Ход занятия
“Русский народ создал русский язык –
яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий,
как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как
песня над колыбелью…”.
А.Н.Толстой
I. Слово ведущего
Лингвистика – это наука, изучающая законы русского языка, и сегодня мы еще раз убедимся в том, что велик и богат наш русский язык.
В лингвистическом турнире знатоков русского языка участвуют две команды. Они продемонстрируют свои умения, знания, смекалку и эрудицию.
II. Разминка “Дружная семейка”.
1 команда
- Антоним к слову “временный”.
- Часть слова без окончания.
- Что у зайца позади, а у цапли впереди?
- Что стоит посередине земли?
- Чем кончается день и ночь?
2 команда
- Сколько звуков в слове “якорь”?
- Часть слова, стоящая перед корнем.
- Антоним к слову “временный”.
- Безударная гласная в слове “плясать”.
- Слово с удвоенной “м”.
III. Конкурс “Темная лошадка”.
Задание: У каждой команды лежат на столе слова. Надо составить с этими словами предложение.
1 команда
Окуни, простой.
Пряди, соли.
2 команда
Белила, мели.
Пили, атлас.
IV. Конкурс “Грамматические игры”.
Задание: Отгадайте фразеологические обороты.
1 команда
Из …вон плохо.
Мастер на все….
Сидеть сложа….
Где … зимуют.
Из …кожи вон лезет.
2 команда
… нос не в свои дела.
Спит с … глазами.
Вставлять… в колеса.
Как … снег на голову.
Наговорить с три … .
V. Упражнение-энергизатор.
Задание: Назвать слова в середине которых стоит “три”, “сто”.
VI. Конкурс “Это удивительное имя существительное”.
Задание: Команды должны в течение трех минут образовать от данных.
Существительных формы родительного падежа множественного числа.
1 команда
- Ботинки
- Туфли
- Чулки
- Мандарины
- Сапоги
- Граммы
- Носки
2 команда
- Свечи
- Яблоки
- Солдаты
- Очки
- Земли
- Басни
- Наволочки
VII. Конкурс “Водой не разольешь”.
Задание: Фразеологические обороты замените одним словом.
1 команда
- Как снег на голову.
- Морочить голову.
- Мозолить глаза.
- Обвести вокруг пальца.
- Куда Макар телят не гонял.
2 команда
- Пропустить мимо ушей.
- Наговорить с три короба.
- Минута в минуту.
- Кожа да кости.
- При царе Горохе.
VIII. Конкурс капитанов.
Задание: Из слова “картофель” составить имена существительные.
IX. Конкурс “Грамотеев”.
Задание: Каждой команде надо исправить ошибки в предложениях.
1 команда
- Повар посолил суп солью
- Он обратно опоздал на урок.
- Я хочу рассказать за новую книгу.
2 команда
- В поселке возвели несколько новых домов.
- У Юры жил молодой котенок.
- Люба кормила кошку рыбой. Она ее любила.
X. Конкурс “Шифровальщики”.
Задание: Даны зашифрованные пословицы. Отгадайте, какие здесь пословицы.
1 команда
Пожнешь, что, то, посеешь, и.
Не поймаешь, слово, не, воробей, вылетит.
Провожают, по, встречают, одежке, уму, по.
2 команда
А, человек, друзьями, живет, корнями, дерево.
Не вырубишь, и, пером, топором, что, написано.
Ложь, лучше, сладкая, горькая, правда, чем.
XI. Игра “Третий лишний”.
Задание: Исключите лишнее слово. Как можно назвать оставшиеся слова?
1 команда
- Огонь, дым, пламя.
- Алфавит, азбука, чистописание.
2 команда
- Бросать, кидать, ловить.
- Шалун, тихоня, озорник.
XII. Конкурс “Проверим память”.
Задание: Посмотреть несколько секунд на предложения, запомнить, написать на листке.
1 команда
Что ты?
Я плыву.
Лень мне.
Один – воин.
2 команда
Птица поет.
Делу время.
Вода в решете.
Слово-серебро.
XIII. Подведение итогов.