Экологические задания как условия формирования экологической грамотности младших школьников

Разделы: Начальная школа


Цель исследования: выявить возможности применения экологических заданий на уроках природоведения для формирования экологической грамотности младших школьников.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников природоведению.

Предмет исследования: проблемная ситуация, которая реализуется через экологические задания.

Гипотеза: если составить и систематически применять на уроках систему экологических заданий, то формирование экологической грамотности будет более успешным и прочным.

Экологически грамотная личность характеризуется тремя главными особенностями:

1. Для экологически грамотной личности свойственна психологическая включенность в мир природы.
2. Для экологически грамотной личности свойственен субъективный характер восприятия природных объектов.
3. Для экологически грамотной личности свойственно стремление к взаимодействию с миром природы.

Показателями сформированности экологической культуры младшего школьника могут служить следующие проявления:

1) выполнение ряда правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов  окружающей среды;
2) у ребенка развита потребность в заботливом отношении к тем или иным представителям животного и растительного мира;
3) ребенок вполне способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
4) потребность в знаниях экологического содержания ребенок пытается реализовать в свободное от уроков время;
5) доброта, отзывчивость, внимание к окружающим людям, природе сопровождается готовностью оказать помощь нуждающимся в ней.

Экологическое образование в нашей стране включено, как обязательный элемент во все ступени общего образования.  Анализ учебных программ для начальной школы позволяет сделать вывод, что в содержании  каждого учебного предмета заложены возможности для осуществления экологического образования учащихся. Наибольшие возможности в этой сфере имеет курс «Природа и люди» Клепининой З.А.

Анализ действующих программ по уровню реализации задач экологического воспитания и образования

В настоящее время в школах наиболее представлены программы по окружающему миру, как программа Клепининой З.А «Природа и люди», Плешакова А.А. «Зеленый дом», Вахрушева А.А. «Мир и человек», Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир». Рассмотрим некоторые из них.

Система курсов  Плешакова А.А. «Зеленый дом»

Важная задача курса – преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней. В процессе изучения у учащихся формируются убеждения о необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в родной стране и на всей планете. Учащиеся приобретают определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы. В процессе изучения природоведения учащиеся на конкретных примерах знакомятся с экологическими проблемами планеты, возможными путями их решения, узнают об экологических проблемах различных природных зон, природоохранной работе. Каждая тема содержит большой природоохранный материал, что позволяет за четыре года дать учащимся элементарные научные экологические знания, сформировать экологическое мышление и определенные нормы поведения. Основная задача курса «ознакомление с окружающим миром» Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления о мире, о месте в нем человека. Таким образом, программу  Плешакова А.А. «Зеленый дом» можно назвать систематическим экологизированным курсом природоведения для начальной школы.

Рассмотрим программу Клепининой З.А. «Природа и люди»

Традиционная программа «Природа и люди», просуществовавшая в школе более 30–35 лет, как безальтернативная, имела следующие принципы отбора: сезонности, краеведческий, природоохранный, экологический, практический. Ведущими принципами отбора и конструирования содержания по-прежнему остаются классический принцип – краеведческий, сезонности, усилено внимание практическим методам  обучения. Содержание учебного предмета направлено на создание условий для непосредственного участия младших школьников в природоохранительной работе. Во всех темах рассматривается вопрос об охране и укреплении здоровья человека в связи с сезонными изменениями в природе. Особое внимание уделяется экскурсиям в природу. Таким образом, программа  Клепининой З.А. «Природа и люди» значительно усовершенствована, что в первую очередь отразилось на усилении практической направленности курса и расширении экологического содержания. Основная цель – образовательная, воспитательные вопросы решаются попутно, уделяется внимание охране природы, следует отметить, что в программе нет четкой системы формирования экологических представлений и понятий.
Приведем примеры наиболее интересных заданий.

«Почему это насекомое зеленого цвета?»

Прыгает пружинка –
Зеленая спинка –
С травки на былинку,
С ветки на травинку.

Задание 1. Рассмотрите рисунок, прочтите загадку, напишите отгадку.
Задание 2. Ответьте на вопрос: изображенное на рисунке животное зеленое? С чем это связано?
Задание 3. Назовите животных, которые имеют покровительственную окраску, под цвет среды их обитания.

Загадка с искусственными деревьями

В одной стране вдоль широкой магистрали с оживленным движением сделали искусственные посадки из синтетического материала, внешне напоминающие живые деревья. Но проезжающие не захотели отдыхать под искусственными деревьями…
Задание 1. Прочитайте текст и вспомните прогулки в лес. Какое чувство вы испытывали в гостях у леса?
Задание 2. Представьте себе, что изображенные на рисунке деревца посажены вдоль дороги. Раскрасьте их. Изменился ли вид дороги и как?
Задание 3. Подумайте и решите, почему люди, проезжающие по такой нарядной дороге, не захотели отдыхать около искусственных деревьев?

Таким образом, проведенный анализ учебно-методического комплекта Клепининой З.А. позволил расширить свои знания о возможностях методического аппарата учебников и тетрадей для эффективного экологического воспитания и образования младших школьников.

Список используемой литературы:

1. Лямова Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию (1-4). – Ростов-на-Дону: Издательский центр «Феникс», 2003.
2. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
3. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Окружающий мир: 4 класс. – М.: Издательский центр «Астрель», 2003.
4. Целоусова Т.Ю. Поурочные разработки по курсу окружающий мир. – М.: Издательский центр «ВАКО», 2004.