся) Какой наказ дал ветеран своему молодому товарищу? (ответ учащихся) Учитель математики: В каком году было написано стихотворение "Бородино"? Для ответа на этот вопрос вам надо найти значение числового выражения. Учитель литературы: Да, практически два века назад было написано это стихотворение, но оно не потеряло своей актуальности и в наши дни. Быть патриотами, любить Родину, быть готовым в любую минуту совершить подвиг - это то, к чему должен стремиться каждый из нас. |
Слайд 15 (портрет М.Ю. Лермонтова) Слайд 16 (иллюстрации к стихотворению "Бородино")
Слайд 17 (пример на вычисление) |
||||||||
5. Домашнее задание 1. Вспомните, какие исторические места Москвы связаны с Бородинской битвой. 2. Учащимся раздаются карточки с заданиями: 1) Выполните действия и в ответе вы узнаете год открытия в Москве музея-панорамы "Бородинская битва": (1230 : 5 + 408) · 3 2) Выполните действия, сопоставьте полученному результату букву, и вы узнаете название деревни, на месте которого построена "Бородинская панорама":
(В) 294 : 3; (И) 268 + 497; (Е) 1800 : 30; (Ф) 1085 - 364; (Л) 201 · 13 |
Слайд 17 (фрагмент Бородинского сражения) |
||||||||
6. Итоги урока Сегодня на уроке мы вспомнили литературные произведения, посвященные Бородинскому сражению, решали задачи и примеры по этой теме. Учителя выставляют оценки за работу на уроке. |