Методическая разработка по профилактике дисграфии у детей предшкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Учителя специальных и массовых школ выделяют значительную группу детей с тяжелыми нарушениями речи, которые испытывают трудности при овладении грамотой.

При обследовании этих детей отмечается, что у большинства из них нарушены память, внимание и фонематический слух.

В качестве профилактических мер предлагаем материал из опыта работы по обучению этого контингента детей.

В основу положен психолого-педагогических подход к формированию в процессе обучения устойчивости памяти и внимания.

На основе речевого опыта ребенка с помощью системы специальных упражнений создаются необходимые условия для углубленной работы над словом.

Тяжелое нарушение речи у детей предшкольного возраста является предпосылкой к развитию проблем в письменной речи, иначе говоря, акустической и оптической дисграфии.

Предлагаемая последовательность упражнений дает возможность педагогам формировать у ребенка ряд мыслительных операций над словом, развивать внимательное отношение к речи, совершенствовать память и внимание.

1. Игра “Звонкий – глухой”.

Цель:

  1. Развитие фонематического слуха.
  2. Дифференциация звонких и глухих согласных

Оборудование: Два игровых поля, помеченные желтым и коричневым маркерами, где желтый цвет обозначает звонкий согласный, коричневый – глухой; предметные картинки.

Ход игры: Ребенку предлагаются два игровых поля и предметные картинки, лежащие изображением вниз, и дается инструкция: “Выбери любую картинку, назови предмет, который на ней изображен. Если название предмета, изображенного на картинке, начинается со звонкого звука, необходимо положить эту карточку на поле с желтым квадратом. Если же звук глухой – соответственно на поле с коричневым квадратом”.

Игра заканчивается, когда оба поля заполняются картинками.

*В зависимости от стартового уровня участников игры, задание может быть усложнено наличием картинок, названия которых начинаются с гласных или непарных звуков.

2. Игра “Четвертый лишний”.

Цель:

  1. Развитие аналитической функции мышления.
  2. Автоматизация звука [Р] в словах

Оборудование: наборы предметных картинок по обобщающим понятиям, в названии которых встречается звук [Р] в разных позициях.

Ход игры: Перед ребенком выкладываются три картинки, объединенные обобщающим понятием, и одна не относящаяся к нему. Предлагается назвать слова, определить, какой общий звук в них встречается, выделить слово не подходящее ко всем остальным. Объяснить – почему?

рак, рыба, краб, сорока

горох, персик, помидор, картофель

свитер, сарафан, кроссовки, рубашка

баран, рысь, тигр, пантера

* Наборы картинок можно давать в контексте изучаемой лексической темы

3. Игра “Собери коврик”.

Цель:

  1. Развитие фонематического слуха
  2. Дифференциация звуков [Ж] [З]

Оборудование: Игровое поле (квадрат 3*3), картонные фишки зеленого и желтого цветов.

Ход игры: Педагог произносит слова. Если слово начинается со звука [З], ребенок ставит на поле фишку зеленого цвета, если слово начинается со звука [Ж] – желтого. Клетки поля заполняются последовательно слева направо, сверху вниз.

* В качестве усложнения задания можно использовать поля с большим количеством клеток (3*4, 4*4). А так же совместно с педагогом ребенок может заполнить лишь половину поля, оставшуюся часть ребенок заполняет самостоятельно, учитывая симметрию рисунка. А затем подбирает слова согласно выложенному узору.

4. Игра “Вылечи больные буквы”.

Цель: Закрепление графического образа буквы

Оборудование: карточка с элементами буквы.

Ход игры: Ребенку дается карточка, на которой написаны элементы буквы. Ребенку необходимо дописать (“вылечить”) буквы.

5. “Зоркий глаз”.

Цель: развитие зрительного внимания, закрепление графического образа букв.

Оборудование: корректурная таблица букв.

Ход игры: Перед ребенком кладется корректурная таблица и дается инструкция “Вычеркни все буквы А ”

*В качестве усложнения задания можно предложить букву А обвести в кружок, а букву У зачеркнуть.

6. “На что похожа буква”.

Цель: Закрепление графического образа буквы.

Оборудование: картинки с изображением предметов, напоминающих графический образ буквы, лист бумаги с заранее написанной на нем буквой.

Ход игры: Совместно с педагогом ребенок рассматривает предметные картинки, выявляя сходство в их изображении с графическим образом той или иной буквы. Затем ребенку предлагается самостоятельно превратить букву в какой-либо предмет (например: букву Л можно превратить в шалаш, зонтик, использовать в качестве крыши дома)

7. “Как зовут собаку?”.

Цель: развитие фонематического анализа и синтеза.

Оборудование: предметные картинки с изображением шубы, автобуса, репки, иголки, кошки.

Ход игры: На табло выставляются картинки в определенной последовательности. Ребенку предлагается произнести название картинок, определить первые звуки и составить из них кличку собаки.

Ш А Р И К

8. “Волшебный квадрат”.

Цель: закрепление графического образа букв, развитие зрительного внимания, аналитической функции мышления.

Оборудование: Квадратное поле, разделенное прямыми и диагональными линиями на восемь секторов, счетные палочки.

Ход игры: По прямым и диагональным линиям, используя счетные палочки, ребенок находит и выкладывает предлагаемую взрослым букву. В качестве усложнения задания ребенку предлагается самостоятельно найти и выложить как можно больше букв, спрятанных в квадрате.

9.’’Подбери схему к слову”.

Цель: Развитие фонематического слуха, аналитической функции мышления, зрительного внимания и ориентировки на листе.

Оборудование: Набор предметных картинок по лексической теме (5–6 штук), схемы к этим предметным картинкам, где красный цвет обозначает гласный звук, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный.

Ход игры: Перед ребенком выкладываются в столбик предметные картинки, слева во втором столбце в произвольном порядке кладутся схемы к словам. Необходимо подобрать к каждой картинке соответствующую схему.

10. “Найди товарища”.

Цель: развитие фонематического слуха, дифференциация звонких и глухих согласных.

Оборудование: фланелеграф, два набора предметных картинок, в одном из которых слова начинаются с глухого согласного звука, а в другом – со звонкого.

Ход игры: На фланелеграфе в первом ряду находятся картинки: барабан, флаг, курица, дудочка, собака, шишка; во втором ряду: попугай, волк, гусь, трамвай, зонт, жук.

Ребенок должен расставить картинки так, чтобы первые звуки слов составляли пару “звонкий-глухой”.