Имя собственное. Большая буква в кличках животных. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • познакомить учащихся с понятием имя собственное;
  • учить писать большую букву в кличках животных;
  • развивать память, речь, логическое мышление

Мобилизующий этап

Формулирование учащимися темы и цели урока:

На доске запись:

хомяк
корова
кошка
собака

Дружок
Мурка
Фомка
Бурёнка

Уч-ль. Прочитайте слова, записанные в первом столбике.

Уч-к. хомяк, корова, кошка, собака

Уч-ль. Что обозначают эти слова?

Уч-к. Это названия животных.

Уч-ль. Прочитайте слова во втором столбике.

Уч-к. Дружок, Мурка, Фомка, Бурёнка

Уч-ль. Что обозначают слова второго столбика?

Уч-к. Слова второго столбика обозначают клички животных.

Уч-ль. Что общего в написании слов второго столбика?

Уч-к. Клички животных пишутся с большой буквы.

Уч-ль. Ориентируясь на запись и значение слов второго столбика, сформулируйте тему урока.

На доске запись:

Тема: … буква в … животных.

Уч-к. Тема: Большая буква в кличках животных.

Уч-ль. В соответствии с темой и записью на доске, назовите цель урока.

Цель:

  • … с … имя собственное;
  • учиться писать ... букву в … животных.

Уч-к.

Цель:

  • познакомиться с понятием имя собственное;
  • учиться писать большую букву в кличках животных.

Минутка чистописания

Уч-ль. Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, встречается в каждом слове первого и второго столбика.

Уч-к. Это буква К.

Уч-ль. Охарактеризуйте, какой звук она обозначает в этих словах.

Уч-к. Буква к обозначает звук [к], он согласный, глухой, парный, твёрдый, парный.

Уч-ль. Определите порядок следования букв в данном ряду.

Кка Кке Ккё

Уч-к. Первой в буквосочетании пишется заглавная буква К, второй – строчная к, третья буква – гласная, идущая по алфавиту.

Уч-ль. При написании буквосочетаний, обратите внимание на пересечении петли у буквы К с верхней линией рабочей строки.

Дети выполняют задание с комментированием.

Словарная работа

Уч-ль. Словарное слово вы найдёте в словах, обозначающих название животных, которому соответствует кличка Дружок.

Уч-к. Дружок – это кличка собаки, поэтому словарное слово – собака.

Уч-ль. Что обозначает слово собака?

Уч-к. Собака – это домашнее животное, чаще всего используемое человеком для охраны.

Уч-ль. Запишите это слово в тетрадь, выделяя непроверяемую безударную гласную о.

Дети выполняют задание.

Уч-ль. Какое задание можно выполнить со словами этих двух столбиков?

Уч-к. Надо соединить названия животных и соответствующие им клички.

Ученики называют слова парами, учитель на доске переставляет карточки.

Уч-к.

хомяк Фомка
корова Бурёнка
кошка Мурка
собака Дружок

Уч-ль. Какой вывод о написании кличек животных вы можете сделать?

Уч-к. Клички животных пишутся с большой буквы.

Уч-ль. Прочитайте правило на странице 23.

Все имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных и др.) пишутся с заглавной буквы.

Расскажите правило друг другу, работая в парах.

Дети выполняют задание, учитель просит одного ученика рассказать правило классу и привести свои примеры.

Физкультминутка

Я буду называть словосочетания. Если слова в нём пишутся с маленькой буквы, вы приседаете. Если хотя бы одно слово в словосочетании пишется с большой буквы – вы встаёте на носочки, поднимаете руки вверх.

кот Пушок
пушистый кот
собака Лайка
корова Ночка
бодливая корова
горная козочка
чиж Пыжик

Закрепление изученного

Упражнение 1

Уч-ль. На доске записаны столбиком нарицательные имена существительные, которые входили в состав словосочетаний во время словарной работы.

хомяк
корова
кошка
собака

Ориентируясь на слова первого столбика, вспомните и запишите клички животных. Не забывайте об изученной орфограмме.

Ученики выполняют задание самостоятельно. Затем выполняется проверка.

Упражнение 2

Уч-ль. Прочитайте два текста самостоятельно (страница учебника 22).

Кто там пляшет на волне,
Шлёт привет тебе и мне?
Это наш Дельфин Дельфиныч!..

А. Кушнир

Корабль вышел в море. Вдруг появился дельфин. Он долго плыл за нашим кораблём.

Уч-ль. О ком идёт речь в этих текстах?

Уч-к. Речь идёт о дельфине.

Уч-ль. Почему в первом тексте слово дельфин написано с заглавной буквы, а во втором со строчной?

Уч-к. В первом тексте это имя собственное, а во втором – название животного.

Уч-ль. Что обозначает второе слово, написанное с большой буквы?

Уч-к. Дельфиныч, это отчество дельфина, придуманное поэтом. Он представляет его разумным существом, близким к человеку, поэтому даёт отчество.

Уч-ль. Что ещё относится к именам собственным. Добавьте в правило новую информацию.

Уч-к. К именам собственным относятся имена, фамилии и отчества людей, клички животных.

Уч-ль. Запишите предложение, в двух словах которого встречается звуко-буквенное несоответствие: звуков меньше, чем букв.

Уч-к. Это предложение:

Это наш Дельфин Дельфиныч!..

В словах Дельфин Дельфиныч звуков меньше, чем букв, так как мягкий знак звука не обозначает.

Итог урока

Уч-ль. Что относится к именам собственным?

Уч-к. К именам собственным относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных.

Уч-ль. Как пишутся имена собственные?

Уч-к. Имена собственные пишутся с большой буквы.

Уч-ль. Какое словарное слово вы запомнили?

Уч-к. Это слово собака.

Рефлексия

Уч-ль. Посмотрите на выданные вам рисунки собак. Какой породы эта собака?

Уч-к. Это овчарка.

Уч-ль. Раскрасьте медаль зелёным цветом, если вам было всё понятно на уроке, синим, – если не все задания вы поняли, красным, если вам было не комфортно на уроке. А медаль поможет запомнить вам в слове собака непроверяемую безударную гласную О.