Тема урока: "Чтение предложений, текстов с буквами Ж, Ш. Правописание сочетаний ЖИ, ШИ"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: совершенствование навыка чтения и письма слов и предложений с изученными буквами.

Задачи:

  • закрепить знания о звуках [Ж], [Ш];
  • учить слого-звуковому анализу слов;
  • продолжить формировать навык чтения;
  • учить правильно писать сочетания ЖИ – ШИ;
  • развивать внимание, логическое мышление;

Оборудование урока:

  • “Русская азбука” Горецкого В.Г. (с. 153);
  • “Пропись 4 к Русской азбуке” Горецкого В.Г., Федосовой Н.А. (с. 9);
  • таблица слогов для чтения <Приложение 1>;
  • цветные карточки для обозначения звуков;
  • карточки из пособия Э.Д.Наумовой (Игротека речевых игр. Выпуск 6. В мире животных и птиц/ Э.Д.Наумова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.): карточки–задания с ребусом <Приложение 2>; карточки с изображениями животных и птиц <Приложение 3>;
  • карточка с текстом для чтения;
  • “Окружающий мир. Мир вокруг нас” Плешакова А.А. (с. 21)

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Чтение слогов по таблице.

  3. Минутка чистописания.

  4. Слого-звуковой анализ слова.

  5. Физминутка.

  6. Работа с текстом на карточке.

  7. Физминутка.

  8. Работа по учебнику.

  9. Итог урока.

  10. Домашнее задание.

Ход урока

  1. У нас на уроке сегодня гости. Всем очень интересно, чему мы с тобой научились.
  2. На этом уроке мы будем читать и писать слова с сочетаниями “жи”, “ши”.

  3. Сначала по таблице <Приложение 1> вспомним, как читаются буквы и слоги-слияния. Я буду показывать окошко в таблице, а ты читай, что в нём написано.
  4. (Я, Е, ЛИ, Н, МЕ, РА, КО, Ж, ШИ, ЧА, ПЫ, ЗО)

  5. Открой прописи на странице 9. Какие буквы можно написать из этих элементов? Обводишь элементы и пишешь в рамочке букву.
  6. А теперь красиво напиши буквы Ш и Ж.

  7. С какими двумя буквами мы познакомились на последних уроках? (Ш, Ж)
  8. Что общего у букв Ш и Ж? (Обозначают всегда твёрдые согласные звуки. После них нельзя писать букву Ы.)
    А в чём состоит основное отличие? (Буква Ш обозначает глухой звук, а буква Ж – звонкий .)
    Мы знаем, что на конце слова слышится глухой звук. А как узнать, какую букву надо писать в словах КАРАНДАШ и МОРЖ? (Надо изменить слова так, чтобы после согласного стоял гласный. Какая буква пишется перед гласной, такая и без неё. Карандаш – карандаши. Морж – моржи.)
    Какое слово зашифровано?<Приложение 2> (Стрижи.) Запиши.
    Сколько слогов в слове СТРИЖИ? (2) Составим схему из карточек, обозначающих звуки.
    ( [С] – твёрдый, глухой, [Т] – твёрдый, глухой, [Р? ] – мягкий, звонкий, [И] – гласный, [Ж] – твёрдый, звонкий, [Ы] – гласный )

  9. Немного отдохнём.
    Вышли мыши как-то раз
    Посмотреть, который час.
    Раз, два, три, четыре.
    Мыши дёрнули за гири.
    Тут раздался сильный звон –
    Убежали мыши вон!
  10. Прочитай (текст на карточке).
    Лыжи, мыши и ужи,
    Шины, ёжики, чижи,
    ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ.
    С буквой И всегда пиши
    Жирафы, мыши и моржи.

Мыши, ёжики, жирафы – это кто? (Звери.) А звери – это кто? (Животные, тело которых покрыто шерстью.)

Выбери карточки с изображениями зверей <Приложение 3>. Прочитай, как они называются. (Белка, волк, кабан)

А чижи – это кто? (Птицы.) Птицы – это кто? (Животные, тело которых покрыто перьями.)

Выбери карточки с изображениями птиц. Прочитай, как они называются. (дятел, пеликан, страус, павлин) Какая из этих птиц живёт в нашей местности? (дятел)

Прочитай, карточки с изображениями кого остались. (удав, кобра, крокодил) Удав, кобра, крокодил – это пресмыкающиеся.

Читай четверостишие ещё раз и выписывай слова, которые отвечают на вопрос “кто?” и обозначают одушевлённые предметы.

Подчеркни сочетания “жи” и “ши”.

  1. Физминутка.
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Вышли пальчики гулять.
    Раз, два, три, четыре, пять.
    В домик спрятались опять.
  2. Открой “Азбуку” на странице 153.
  3. Читай, что написано в таблице.
    А теперь читай, что написано ниже.
    (чтение загадки – шутки по жука)
    Догадался, о ком эта загадка? А жуки – это кто? (Насекомые.) А кто такие насекомые? (Животные, у которых 6 ног.) Каких насекомых ты знаешь? Можешь посмотреть в учебник по окружающему миру.

  4. Какое правило мы с тобой сегодня повторяли? (“Жи” – “ши” пиши с буквой И.)
    Мне понравилось, как ты сегодня работал. А тебе понравился наш урок?