Диалог открытых мыслей (работа с одаренными детьми)

Разделы: Начальная школа


Работа с одаренными детьми трудна и интересна. Подбор заданий, групповая работа направлена на возможность оценить сформированность интеллектуальных способностей (умение анализировать, планировать, оценивать ситуацию в задании и свои действия). Главное требование – абсолютная самостоятельность действий. Выполнение заданий требует не просто умения действовать по правилам, а умения строить свою работу в нестандартной ситуации. Работа учителя направлена на формирование неповторимой и индивидуальной личности, а также общей культуры, культуры общения, творческой инициативы и предприимчивости. Знания, умения и навыки должны стать лишь средством для достижения этих целей. Олимпиады (Интеллектуальные игры) для детей ставят своей задачей как раз выявление уровня подготовки детей по основным учебным дисциплинам в соответствии с критериями, характеризующими ученика как личность.

Предлагаемые задания могут выполняться детьми как индивидуально, так и в группах.

Индивидуальные задания

1. А) Перерисуй узор.

Б) А теперь продолжи узор и в каждую третью фигуру (или над ней) ставь знак “+” (крестик).

2. Найди выражения, имеющие одинаковые значения.

А) 12345678:1234:56

Б) (12345678:1234)х56

В) 12345678:(1234х56)

Г) 12345678:1234х56

Д) 12345678:(1234:56)

Е) (12345678:1234):56

Объясни свой выбор.

3. Молоко, белье, моюсь, ядрышко.

Выпиши слово, в котором количество звуков и букв не совпадает.

4. Выпиши слово, которое по твоему мнению, в этой группе слов является лишним. Объясни свой выбор.

Махал, пахал, нахал, пишет.

5. Запиши в столбик родственные слова и выдели в них корень.

Скосить, косичка, косарь, кость, выкосить, костяной, коснуться, окосеть.

6. У мальчика в двух карманах лежат деньги. Если он заплатит деньгами из первого кармана за конфету, то у него останется там 1200 рублей, а если он будет платить деньгами из второго кармана, то ему не хватит 300 рублей. На сколько рублей больше лежит у мальчика в первом кармане? Сколько денег останется у мальчика, если он купит две конфеты?

7. Просклоняй (измени по падежам) слово говоришь.

8. Измени род этих слов

Краснота-…, красный-…, покраснел-….

9. Определи порядок действий.

Сх А+Вх(Р-Е) 100 – (16:К +7) х М

10. Парит, сможешь, грядка, холодец.

Запиши слово, в котором определяются только твердые и согласные звуки.

Задания в группах

11. Найди значение следующего выражения.

АхС:С+Вх(К+1), если А=2839

ВхК=9731

В=263.

Объясни свой ответ. Попробуй найти несколько способов выполнения задания.

12. Напиши слово, в котором корень тот же, что и в слове безумный, суффикс взяли из слова голова, приставку – из слова разведчик, окончание – из слова сирень.

13. Распредели числа на две группы. Укажи признак, по которому ты разделил их.

36825, 2846, 96334, 6842, 7153, 4826.

14. Найди значение числового выражения.

23224-(12624:24х24+424х25)+2х426х5=…

15. Выпиши в столбик слова с одинаковыми окончаниями.

Квартира, домишко, окошко, малина, солнышко, ласточка, баранка, золото, дедушка, увидела, слева.

Задания могут использоваться и как своеобразный тест, который позволит судить о сформированности мыслительных операций, умении использовать их комплексно. Так, исчерпывание всех возможностей и вариантов решения, которые могут быть получены по одному общему основанию, характеризуют глубину ума. Переключение с одного основания поиска на другое – показывает гибкость ума. Результаты помогут судить о сформированности способности ребенка к контролю и самоконтролю, к деловому общению в группе.