Методическое пособие «Применение психологического метода "Флэштренинг" в работе педагога-психолога»

Разделы: Школьная психологическая служба


© Самсонова О.В. Методическое пособие “ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА “ФЛЭШТРЕНИНГ” В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, Москва-2011.

Одобрено использование метода педагога-психолога ГОУ СОШ № 499 САМСОНОВОЙ О.В. “ФЛЭШТРЕНИНГ” и рекомендовано к использованию в образовательных учреждениях на заседании научно-методического Совета Московского комитета образования Юго-Восточного окружного управления Окружного методического кабинета (НМЦ) от 23 мая 2006 года.

Рецензент: Председатель секции психологов научно-методического совета НМЦ Р.Ф.Шахова кандидат философских наук, доцент.

Оглавление

Пояснительная записка

I. Концептуальные идеи психологического метода “Флэштренинг”

1.1. Определение понятия “Флэштренинг”
1.2. Концептуальные идеи флэштренинга
1.3. Функции флэштренинга

II. Технология применения психологического метода “Флэштренинг” в практической работе педагога-психолога

2.1. Алгоритм создания видеоролика к флэштренингу и его практическое применение.
2.2. Из опыта работы.

  • Заключение
  • Библиографический список
  • Приложение

Пояснительная записка

“Некая Истина пыталась дойти до людей.
Она приходила к ним в разных одеждах –
ученого, политика, проповедника.
Но лишь немногие ее принимали.
И только в ярких, причудливых,
волшебных нарядах сказки она
стала понятна всем – детям и взрослым,
богатым и бедным”.
(Автор неизвестен)


Изначально, разработанный мною в 2001 году (в 2006 году первая тезисная публикация в сети интернет), психологический метод "Флэштренинг" был посвящен одной из наименее затронутых проблем в методике работы педагога-психолога с учителями школ и родителями учащихся. Всем знакома ситуация, когда одно событие интерпретируется людьми по-разному. Наше сознание в процессе жизни может искажаться, и все окружающее воспринимается через скрытые фильтры нашего сознания. Материал флэштренинга используется как средство выявления в человеке скрытых мотивов и подсознательных установок, искажающих реальность. Позже метод "Флэштренинг" я стала применять и в работе с детьми.
Положительные результаты практической работы в течение десяти лет с применением метода привели к необходимости описать теоретические и практические аспекты создания и применения флэштренинга, чтобы и другие психологи могли применять этот метод в своей работе.

Многие теоретические подходы, разработанные в арттерапии, артпедагогике и сказкотерапии, оказались приемлемыми для построения теоретического фундамента флэштренинга.

Следует также отметить, что флэштренинг и любой другой мультимедийный продукт – это не одно и тоже, что становится понятным из функций, которые они выполняют. Так как цель флэштренинга воздействия другая. Первоначальную основную смысловую нагрузку видеоролика к флэштренингу несет его текстовое содержание, а эффекты видеоряда и музыки выступают лишь гармоничным дополнением, выполняя роль релаксатора. В случае, когда основное содержание флэштренинга строится на видеоряде, содержание его должно быть изначально глубоко продумано.

Сегодня можно уверенно сказать, что флэштренинг в век информационных технологий займет достойное место среди других методов, использующихся в практической психологии для развития личности, активизации ее ресурсов и потенциала, улучшения взаимодействия с окружающим миром.

Для психолога видеоролик становится именно флэштренингом тогда, когда его содержание осознанно, целенаправленно применяется для оказания психологической помощи.

Приведенная ниже информация будет интересна педагогам-психологам и другим специалистам, работающим в учреждениях образования, расширит и обогатит их профессиональный опыт.

Основная часть методического пособия в приложении (Приложение)

Заключение

Научная новизна психологического метода “Флэштренинг” состоит в том, что в нем представлена целостная концепция релаксации, коррекции и развития.

Теоретическая значимость результатов метода обусловлена разработкой концепции целостности релаксации, коррекции и развития, что является вкладом в развитие теоретических основ работы школьного психолога со всеми участниками образовательного процесса и созданием видеороликов для проведения флэштренинга.

Практическая значимость метода “Флэштренинг”:

  • средство развития личности, доступное всем.
  • содержания музыкального видеообраза позволяет человеку расслабиться, переосмысливать собственный внутренний мир, расширять возможности сознания.
  • позволяет выявить в человеке "скрытые" мотивы и подсознательные установки.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлены методологической обоснованностью исходных позиций, теоретических положений, целостным подходом к решению поставленной проблемы, организации опытно-экспериментальной работы в двух школах (ГОУ СОШ № 499 г. Москвы и Гурульбинской ГОУ СОШ Иволгинского района Республики Бурятия) и устойчивой повторяемостью его основных результатов, соответствием концептуальных позиций; единством общенаучных и конкретных методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования, репрезентативностью объема выборки, разнообразием источников информации, сочетанием количественного и качественного анализа, статистической значимостью экспериментальных данных.

Основные выводы: Проведенная опытно-экспериментальная работа и практическая проверка свидетельствуют о том, что разработанный мною метод имеет положительные результаты и может использоваться в работе педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса. Использование флэштренинга позволит людям, обратившимся к вам за помощью, в улучшении своих отношений с окружающими, облегчит преодоление эмоциональных проблем, даст возможность задуматься о своей человеческой сути и найти выход из кажущейся безнадежной ситуации. Данный метод, безусловно, обогатит арсенал школьных психологов, поможет людям “остановиться”, посмотреть на себя со стороны, чутко прислушаться к себе.