Цели урока:
- познакомить учащихся с понятием имя собственное;
- учить писать большую букву в кличках животных;
- развивать память, речь, логическое мышление
Мобилизующий этап
Формулирование учащимися темы и цели урока:
На доске запись:
хомяк
корова
кошка
собака
Дружок
Мурка
Фомка
Бурёнка
Уч-ль. Прочитайте слова, записанные в первом столбике.
Уч-к. хомяк, корова, кошка, собака
Уч-ль. Что обозначают эти слова?
Уч-к. Это названия животных.
Уч-ль. Прочитайте слова во втором столбике.
Уч-к. Дружок, Мурка, Фомка, Бурёнка
Уч-ль. Что обозначают слова второго столбика?
Уч-к. Слова второго столбика обозначают клички животных.
Уч-ль. Что общего в написании слов второго столбика?
Уч-к. Клички животных пишутся с большой буквы.
Уч-ль. Ориентируясь на запись и значение слов второго столбика, сформулируйте тему урока.
На доске запись:
Тема: … буква в … животных.
Уч-к. Тема: Большая буква в кличках животных.
Уч-ль. В соответствии с темой и записью на доске, назовите цель урока.
Цель:
- … с … имя собственное;
- учиться писать ... букву в … животных.
Уч-к.
Цель:
- познакомиться с понятием имя собственное;
- учиться писать большую букву в кличках животных.
Минутка чистописания
Уч-ль. Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, встречается в каждом слове первого и второго столбика.
Уч-к. Это буква К.
Уч-ль. Охарактеризуйте, какой звук она обозначает в этих словах.
Уч-к. Буква к обозначает звук [к], он согласный, глухой, парный, твёрдый, парный.
Уч-ль. Определите порядок следования букв в данном ряду.
Кка Кке Ккё
Уч-к. Первой в буквосочетании пишется заглавная буква К, второй – строчная к, третья буква – гласная, идущая по алфавиту.
Уч-ль. При написании буквосочетаний, обратите внимание на пересечении петли у буквы К с верхней линией рабочей строки.
Дети выполняют задание с комментированием.
Словарная работа
Уч-ль. Словарное слово вы найдёте в словах, обозначающих название животных, которому соответствует кличка Дружок.
Уч-к. Дружок – это кличка собаки, поэтому словарное слово – собака.
Уч-ль. Что обозначает слово собака?
Уч-к. Собака – это домашнее животное, чаще всего используемое человеком для охраны.
Уч-ль. Запишите это слово в тетрадь, выделяя непроверяемую безударную гласную о.
Дети выполняют задание.
Уч-ль. Какое задание можно выполнить со словами этих двух столбиков?
Уч-к. Надо соединить названия животных и соответствующие им клички.
Ученики называют слова парами, учитель на доске переставляет карточки.
Уч-к.
хомяк Фомка
корова Бурёнка
кошка Мурка
собака Дружок
Уч-ль. Какой вывод о написании кличек животных вы можете сделать?
Уч-к. Клички животных пишутся с большой буквы.
Уч-ль. Прочитайте правило на странице 23.
Все имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных и др.) пишутся с заглавной буквы.
Расскажите правило друг другу, работая в парах.
Дети выполняют задание, учитель просит одного ученика рассказать правило классу и привести свои примеры.
Физкультминутка
Я буду называть словосочетания. Если слова в нём пишутся с маленькой буквы, вы приседаете. Если хотя бы одно слово в словосочетании пишется с большой буквы – вы встаёте на носочки, поднимаете руки вверх.
кот Пушок
пушистый кот
собака Лайка
корова Ночка
бодливая корова
горная козочка
чиж Пыжик
Закрепление изученного
Упражнение 1
Уч-ль. На доске записаны столбиком нарицательные имена существительные, которые входили в состав словосочетаний во время словарной работы.
хомяк
корова
кошка
собака
Ориентируясь на слова первого столбика, вспомните и запишите клички животных. Не забывайте об изученной орфограмме.
Ученики выполняют задание самостоятельно. Затем выполняется проверка.
Упражнение 2
Уч-ль. Прочитайте два текста самостоятельно (страница учебника 22).
Кто там пляшет на волне,
Шлёт привет тебе и мне?
Это наш Дельфин Дельфиныч!..
А. Кушнир
Корабль вышел в море. Вдруг появился дельфин. Он долго плыл за нашим кораблём.
Уч-ль. О ком идёт речь в этих текстах?
Уч-к. Речь идёт о дельфине.
Уч-ль. Почему в первом тексте слово дельфин написано с заглавной буквы, а во втором со строчной?
Уч-к. В первом тексте это имя собственное, а во втором – название животного.
Уч-ль. Что обозначает второе слово, написанное с большой буквы?
Уч-к. Дельфиныч, это отчество дельфина, придуманное поэтом. Он представляет его разумным существом, близким к человеку, поэтому даёт отчество.
Уч-ль. Что ещё относится к именам собственным. Добавьте в правило новую информацию.
Уч-к. К именам собственным относятся имена, фамилии и отчества людей, клички животных.
Уч-ль. Запишите предложение, в двух словах которого встречается звуко-буквенное несоответствие: звуков меньше, чем букв.
Уч-к. Это предложение:
Это наш Дельфин Дельфиныч!..
В словах Дельфин Дельфиныч звуков меньше, чем букв, так как мягкий знак звука не обозначает.
Итог урока
Уч-ль. Что относится к именам собственным?
Уч-к. К именам собственным относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных.
Уч-ль. Как пишутся имена собственные?
Уч-к. Имена собственные пишутся с большой буквы.
Уч-ль. Какое словарное слово вы запомнили?
Уч-к. Это слово собака.
Рефлексия
Уч-ль. Посмотрите на выданные вам рисунки собак. Какой породы эта собака?
Уч-к. Это овчарка.
Уч-ль. Раскрасьте медаль зелёным цветом, если вам было всё понятно на уроке, синим, – если не все задания вы поняли, красным, если вам было не комфортно на уроке. А медаль поможет запомнить вам в слове собака непроверяемую безударную гласную О.