Рабочая тетрадь как одно из эффективных средств организации самостоятельной работы студентов

Разделы: Математика, Химия, Общепедагогические технологии


В условиях реализации компетентностного подхода особое внимание уделяется не только усвоению определенной суммы знаний и отработке умений, но и самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы и осмыслению учебного материала. Самостоятельно найденный ответ - маленькая победа для учащегося, придающая ему уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения. Один из методов развития целенаправленной организации самостоятельной работы студентов является внедрение в учебный процесс рабочих тетрадей.

Рабочая тетрадь - это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе студента по освоению учебной дисциплины в аудитории и дома, может быть использована студентами в самостоятельном освоении теоретического материала и формировании практических умений и навыков, при подготовке к промежуточной аттестации по дисциплинам.

Различные типы рабочих тетрадей отличаются по содержанию. Рабочая тетрадь может содержать краткие теоретические сведения, словарь новых понятий, алгоритм решения заданий, развивающие, творческие упражнения, вопросы для самоконтроля, список информационных ресурсов и т.д.

Выполнение заданий рабочих тетрадей создает прочную базу для постижения и усвоения основного материала дисциплины и является одним из наиболее результативных видов самостоятельной работы студента.

Мы предлагаем варианты тренировочных рабочих тетрадей по дисциплинам "Математика" и "Химия". Рабочая тетрадь нами рассматривается, как портфолио достижений студента, отражающего систематическую и непрерывную оценку и самооценку учебных результатов учащегося по дисциплине.

Отличие тетрадей по двум дисциплинам состоит в том, что на дисциплине "Математика" каждый студент работает по индивидуальной траектории, а на дисциплине "Химия" предусмотрено два направления рабочей тетради: 1 вариант - репродуктивного уровня, 2 вариант - продуктивного.

Методическое обоснование создание рабочей тетради на дисциплине "Математика"

Математическое образование является средством активного интеллектуального развития человека, его мыслительных способностей.

Человек, изучающий математические термины, утверждения, доказательства, умеющий решать задачи, вырабатывать стиль мышления, характеризующийся краткостью, лаконичностью, логикой суждений. Человек, знающий математику, и в своей профессиональной деятельности стремится строго следовать тому предписанию и набору правил, которые приводят к получению правильного результата. С этой точки зрения, конкретные математические знания рассматриваются как основы для дальнейшей профессиональной деятельности, а сам процесс изучения математики - как развивающая функция, способствующая повышению интеллектуального уровня обучающегося.

На изучение дисциплины "Математика" рабочей программой выделено недостаточно часов для глубокого изучения, так на практические занятия приходится всего 20 часов (из них на контрольную работу и итоговое занятие - 4 часа). Студенты приходят со слабыми базовыми знаниями и иногда в течение занятия опросить каждого студента не удается.

С другой стороны основной учебник "Математика" автора Пехлецкого И.Д. не содержит задания профессиональной направленности и не позволяет в полной мере сформировать профессиональные компетенции.

На дисциплине "Математика" было решено разработать для каждого студента индивидуальный вариант рабочей тетради для самостоятельной внеаудиторной работы. Таким образом, всего было разработано 18 вариантов рабочих тетрадей, что позволило реализовать индивидуальный подход.

Рабочая тетрадь для самостоятельных работ содержит задания в определенной логической последовательности, соответствующей рабочей программе.

Задания подобранны в каждом варианте тетради в соответствии с требованиями к знаниям и умениям, предъявляемым по стандарту. По мере изучения тем задания в рабочей тетради усложняются. Особенностью рабочей тетради является то, что все прикладные задачи рабочей тетради носят профессиональную направленность.

Рабочая тетрадь содержит ответ на вопрос "Зачем тебе изучать математику?", критерии оценивания и самоотчёт об успеваемости по математике, что позволяет создать ситуацию успешности: студенты отслеживают свой рабочий график и свою успеваемость. В рабочей тетради содержатся также информационные ресурсы, которые помогут студентам при решении того или иного задания.

Таким образом, в рабочей тетради соблюдены все принципы дидактики.

Организация самостоятельной работы с помощью рабочей программы осуществляется следующим образом: студенты выполняют задания во внеаудиторное время в качестве домашней работы, затем на консультации защищают свою работу преподавателю.

Рабочая тетрадь прошла апробацию, с последующей коррекцией и полностью оправдала ожидания преподавателей.

Таким образом, рабочая тетрадь для самостоятельной внеаудиторной работы на дисциплине "Математика" используется преподавателем для текущего контроля знаний и умений студентов и является эффективным средством организации самостоятельной работы студентов.

(Приложение 1)

Методическое обоснование создание рабочей тетради на дисциплине "Химия"

За свою историю химия накопила большой багаж знаний, усвоить который студентам дается с большим трудом. Опыт показывает, что студентам даже на практических занятиях трудно воспроизвести содержание лекции, особенно, трудности, возникают при составлении уравнений химических реакций при участии органических соединений. На занятии времени на отработку умений по составлению уравнений реакций недостаточно. Кроме того имеющиеся в наличии учебники содержат недостаточно упражнений разноуровневого характера. Поэтому появилась необходимость создания рабочей тетради по органической химии для студентов 1 курса.

Целью создания рабочей тетради является формирование прочных химических знаний по основным типам химических реакций и формированию практических умений на составление химических уравнений через овладение студентами навыков самостоятельной работы с материалами лекции, учебников, Интернет-ресурсами.

Разделы рабочей тетради соответствуют логике расположения учебного материала в учебной программе и содержат 8 наиболее сложных для восприятия учебных тем по органической химии.

Структура рабочей тетради такова, что она содержит задания по составлению уравнений химических реакций, вопросы по определению типа химической реакции, условий реакций и названию продуктов реакции. В каждой теме заключительное задание представлено в виде цепочки превращений, которая направлена на развитие логических связей и формированию осознанных прочных химических знаний.

Каждая тема в рабочей тетради представлена в двух вариантах. Первый вариант включает задания репродуктивного характера и рассчитан на студентов, имеющих слабые знания по химии. Второй вариант включает задания продуктивного характера. Разноуровневые варианты заданий позволяют студентам объективно оценить свой уровень знаний и стремиться повысить его.

Рабочая тетрадь содержит чистые поля, которые позволяют студентам работать непосредственно в рабочей тетради.

Критерии оценки заданий в рабочей тетради зависят от степени сложности варианта. Задания I варианта оцениваются максимально в 4 балла по пятибалльной шкале, задания II варианта (усложненного) оцениваются максимально в 5 баллов.

За каждое ошибочно составленное уравнение от максимального балла отнимается в I варианте -0,5 балла за уравнение, -0,1б за теоретический вопрос, во II варианте - 0,3 за уравнение, -0,2 балла за теоретический вопрос.

Критерии оценки:

  "2" "3" "4" "5"
I вариант Менее 2,0 2,0 - 3,2 3,3 - 4,0  
II вариант Менее 3,5 3,5 - 3,9 4,0- 4,5 4,6 - 5,0

Бальная оценка заданий в рабочей тетради и таблица "Форма отчета по работе в рабочей тетради" позволяют студентам самим отслеживать свою успеваемость и ориентируют на успех.

Задания в рабочей тетради прошли успешно апробацию с последующей коррекцией и могут быть использованы преподавателями химии на занятиях.

Рабочая тетрадь по химии позволяет не только организовать эффективную самостоятельную внеаудиторную работу студентов, но и способствует саморазвитию студентов, повышению их качества знаний.

(Приложение 2)