Отрицательные местоимения

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Обучающая: изучить отличительные признаки и функции отрицательных местоимений, научить находить в тексте отрицательные местоимения, выработать навык грамотного написания приставок не-ни в отрицательных местоимениях.
  2. Развивающая: расширение активного словарного запаса учащихся, тренировка в употреблении отрицательных местоимений в речи.
  3. Воспитательная: воспитывать интерес к устному народному творчеству, идее значительности народной мудрости.

Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник( Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. М.: просвещение,2003.

Приложение №1.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Повторение.

Повторяем правило правописания не с различными частями речи. Методические рекомендации: перед началом работы повторить правило устно.

Индивидуальная работа у ИД (слайд №1)(работает 1 учащийся)

Объяснительный диктант (один учащийся работает у доски).

Домашние неурядицы, не приятель, а настоящий друг, неровная дорога, вовсе не красивый поступок, неряшливый вид, кабинет не папин, бурно негодовать, лучше не спрашивать.

III. Объяснение новой темы.

Решение познавательной задачи.

Методические рекомендации: учащиеся работают у ИД по очереди волшебным пером.

Устная работа у ИД с вопросительными местоимениями (слайд №2).

– Какова основная функция отмеченных местоимений?

– Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса.

– Давайте вынесем вопросительные местоимения за пределы предложений и образуем от них новые местоимения с приставками не и ни. Для чего служат вновь образованные местоимения?

– Эти местоимения указывают на отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества.

– Это отрицательные местоимения.

Записываем тему урока в тетрадь.

Работа с учебником параграф 74.

Запись местоимений из рамки в тетрадь.

Подберите к глаголам подходящие по смыслу отрицательные местоимения.

Методические рекомендации: глаголы заранее записаны на доске, учащие ся выходят по одному и записывают местоимения, в это время весь класс работает в тетради.

Не спрашивал никого
Не создавал ничего
Не удивлялся ничему
Не обижал никого
Не советовал никому.

Устная работа с ИД (слайд №3).

Методические рекомендации: учащиеся по очереди работают у ИД.

– Ребята, обратили ли вы внимание на правописание местоимений? Что влияет на написание приставок не-ни?

– Правописание приставок в отрицательных местоимениях зависит от ударения. Если приставка ударная, то пишется гласная е, если безударная, то и

Демонстрация слайда №4.

Работа с учебником: чтение орфограммы №45.

IV. Закрепление.

Задание на конструирование.

Придумайте и запишите 2 предложения с одной из пар местоимений, чтобы в одном предложении местоимение было с приставкой не, а в другом с ни.

Задание на вставку. Работа с ИД (слайд №5).

Методические рекомендации: один учащийся работает у ИД, остальные в тетради записывают комментированное письмо.

Комментированное письмо

Никакого впечатления
Некого пригласить
Ничем не интересуется
Никого не узнавал
Не боялись никаких препятствий
Нечем гордиться
Ничем не интересуется
Нечего зря переживать

Задание на вставку работа с ИД (слайд №6)

V. Подведение итогов.

Беседа.

– Какой разряд местоимений мы изучили сегодня на уроке?

– Какова функция отрицательных местоимений?

– Какое орфографическое правило связано с написанием отрицательных местоимений?

VI. Выставление отметок.

VII. Домашнее задание: параграф 74, упражнение 423.

Приложение