Методическая система учителя русского языка и литературы

Разделы: Общепедагогические технологии


Современный мир диктует современные требования. Информационные и коммуникативные технологии все настойчивее проникают в различные сферы жизни современного общества: бизнес, финансы, средства массовой информации, науку и образование. Современный выпускник должен быть социально адаптирован и мобилен. Следовательно, образовательный процесс должен стать для ученика личностно значимым и практикоориентированным. Им должны быть в полной мере освоены информационные, проектно-исследовательские и коммуникативные умения. В Национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” отмечено: “Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире”. Моя методическая система направлена на реализацию этих идей.

Необходимость развития информационно-коммуникативных компетентностей обусловлена повышением практической направленности обучения в современном обществе, потребностью развития познавательной самостоятельности обучающихся, формирования умений ориентироваться в потоке информации.

Ведущая идея моей педагогической деятельности, объединяющая все компоненты системы, заключается в формировании информационно-коммуникативных компетентностей учащихся на основе деятельностного подхода в обучении и воспитании.

Цель – создать на уроках и во внеурочной деятельности условия для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ученика в процессе обучения и воспитания.

При этом решаются следующие задачи.

  1. Развитие творческого потенциала личности.
  2. Формирование у обучающихся мотивации к самостоятельной познавательной деятельности.
  3. Создание условий для вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность.

Условия реализации методической системы.

  1. Преподавание русского языка и литературы в 5-9 классах идет на базовом уровне. Предпрофильная подготовка реализуется через организацию курсов по выбору учащихся.
  2. На базовом и профильном уровне преподавание русского языка ведется дифференцированно в 10-11 классах социально-гуманитарного, физико-математического профиля, а также в общеобразовательных группах.
  3. Методическая система основана на создании условий для включения обучающихся в разные виды деятельности, в ходе которой идет формирование информационно-коммуникативных компетентностей.

Методы обучения. Основными способами организации познавательной деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности являются частично-поисковый и исследовательский методы и метод проектов.

Формы организации деятельности обучающихся. Используемые мной формы организации деятельности: урок-защита проекта, урок-презентация, урок-исследование, урок-практикум, комбинированный урок с применением ИКТ, организация работы в сетевых проектах и т.д. - позволяют преодолеть разрыв между теоретическими знаниями и практической деятельностью. Школьники овладевают инструментарием, с помощью которого могут познавать действительность.

Особенности содержания. Приоритетной формой организации деятельности по формированию информационно-коммуникативных компетентностей является работа над проектом.

В течение года в каждом классе проходят уроки-проекты. Творческая группа совместно с учителем выбирает тему урока-проекта, ставит перед собой цель, задачи, продумывает этапы подготовки, распределяет обязанности между участниками, подбирает материал, анализирует его, продумывает ход урока, а после проведения – анализирует свою деятельность, отмечает удачи и неудачи. Учитель при подготовке такого урока-проекта выступает в роли консультанта и координатора. Подготовка к такому уроку-проекту начинается, примерно, за две недели до его проведения, поэтому такие уроки проводятся мной один раз в четверть. Одним из примеров такого урока стал урок-проект по литературе в 7 классе по изучению жанра хокку на тему “Мы все друг другу братья под вишнями в цвету”.

Повысить познавательный интерес учащихся к предмету, дать возможность им раскрыть потенциал своей личности позволяют уроки, на которых проходит защита творческих проектов. Выбор темы проекта дает возможность каждому реализовать свои интересы. Сильной мотивационной основой для обучающихся является работа над проектами по актуальной теме, с прикладной и межпредметной направленностью, позволяющая предложить ученикам интересную форму изучения материала, познакомить их с современными идеями и имитировать в учебном процессе деятельность, которая осуществляется в реальной профессиональной жизни. Примером такого проекта стала работа учащегося 10 социально-гуманитарного класса на тему “Сленг: за и против”, которую он защищал на уроке русского языка по теме “Стилистика”. Подготовить учащихся к восприятию крупного литературного произведения помогает реализация проекта “Виртуальный музей произведения”

На уроках литературного краеведения в 9 классе, знакомясь с творчеством вятских писателей, обучающиеся по итогам курса защищают свои проекты, которые они готовили в течение второго полугодия. Один из проектов на тему “Хлыновский наблюдатель” Павел Лукьянович Яковлев” был опубликован на сайте Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”. Продолжить работу над краеведческим материалом можно и при выполнении проектов по русскому языку. Примером такого проекта стала работа учащегося 10 класса на тему “Тайны происхождения вятских фамилий”

Во внеклассной работе большие возможности для повышения интереса к предмету, реализации потенциала личности дает участие в сетевых проектах. Сетевой проект – это проект, реализуемый в сети Интернет, имеющий не только образовательные цели, но направленный на освоение работы в сервисах Веб 2.0; различных социальных сетях. Команда “Соната”, состоящая из учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля, с удовольствием участвовала во Всероссийском сетевом проекте по литературе “Толстой рядом с нами”. Ученики 8-9 классов знакомились с творчеством вятских писателей, принимая участие в работе сетевых проектов “Литературная гостиная”, “Вятские мы…”.

Проектная деятельность может объединять учеников и их родителей. В течение двух лет учащиеся моего класса собирали материалы, посвященные 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, и готовили классные часы по следующим направлениям:

  • города-герои;
  • история одной награды;
  • кировчане - Герои Советского Союза;
  • война и летопись моей семьи;
  • неизвестные герои Великой войны.

Классные часы проходили в различных формах: заочная экскурсия, устный журнал, встреча с интересным человеком, защита творческих проектов и т.д..

В подготовке классных часов приняли участие все учащиеся моего класса: одни занимались сбором материала, другие писали сценарий классного часа и вели его подготовку, третьи оформляли кабинет и готовили электронные презентации. К поиску материалов подключались не только ребята, но их родители. Обширный материал был подготовлен к классному часу “Мы помним вас…”, посвященному защитникам Отечества в семье школьника: на классный час ребята принесли не только семейные фотографии, но и письма с фронта, боевые награды и другие семейные реликвии времен войны. С защитой этого проекта ребята выступили на школьном конкурсе, посвященном защитникам Отечества, и на городском конкурсе “Не померкнет летопись Победы”, где в номинации “Тематический бюллетень” заняли первое место. Подготовка к системе классных часов, посвященных кировчанам – Героям Советского Союза, превратилась в настоящую поисковую работу. Отец одного из учащихся класса Заровняева К. долгое время коллекционирует ордена и медали. По материалам этой коллекции был проведен один из классных часов в 8 классе.

Такая работа, проведенная в течение 2 лет, помогла не только расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне, но и дать им возможность почувствовать гордость за свой народ, членов своей семьи, которые вынесли эти страшные испытания. Способствовала она также и формированию коммуникативной и информационной компетентностей учащихся, воспитанию патриотизма.

Результаты обучения. Такая система работы развивает у обучающихся высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, стимулирует ученика на рефлексивное восприятие материала, формирует умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий. Это отражается на качестве знаний и способствует формированию тех качеств личности, которые востребованы в современном обществе. За последние три года 4 ученика стали призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. Команда “Соната” стала Дипломантом Всероссийского сетевого проекта по литературе “Толстой рядом с нами”. Проекты, подготовленные учениками, публикуются на сайте Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”. На Всероссийском конкурсе исследовательских и творческих работ учащихся “Юность, наука, культура” ученик 11 класса социально-гуманитарного профиля стал Лауреатом III степени. Урок-проект по литературе в 7 классе на тему “Мы все друг другу братья под вишнями в цвету” был представлен на Всероссийский конкурс педагогического мастерства “Мой лучший урок” и в финале конкурса занял I место. На Всероссийском открытом конкурсе “Педагогические инновации – 2011 г.” работа на тему “Программа модульного курса “Литературное краеведение. 9 класс” была отмечена Дипломом II степени. Мой опыт работы в этом направлении обобщен и занесен в региональный Банк педагогического опыта по представлению кафедры гуманитарного образования Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Представление педагогического опыта.

  1. Выступление на городской научно-практической конференции учителей русского языка и литературы “Духовно-нравственное воспитание в гуманитарном образовании” (март, 2011 г.).
  2. Выступление с публичной презентацией методической системы на заседании Совета кабинета в присутствии учителей школ города (март, 2011 г.).
  3. Выступление на областной научно-практической конференции учителей русского языка и литературы “Профильное гуманитарное образование: опыт, проблемы и перспективы” (апрель, 2009 г.).
  4. Выступление на областной научно-практической конференции учителей русского языка и литературы “Педагогические инновации в гуманитарном филологическом образовании” (октябрь, 2011 г.).
  5. Участие в Международной научно-практической Интернет-конференции “Проектно-исследовательская деятельность в образовании: проблемы, поиск, перспективы” с публикацией материала “Проектная деятельность как способ формирования информационной и коммуникативной компетентности учащихся” (январь, 2009 г.).
  6. Участие во Всероссийской научно-практической Интернет-конференции “Методическая система педагога как условие эффективности образовательного процесса” с публикацией материала “Формирование навыков исследовательской деятельности школьников для развития информационно-коммуникативной компетентности обучающихся” (март, 2011 г.).
  7. Выступление на Фестивале инновационных идей в рамках Международного образовательного Форума – 2011 “Пути реализации национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” (апрель, 2011 г.).
  8. Мастер-класс “Организация сетевого проекта по литературе” (октябрь, 2010 г.).
  9. Мастер-класс “Тестовая технология при подготовке к сдаче ГИА в 9 классе” (январь, 2011 г.).
  10. Мастер-класс “Методика подготовки учащихся 9 класса к ГИА” (март, 2011 г.).

Материалы методической системы опубликованы.

1. “Проектная деятельность как способ формирования информационной и коммуникативной компетентности учащихся”//Проектно-исследовательская деятельность в образовании: проблемы, поиск, перспективы: материалы Международной научно-практической Интернет-конференции 12 октября – 25 декабря 2009 года. В 5 частях. – Киров: МОУ ДПО ЦПКРО, 2009. - 68 с.

2. Методическая система учителя русского языка и литературы//Методическая система педагога как условие эффективности образовательного процесса. Материалы всероссийской научно-практической Интерент-конференции. 17 января – 15 марта 2011 года.- МОАУ ДПО ЦПКРО г.Кирова, 2011.

3. Статья “Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении”; Интерактивный тренажёр “Подготовка к ГИА по русскому языку”//Сборник “Методика подготовки учащихся 9-х классов к ГИА по русскому языку в новой форме с использованием электронных интерактивных пособий: [Текст+Электронный ресурс]” Сост. Л. А. Унгемах, О. В. Холманских; МОУ ДПО Центр повышения квалификации работников образования г. Кирова.— Киров: ЦПКРО, 2009.- 44 с. [ + 1.CD].

4. Программа модульного курса “Литературное краеведение. 9 класс”//Краеведение как направление патриотического воспитания в школе. Методические и дидактические материалы семинара-практикума для учителей начальных классов, литературы, истории и мировой художественной культуры “Вопросы краеведения в школьном изучении” - Киров, МОАУ ДПО ЦПКРО г.Кирова, 2011.

5. Сайт фестиваля педагогических идей “Открытый урок” и в сборнике тезисов//2010.

6. Сайт фестиваля педагогических идей “Открытый урок” и в сборнике тезисов//2011.