Первые дни обучения в школе вызывают трудности у всех детей. Непривычный режим, старание, как можно лучше и быстрее выполнить задания. Дети очень по-разному привыкают к школе. Одни адаптируются уже в течение первой четверти и успешно учатся без ущерба для здоровья. У других детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время, нередко на весь учебный год. Адаптивный период связан со стрессом, который приводит к ослаблению организм ребенка, повышению риска заболеваний и снижению эффективности обучения. Современные программы мало учитывают этот фактор, и на первоклассников ложится немалая нагрузка. Для того чтобы он с первых шагов в школе не стал отстающим, не начал испытывать отвращение или страх к учебе, нужно создать для ребенка благоприятные условия. Знакомить детей не только с традиционными уроками, но и адаптивными занятиями.
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Адаптация – это приспособление ребенка к новым условиям. Процесс адаптации зависит от особенностей нервной системы ребенка, его темперамента, характера, развития. Многие дети, приходя в школу, очень неуверенно и тревожно чувствуют себя в коллективе. Это связано с тем, что в отличие от предыдущих поколений, воспитанных на дворовых, коллективных играх, современные дети привыкли проводить свое свободное время один на один с телевизором или компьютером. Они не обладают элементарными навыками общения, не знают, как правильно себя вести в коллективе. На этой почве нередко возникают конфликты со сверстниками и с учителями, формирующие в сознании ребенка негативное отношение к школе и к процессу обучения в частности. Поэтому важнейшая задача родителей и учителей – помочь ребенку адаптироваться в школе. Наиболее сложный период психологической и физиологической адаптации первоклассников занимает 4-6 недель, а у ослабленных детей 8 недель (с 1 сентября по 30 октября). Наблюдения за школьниками показало, что социально-психологическая адаптация к школе проходит по-разному. Выявлено три уровня социально-психологической адаптации к школе.
В описании каждого уровня адаптации будут выделены возрастно-психологические особенности 6-7-летних учеников.
1. Высокий уровень адаптации(56%) адаптируются к школе в течение первых двух месяцев обучения. Первоклассник положительно относится к школе; учебный материал усваивает легко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, занимает в классе благоприятное статусное положение.
2. Средний уровень адаптации(30%) имеет длительный период адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.
3. Низкий уровень адаптации(14%) дети у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. Первоклассник отрицательно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовиться не регулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу, требуется значительная учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников. Фактически это уже показатель «школьной дезадаптации».
Таким образом, в силу возрастных особенностей первоклассники 6 летнего возраста могут достигнуть только среднего уровня адаптации к школе при отсутствии специальной организации педагогом учебного процесса и психологической поддержки.
Огромную роль в адаптации ребенка к школе и успешности его обучения играет общение. Благодаря общению ребенок с родителями, учителями, взрослыми, сверстниками происходит его психическое развитие. Только через общение ребенок может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в жизни. В начале школьного обучения для ребенка очень важно получить радостные и светлые чувства, связанные с общением. Если ребенок испытывает трудности в налаживании отношений со сверстниками, не может найти друзей, то ему нужна помощь родителей. В процессе общения ребенок познает интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую стороны общения. Для того чтобы пробудить у ребенка интерес к процессу обучения в школе, родителям необходимо оказать ребенку психологическую поддержку, развивать у него желание учиться, хвалить его за малейшие успехи, настраивать его на успешные результаты. На формирование у ребенка мотивации к успешному обучению огромное влияние оказывает поведение родителей.
Очень тяжело в тех семьях, где родители:
1) сравнивают успехи своего ребенка с
успехами других детей;
2) осуществляется жесткий контроль;
3) редко хвалят детей за их достижения;
4) реагируют на неудачи ребенка раздражением и
упреками;
5) не связывают успехи ребенка с его
способностями.
Другой значимый для младшего школьника объект общения – учитель. Фигура учителя затмевает собой даже родителей. Поэтому от того, в какой манере учитель общается со школьниками младших классов, многое зависит в их успешной адаптации к школе.
Важным условием, способствующим комфортному состоянию и успешному обучению ребенка, является режим дня. Соблюдение режима укрепляет здоровье и волю, активизирует и бодрит, позволяет полностью использовать время. На взгляд учителя родители должны создавать условия для возникновения у ребенка новых впечатлений.
Для этого родителям нужно чаще ходить с детьми в кино, театр, музей, зоопарк, парк развлечений, на выставки, в музеи, вместе читать книги, делать домашние дела, стараться обсуждать все, чем занимались в течение дня. В семье должны соблюдаться педагогические и гигиенические требования.
Для этого родители должны:
1) создавать ребенку условие учиться в
спокойном, постоянном месте;
2) установить рациональный режим дня;
3) создать условия для достаточной подвижности
ребенка;
4) создать для ребенка условия хорошо выспаться и
вовремя покушать;
5) систематически развивать внимание детей;
6) бороться с умственной ленью;
7) развивать веру в свои силы;
8) регламентировать просмотр телепередач;
9) не требовать с ребенка больше его возможностей;
10) не перегружать ученика письменными заданиями;
11) поощрять положительный взгляд на учебу;
12) стараться поддерживать хорошие
взаимоотношения ребенка с родителями и другими
членами семьи;
13) учить экономить и ценить время.
Если не соблюдать все эти требования, то у ребенка могут возникнуть трудности обучения.
Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования.
Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни привлекают к себе внимание, а другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, с трудом вступают в контакт с учениками и учителями.
При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых – учителя и родителей.
Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно не знакомо для них. Первоклассникам неизвестны многие правила поведения детей ученика в школе, на уроках, и необходимо какое-то время, чтобы даже самые элементарные правила стали привычными. Детям предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками. Часто и через полгода дети не знают имен большей части одноклассников.
Все это замедляет процесс адаптации, так как, прежде всего адаптация заключается в появлении ощущения знакомого и привычного в прежде не знакомых условиях, незнакомой обстановке.
Конечно, и учитель и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.
Учителю представляется возможным в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого важно дать первоклассникам возможность осознать, каким правилам поведения в школе они должны следовать, почему это важно, кого называют школьниками. При этом имеет смысл предоставить первоклассникам необходимую для знакомства со школьной ситуацией информацию в систематизированном виде, чтобы процесс вхождения в школьную жизнь имел плавный и последовательный характер. С этой целью на практике было использовано 6 занятий с первоклассниками.
Задачи адаптационных занятий:
1) создание условий для обеспечения
эмоционального комфорта, чувства защищенности у
первоклассников;
2) создание доброжелательной атмосферы в классе;
3) помощь первоклассникам в создании и принятии
правил школьной жизни и себя в роли учеников;
4) создание благоприятных условий для знакомства
детей друг с другом;
5) организация взаимодействия между детьми как
предпосылки формирования навыков учебного
сотрудничества;
6) создание предпосылок для групповой
сплоченности;
7) знакомство педагога с особенностями детей
данного класса;
На занятиях использовались различные формы работы с учащимися: игровые задания и упражнения психологического характера, творческие задания, обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов некоторых заданий в виде общих выставок и композиций, помогающих осваивать пространство класса. Рассмотрим несколько адаптивных занятий.
Занятие №1
Тема: «Знакомство»
Цель: знакомство первоклассников с учителем и друг с другом.
Задачи:
- предоставление детям возможности назвать свои имена и создание условий для запоминания имен других детей;
- знакомство учащихся со школьным правилом: «Говорить по очереди»;
- формирование у детей отношения друг к другу как к целостной группе – «класс»;
- знакомство с пространством класса.
Учитель приветствует детей, здоровается с ними. Начинает знакомиться с детьми, называет имя и прикрепляет на доску лист клена, вырезанный из цветной бумаги, на котором написано имя учителя.
Дети одновременно произносят свои имена
сначала громко, а потом тихо.
Вместе работать хорошо, играть весело, петь
здорово, а отвечать плохо, когда все сразу
говорят одинаковые слова, то ничего не понять.
Учитель подходит к каждому ребенку, до чьего
плеча дотрагивается, тот громко и четко называет
свое имя.
В руке у педагога листья клена с именами детей,
каждому он дает лист, который ребенок кладет на
парту.
Перед детьми лежат листья клена с их именами.
Учитель просит поднимать листья тех, кого он
назовет.
Примеры заданий: «Девочки, поднимите вверх
листья», «Мальчики, поднимите листья»,
«Поднимите листья те, чьи имена начинаются на
букву…»
Дети вместе с преподавателем прикрепляют к
стволу клена листья.
Таким образом, к доске выходят небольшие группы
(2-5 человек), с помощью учителя крепят свои листья
и садятся на место.
Учитель прикрепляет на доску табличку «Наш
класс».
Учитель обращает внимание на класс, в котором
учатся дети. Они получают по листу бумаги, на
котором рисуют солнышко.
Во время выполнения этого задания учитель
включает музыку без слов.
Педагог подходит к тем из детей, кто закончил
рисовать, спрашивает, какое место в классе
понравилось солнышку и помогает прикрепить его в
выбранном ребенком месте. Учащиеся заканчивают
занятие, кивком головы, поблагодарив друг друга.
Встретьтесь глазами с тем, кому вы хотите
сказать: «Спасибо», и молча кивните головой.
Учитель по очереди встречается глазами с
несколькими первоклассниками и благодарит
кивком головы.
Список используемой литературы:
1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа.
– М.: «Просвещение», 2004.
2. Безруких М.М. Трудности обучения в
начальной школе. – М.: «АСТ», 2004.
3. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь
ему учиться. – М.: «Академический проект», 2004.
4. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая
психология. – М.: «МГОПУ»,1999.
5. Ефимова С.П. Как помочь первокласснику
хорошо учиться. – М.: «АСТ», 2003.
6. Истратова О.Н. Справочник психолога
начальной школы. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 2004.
7. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. –
М.: «Просвещение»,1990.
8. Овчарова Р.В. Практическая психология в
начальной школе. – М.: «СФЕРА»,1996.
9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие
образовательные технологии в работе учителя и
школы. – М.: «Просвещение»,2003.
10. Ускова С.А. Психологическая готовность
ребенка к школе. – М.: «СФЕРА»,1998.