Тема урока: "Практическое употребление слов, обозначающих названия предметов"

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Коррекционная педагогика


Предмет: русский язык.

Класс: 2 (программа школы VIII вида).

Тема: “Практическое употребление слов, обозначающих названия предметов”.

Цель: упражнения в практическом употреблении слов, обозначающих названия предметов при составлении предложений по рисунку, вопросам, по данным словам с помощью учителя.

Учебные задачи:

  • уточнение понятия о словах, обозначающих предметы;
  • упражнение в группировке слов, обозначающих одушевлённые и неодушевлённые предметы;
  • совершенствование умения образовывать форму множественного числа имён существительных;
  • упражнение в составлении предложений;
  • совершенствование графических навыков при закреплении написания строчной буквы м;
  • развитие фонематического восприятия, совершенствование умения выделять в словах звуки [ м ] – [ м' ];
  • увеличение словаря по теме "Животные и растения леса";
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие памяти и внимания.

Оборудование урока:

  • предметные картинки:

– растения леса: ель, сосна, берёза, грибы, черника, земляника, малина;
– животные леса: белка, лиса, медведь, лось, ёж, волк, заяц;
– единственное – множественное число (кот – коты, дыня – дыни, дом – дома, паук – пауки, жук – жуки, панама – панамы);

  • сюжетная картинка (дети лепят снеговика).

План урока:

  • организационный момент:
  • – постановка цели урока;
    – пальчиковая гимнастика;

  • письмо буквы м;
  • запись на доске слов, отвечающих на вопросы кто? что?;
  • составление предложений (устно);
  • чтение стихотворения о марте;
  • игра "Турист";
  • пальчиковая гимнастика;
  • игра "Один – много";
  • запись существительных во множественном числе;
  • физминутка;
  • составление предложений по сюжетной картинке и запись в тетрадь;
  • физминутка;
  • подведение итога урока;
  • домашнее задание.

Ход урока

  1. Ты уже так много знаешь и умеешь. Мы все за тебя очень рады. Сегодня к нам на урок пришли гости. Покажем, как мы с тобой учимся? Работать будем как всегда.
  2. Сначала посчитаем наши пальчики:

    Раз, два, три, четыре, пять. Будем пальцы мы считать. (Хлопки в ладоши)
    Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. (Массаж большого пальчика)
    Этот пальчик для того, чтоб показывать его. (Массаж указательного пальчика)
    Этот пальчик самый сильный, и стоит он в середине. (Массаж среднего пальчика)
    Этот пальчик безымянный, избалованный он самый. (Массаж безымянного пальчика)
    А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал. (Массаж мизинчика)

  3. Все пальчики на месте. Можем писать. Пишем в тетради. Сегодня 27 февраля. Классная работа. Сегодня мы с тобой вспомним, как пишется буква "М" (ножка, раз-и, два-и). Напиши красиво строчку буквы "М".
  4. Мы знаем, что на письме буква "М" обозначает звонкие звуки [м], [м'].

    Мы с тобой уже давно работаем над словами, которые обозначают предметы, явления, события и отвечают на вопросы кто? или что? Какие слова отвечают на вопрос кто? (Слова, которые называют людей или животных.) А на какой вопрос отвечают слова, которые называют неодушевлённые предметы, явления, события? (Что?)

    Напишем вопросы кто? что?

  5. Иди к доске. Будем записывать слова, которые отвечают на вопросы кто? или что? Но только те, в которых есть звук [м] или [м']. Если этих звуков в слове нет, ты не пишешь. Если слово отвечает на вопрос кто? – пишем в левый столбик, если на вопрос что? – пишем в правый столбик.
  6. Слова: кошка, мышка, мама, папа, мишка, мяч, весна, зима, малыш.

    А сейчас мы подчеркнём буквы "М". Если в слове звук [м]-синим, если звук [м']-зелёным.

    В слове мышка звук [м] или [м']? (Твёрдый.) Правильно, подчеркнём синим мелом. Сколько букв "М" в слове мама? (Две.) Какие звуки они обозначают? (Твёрдые. Подчёркиваем синим мелом.) В слове малыш звук твёрдый или мягкий? (Твёрдый. Подчеркнём синим.) А какой звук в слове мишка? (Мягкий.) Правильно, подчеркнём зелёным. В слове мяч звук [м] или [м']? (Мягкий. Подчеркнём зелёным.) Какой звук в слове зима? (Твёрдый. Подчеркнём синим.)

  7. Молодец! Теперь составим с этими словами предложения. Где живёт мышка? (Мышка живёт в норке.) Куда спешит мама? (Мама спешит на работу.) С чем играет малыш? (Малыш играет с мишкой и мячом.) Какое время года на дворе? (На дворе зима.) Какое время года будет после зимы? (Весна.) Как называется первый месяц весны? (Март.)
  8. Давай вспомним наше новое стихотворение о марте :
  9. Если солнышко печёт,
    Тает снег, ручей течёт,
    И грачи на горе,
    Значит, март на дворе.

  10. А после весны какое будет время года? (Лето.) Летом люди ходят в поход. Как называют человека, который идёт в поход? (Турист.) Сейчас ты будешь туристом. Это – твой дом. Это – лес. Ты пойдёшь из дома в лес. Делая шаг, ты называешь того, кто живёт в лесу. Я буду показывать тебе картинки. (В лесу живёт белка. В лесу живёт заяц. В лесу живёт лиса. В лесу живёт волк. В лесу живёт ёж. В лесу живёт медведь. В лесу живёт лось.) Молодец! А теперь ты идёшь из леса домой и называешь, что растёт в лесу. (В лесу растёт ель. В лесу растёт сосна. В лесу растёт берёза. В лесу растёт земляника. В лесу растёт черника. В лесу растёт малина. В лесу растут грибы.) Пришли домой.
  11. Садись за парту. Теперь идут "братцы":
  12. Идут четыре братца навстречу к старшему: (пальчики “идут” по столу)

    "Здравствуй, Большак!" (кончики всех пальчиков прижать к кончику большого)
    "Здорово, Васька-указка, (“колечко” из большого пальца и указательного)
    Гришка-серёдка, (“колечко” из среднего пальца и указательного)
    Мишка-сиротка (“колечко” из безымянного пальца и указательного)
    Да крошка-Тимошка!" (“колечко” из мезинца и указательного пальца)

  13. У тебя в тетради написаны вопросы кто? и что? Какие слова отвечают на вопрос кто? (Слова, которые называют людей и животных.) Правильно, анна вопрос что? Отвечают слова, которые называют неодушевлённые предметы, явления, события. Мы знаем, что слова могут называть как один предмет, так и несколько одинаковых предметов. Поиграем в игру "Один – много". Я называю один предмет, а ты – много. Кот (коты), дыня (дыни), дом (дома), паук (пауки), жук (жуки), панама (панамы).
  14. А теперь мы запишем слова, которые называют много предметов. Только будь внимательна! Слова, отвечающие на вопрос кто?, пишем в левый столбик, а слова,
  15. отвечающие на вопрос что?, – в правый столбик.

  16. А теперь физминутка.
  17. Вышли мыши как-то раз
    Посмотреть, который час.
    Раз, два, три, четыре.
    Мыши дёрнули за гири.
    Тут раздался сильный звон –
    Убежали мыши вон!

  18. Работаем дальше. Посмотри на картинку. Какое время года? (Зима.) Как ты догадалась? (Снег кругом.) Кто нарисован на картинке? (Дети.) Что делают дети? (Дети лепят снеговика.) Запишем это предложение в тетрадь. Пишем с красной строки. Какое слово в этом предложении отвечает на вопрос кто? (Дети.) Подчеркни слово дети простым карандашом. Что у снеговика на голове? (У снеговика на голове ведро.) Пишем дальше. Какое слово в этом предложении отвечает на вопрос что? (Ведро.) Подчеркни слово ведро.
  19. Теперь физминутка.
  20. У оленя дом большой!
    Он сидит-глядит в окно.
    Заяц по лесу бежит,
    В дверь к нему стучит:
    "Тук-тук! Дверь открой!
    Там в лесу охотник злой!"
    "Заяц-заяц, забегай,
    Лапку мне давай!".

  21. На какой вопрос отвечают слова, которые называют людей и животных? (Кто?) На какой вопрос отвечают слова, которые называют неодушевлённые предметы, явления, события? (Что?)