Учимся сочинять загадки

Разделы: Начальная школа


Цель урока: учить приёмам конструирования загадок.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить с особенностями загадок, включающих признаки предметов;
  • формировать умение конструировать загадки;

развивающие:

  • развивать образное мышление, речь;
  • совершенствовать навыки грамотного письма;

воспитательные:

  • развивать коммуникативные качества (навыки работы в группе);
  • воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Сегодня на уроке будем учиться проявлять свою фантазию, творческие способности, сообразительность и умение сочинять загадки. - Как вы думаете, что такое загадка? (Открывается на доске заголовок схемы)

ЗАГАДКА

- На этот вопрос мы попытаемся ответить и научимся сочинять загадки. А поможет нам в этом медвежонок Мишутка (прикрепить на доску картинку медвежонка рядом с деревом и рассказать историю Мишутки).

II. Работа в парах.

Откройте тетрадь-задачник: стр.49 упр.175.

- Чем эти тексты похожи?

- Познакомьтесь с 1-м и 2-м текстами.

- Чем эти тексты похожи?

- О чём говорится в первом тексте?

- Как вы догадались?

- А во втором тексте о ком говорится?

- Как догадались?

- Возьмите в руки синюю ручку. Если перед вами загадка, у цифры поставьте “+”, если не загадка, то поставьте “-”. Объясните своё решение соседу по парте.

Проверяем.

У стола четыре ножки,
По две с каждой стороны,
Но сапожки и калоши
Этим ножкам не нужны. С.Маршак

III. Наблюдение и постановка проблемы

- Что это? Загадка?

- Почему?

- Читаем второй текст:

Эти яблочки румяные
Дружат с зимними полянами
И поют среди берёз,
Невзирая на мороз.

- Это загадка? (Нет, открывается карточка на схеме – нет)

- Почему? (Наэван предмет, открывается карточка на схеме – предмет)

- Читаем второй текст:

Эти яблочки румяные
Дружат с зимними полянами
И поют среди берёз,
Невзирая на мороз.

- Это загадка? (Да, открывается карточка на схеме – да)

- Почему? (Назван другой предмет, открывается карточка на схеме – другой предмет)

- А ещё что? (Назван признак предмета, открывается карточка на схеме - признак предмета)

На доске появляется схема:

- Как можно изменить стихотворение, чтобы получилась загадка?

- Измените стихотворение так, чтобы получилась загадка.

- Запишите получившуюся загадку.

- Найдите слова с орфограммой парные согласные в корне слова и подберите проверочные слова.

IV. Закрепление.

1. Игра “Что у тебя?”.

Ученик получает корзиночку, в котором находится небольшой предмет. Остальные учащиеся задают вопросы чтобы ответы были: да или нет.

- Вопросы можно задавать относительно формы, цвета или размера предмета. Можно спросить съедобно или не съедобно.

- Это съедобное?

- Круглое? 

- Красного цвета?

- Это яблоко?

- А скажите, называется ли в загадке предмет, о котором она придумана?

- А называется ли другой предмет, на него похожий? (Работа с таблицей)

- Указаны ли в загадке признаки, по которым можно догадаться, о чём идёт речь? (Работа с таблицей)

2. Индивидуальная работа.

- Каждый из учеников получает карточку для индивидуальной работы, на которой напечатаны задания трёх уровней:

1) текст зелёного цвета – лёгкий (предполагается один вариант ответа);

2) синего цвета – посложнее (несколько вариантов ответов),

3) красного цвета – самый сложный, дописать самим две строчки в рифму.

- Уровень трудности выберите себе сами. Если не получится более сложное задание, обратитесь к простому.

Удивительный ребёнок!

Только вышел из _______ (пелёнок)
Может плавать и нырять,
Как его родная ________ . (мать)

С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по _______ (лесу)
Рыжий _________ . (циркач)

3. Вывод.

- Какие секреты загадки вы узнали? (Работа с таблицей)

IV. Коллективное составление загадок.

Работа по учебнику с.79, упражнение № 177.

- Что это за предмет нарисованный в окошке?

- Зачем он нужен?

- Из какого материала сделан?

- На что похож?

- Если вам понравилось сравнение, назовите признаки этой “ладошки”. Подберите рифму и попробуйте сочинить загадку.

- Запишите загадку в тетрадь.

V. Самостоятельная работа учащихся.

- Мишутка, сегодня вам приготовил много интересных заданий. Порадуйте и вы его.

- Выберите любой предмет находящийся в классе и попробуйте самостоятельно составить загадку, используя памятку и таблицу.

- Кто готов загадать свою загадку нам?

- А теперь давайте загадки на листочках мы прикрепим к дереву на волшебной полянке, чтобы Мишутке небыло скучно и он мог читать ваши загадки.

VI. Обобщение.

- Чем отличается стихотворение от загадки?

- Можно ли стихотворение превратить в загадку?

- Какова особенность загадок?